Я, к сожалению, при всей любви к православному храму и его символике совершенно об этом не задумывалась. А зря!
Ведь форм крестов довольно много, они очень красивы и каждая форма имеет свое значение!
Кресты украшают купола православных храмов во всем мире, и если быть внимательным – то окажется, что внешне они могут сильно отличаться!
Озадачившись этим вопросом, я кучу времени провела в справочниках, и вот мне повезло.
В 2006 году была издана удивительная книга, которую сейчас можно найти только у букинистов. Представляю: «Русский крест». Фотограф Энвер Шейдаев, текст Марина Анашкевич.
И что же в ней удивительного? Все!
Фотограф начал собирать коллекцию снимков крестов еще в советское время, когда абсолютное большинство наших сограждан были далеки не только от православия, но и от его культурного наследия. Да и сам Энвер Ибрагимович за свои «странные» интересы ходил под угрозой чуть ли не уголовного дела. Единственная его выставка была организована в 1968 г., но, в связи с известными событиями в Чехословакии, быстро свернута.
География съемок поражает и сегодня: было снято около 500 крестов по всей России. Шейдаев побывал и в центральной России – Москве, Подмосковье, на Вологодчине, во Владимирской, Ярославской, Тверской и Рязанской областях. Был в Санкт-Петербурге и окрестностях, в Новгородско-Псковском регионе и даже в Сибири! А если говорить о хронологии – на его снимках можно увидеть кресты с XII до XX века (а это позволило исследователям, опираясь на коллекцию, изучать развитие форм надглавного креста).
И это не все – большая часть крестов сохранилась только на этих фотографиях. Церкви разрушались, кресты сдавались на металлолом или исчезали. Если церкви восстанавливались – в большинстве случаев кресты ставились новые, и старые опять исчезали. В 90-х годах прошлого века, когда бешеными темпами начали строиться новые храмы, снимки Шейдаева часто оказывались единственным источником для создания крестов.
А если отвлечься от чисто религиозных смыслов, то окажется, что только благодаря Энверу Шейдаеву в нашей истории появился огромный массив данных об отдельном направлении кузнечного дела. Сказочное узорочье многих крестов остается вершиной кузнечного мастерства и сегодня.
Процитирую Марину Анашкевич: «Шедевры безвестных русских мастеров оказались настоящей сокровищницей народного творчества, бесценной азбукой, по которой можно учиться "грамоте", передававшейся "из уст в уста", - ведь чертежей тогда никто не делал. …надглавные кресты - кладезь христианских символов, что в дивном плетении одухотворенного металла они хранят бесконечно богатое предание».
Сейчас фотографии Энвера используют реставраторы, искусствоведы, кузнецы и ювелиры (!). Давайте и мы посмотрим на тонкое кружево…
Крест трилистник – символ Троицы
Виноградная лоза – символ Христа (вспомним легенду о превращении воды в вино)
Побеги и цветочные бутоны – возрождение, воскресение Христа
Косая перекладина – «мерило праведное» - символ перекладины весов Страшного суда
Это только часть тех типов крестов, которые можно увидеть в книге «Русский крест».
И на прощание (я – удивилась!)
Энвер Ибрагимович Шейдаев: член Союза кинематографистов России. Участвовал в создании более 50 фильмов. Среди них: «Нейтральные воды», «Достояние республики», «Петр I», «Завтра была война», «Вам и не снилось», «Д.М.Б».
Комментарии (0)