30 апреля 1885 г. Василий Иванович Колчак написал прошение на имя директора 6-й Петербургской гимназии: "Желая, чтобы сын мой Александр был подвергнут испытанию наравне и в одно время с учениками во вверенном Вам учебном заведении, ...покорнейше прошу о том распоряжения Вашего, причем имею честь сообщить, что он подготовлялся к поступлению в 1-й класс и до сего времени обучался дома. При сем прилагаю метрическое свидетельство..., свидетельство о привитии оспы и 10 руб. в пользу экзаменаторов".- п
Чтобы поступить в первый класс (а не в приготовительный), нужно было сдать экзамен, за который взималась плата. На том же документе стоит помета за чьей-то подписью: "Деньги 10 р. получил".
Родителям свойственно направлять детей по пройденной ими самими тропе. Или по той тропе, которую они для себя когда-то намечали. Мы помним, что и Василий Иванович свой жизненный путь начинал с гимназии. Остается лишь гадать, хотел ли он, чтобы его сын стал военным. Возможно, и нет. Чтобы стать офицером, надо было идти в юнкерское или морское училище, инженером - в реальное. Гимназия же предполагала занятия науками или службу по гражданскому ведомству.
26 июля того же года Василий Иванович написал на имя директора гимназии новое прошение: "Желая дать образование сыну моему Александру Колчак во вверенном Вам учебном заведении, имею честь просить распоряжения Вашего о том, чтобы он был помещен в I классе, в который выдержал экзамен в мае месяце с. г. При этом желаю, чтобы сын мой... обучался в назначенных для того классах обоим новым иностранным языкам, буде окажет достаточные успехи в обязательных для всех предметах, в противном же случае французскому языку и кроме того рисованию за особую установленную по сему предмету плату...".
Судя по имеющимся сведениям, юный Колчак учился в гимназии на удивление плохо. Разыскана табель его успеваемости за II класс, в коем он пребывал в 1886/87 учебном году. Оценкой в 5 баллов отмечено только поведение - да и то за первое полугодие, а затем по поведению появились четверки. Относительно успешно шло постижение закона Божия и географии: здесь тройки перемежались с четверками, а за год выведены были четверки. Хуже всего обстояло дело с немецким и французским языками, по которым Колчак получал в четвертях тройки, тройки с минусом и двойки.
Письменный переходной экзамен Колчак едва ли не провалил: двойка по русскому языку, тройка с минусом по латинскому, тройка по математике, тройка с минусом по немецкому и двойка по французскому. По русскому и французскому языкам назначены были устные испытания, на которых получены были тройки, и окончательный балл по обоим предметам определили как три с минусом. Педагогический совет принял решение о его переводе в следующий класс.
Плохая успеваемость, возможно, отчасти объяснялась дальностью гимназии от места жительства. Она находилась на Фонтанке, вблизи нынешней площади Ломоносова. Пансиона не имела. А у Колчаков, людей небогатых, вряд ли был собственный выезд. Можно предположить, что именно из-за дальности расстояния Колчак пропускал много уроков: только в 1-й четверти- 66, все по уважительным причинам. Потом, правда, это количество сократилось, но отметки лучше не стали.
Молодые годы А. В. Колчака / П. Н. Зырянов
На фото: 12-летний А. Колчак, 1886 г.
Комментарии (0)