История,Альтернативная история,История России,СССР

Александр ЗИБОРОВ: "КРЕСТЬЯНИН ВЫШЕ ЦАРЯ"

         Интересный вопрос: почему большевики сделали ставку именно на пролетариат - рабочих? Из каких соображений? Чем они руководствовались?..

       Теоретически это «обосновали» следующим образом: мол, пролетариат - передовой и сознательный класс, «могильщик капитализма», с безошибочным классовым чутьём и т.п. Объявили «диктатуру пролетариата», на деле же правили сами, в реальности существовала партийная власть, даже не советская (не власть советов), а пролетариат был превращён в ширму.

       Давно меня терзают смутные сомнения, что нам всем врали.

       С небольшой натяжкой можно сказать, что большевики следовали примеру Робин Гуда, который грабил богатых и делился с бедными. Он был умным человеком, и понимал, что действовать иначе просто нелепо: грабить бедных, вроде стрижки кошки - визгу много, а шерсти мало. У них ничего путного не возьмёшь. И смешно этими крохами делиться с богатеями, те не поймут и посмеются.

       Большевики были не менее умны, чем упомянутый грабитель.

       Капиталисты, фабриканты, заводчики, купцы и тому подобные им не подходили по определению.

       Священники служили Богу, офицеры - Государю, Родине, честь имели.

       Интеллигенты - вроде штучного товара, каждый наособицу, со своим норовом, себе на уме. Попробуй уговорить каждого в отдельности, всей жизни не хватит. Ленин хорошо это понимал, а потому интеллигентов и интеллигенцию иначе как словом на букву "Г" не называл. Относился к ним как к кровным врагам, кстати, будучи сам интеллигентом.

      Оставался выбор между рабочими и крестьянами.

      Кстати, по статистике 1917 года первых в Российской империи было около 8%, а вторых в десять раз больше, свыше 80%.

       Казалось бы, по канонам демократии, следовало использовать именно крестьян, но...

       Известно мудрое изречение: "Наши недостатки - продолжение наших достоинств". И - наоборот.

       Уважаю всех, рабочих тоже, но о скажу и о их недостатках.

       Рабочие привыкли к дисциплине, подчиняться, послушно выполнять распоряжения и порученное им дело. Они, как правило, работают группами, нередко - очень большими (на заводах). Их легко найти, собрать, организовать и убедить не очень сложно. Помогает и привычка слушать начальника.

       Психологам известен фактор, названный ими "террором среды". Как ни парадоксально, но повлиять на толпу гораздо легче, чем на отдельно взятого человека. Потому пламенные ораторы воспламеняют речью огромные стадионы, но нередко оказываются не в состоянии переубедить одного-единственного оппонента.

      Так и тут.

      Крестьяне рассеяны на огромных территориях, попробуй, сыщи каждого, собери всех в одном месте. Потом каждый из них - индивидуал, действует практически в одиночку. Ему приходится полагаться только на себя, принимать решения самостоятельно. Даже соседи в одном селе работают по-разному, сообразуясь с обстоятельствами: например, поле одного чуть выше, лучше прогревается, засушливее, а у другого - ниже, с более влажной почвой. Сеют в разное время и то, что лучше растёт именно здесь. От верности принятого решения порой зависела судьба самого крестьянина и всей его семьи: посеешь преждевременно - посевы может погубить заморозок, опоздаешь - большого урожая не соберёшь. И так - во всём. Постоянно приходится мыслить самостоятельно, действия каждого из них в чём-то иные. В крестьянских семьях имелось разное количество людей, не одинаков был инвентарь, у кого-то больше лошадей, одни менее опытные, а другие более, кто-то сильнее и выносливее.

      При работе в одиночку в поле можно подвергнуться нападению диких зверей или злодеев, так что нужно уметь дать отпор. или суметь скрыться. Обычны разные стихийные факторы: холод или жара, засуха или дождь, а то последний ещё и с сильнейшим ветром.

       При внешней простоте ответственность на каждом крестьянине лежала огромная. Потому и вырабатывались у него специфические качества: смекалка. сообразительность, решительность, мужественность, высокие физические качества. Каждый становился настоящим чудо-богатырём (полководец Александр Суворов), удивляя окрестные народы. По умению предельно выкладываться в короткий срок русские крестьяне не имели себе равных на планете: за короткое лето они успевали обеспечить себя на долгую зиму всем необходимом, да ещё при этом «кормили Европу», в которой климат куда более благоприятный, а в иных тамошних странах лето в полтора-два раза длиннее нашего. Несмотря на это, в начале двадцатого века Российская империя являлась мировым лидером в производстве продовольствия.

       С древности идёт поговорка: "Крестьянин выше короля". Это потом крестьян закабалили с помощью крепостного права. Особо большой вклад в это внёс Пётр I.

       Но даже ярмо не смогло убить в крестьянах их исконных качеств.

       Только одна цитата гениального Александра Сергеевича Пушкина о крепостном крестьянине.

       "Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлености и говорить нечего… В России нет человека, который не имел бы своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в  чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши: у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню… Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения» …" (стр. 291, том 7. ПСС А.С. Пушкина. Москва: издательство «Наука», 1964 г. Тираж 200 000 экз.)

       Обращаю внимание, что сие сказано о крепостном крестьянине. Казалось бы, такой должен быть робким, запуганным, жалким, глупым, но он совсем иной. Можно представить, каким был русский крестьян до крепостного ярма. Действительно был выше царя!

       Потому большевики в принципе не могли договориться с такими "царями", сделали ставку на более покорный и управляемый пролетариат. Кстати, Ленин практически всегда высказывается о крестьянах в негативном смысле, порой очень жёстком - до откровенной ненависти. Обратитесь к его наследию, почитайте статьи и заметки, убедитесь в этом.

       Именно при «советской власти» появилось презрительное словцо «колхозник», в смысле - неумный, незнающий, простоватый, недалёкий. Тогда нередко звучало уничижительное – «из колхоза», как синоним словам – из захолустья, глубинки, из какой-то «дыры», где лаптем щи хлебают и при этом мимо рта проносят…

      А вот в русском народном эпосе отношение к крестьянам весьма уважительное. Например, имеется величественный образ пахаря Микулы Селяновича, олицетворение силы крестьянской.

       Например, в былине о Вольге.

       Вкратце перескажу…

      Ехал могучий богатырь Вольга (князь по меркам того времени, почти царь) по полю со своими дружинниками, с ним их было тридцать человек. Услышали богатыри в поле оратая: тот кричит, посвистывает, его соха поскрипывает, омешики по камешкам почиркивают. Весь день дружина ехала, но так его и не увидела. Скакала весь следующий день: слышит, а не видит. Третий день до вечера мчались, наконец догнали пахаря с соловой кобылой. Тот борозды ведёт, пни одной рукой вывёртывая и в сторону откидывая.

       Былина описывает его так:

                       "А у оратая кудри качаются,

                       Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

                       У оратая глаза да ясна сокола,

                       А брови у него да черна соболя.

                       У оратая сапожки зелен сафьян

                       Вот шилом пяты, носы востры,

                       Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

                       Около носа хоть яйцо прокати.

                       У оратая шляпа пуховая,

                       А кафтанчик у него черна бархата..."

       Подивился Вольга его силе и пригласил в свою дружину. Согласился Микула, и уже было поехал, но спохватился, что оставил соху без призора. Попросил вытащить её из земли, отряхнуть и забросить в куст ракитовый от злых людей.

       Дружинники сошлись вокруг сохи, но даже все вместе сдвинуть её не смогли. Микула Селянович же подошёл, одной рукой легко вытянул, отряхнул и бросил в ракитовый куст. Поскакал на своей кобылке соловой, за ним богатыри угнаться не могли...

       В другой былине рассказывается про небывало могучего Святогора, которого земля не носила, потому он только по горам скакал.

       Ехал Святогор и размышлял о силе своей непомерной: "Был бы столб у земля с кольцом, то я бы подошёл, взялся за кольцо и всю землю бы перевернул..."

       Забавы ради Святогор вековые дубы с корнем вырывал и далеко в сторону отбрасывал.

       Заметил далеко впереди себя путника. Пустил коня тихой рысью, но догнать не может. Перешёл на крупную рысь, а затем и вскачь пустился: горы затряслись, скалы попадали вниз, но догнать никак не может. Тот же идёт себе спокойно размеренным шагом, даже не запыхался.

       Закричал ему вдогонку богатырь:

       - Остановись, подожди меня!

       Путник остановился, опустил с плеча котомку на землю.

       Подъехал к нему Святогор, смотрит и видит, что тот ростом не мал, статью крепок. Одет по-крестьянски: рубаха и лапти, на плечах плащ дорожный, внизу лежит котомка холшовая.

       Святогор спросил:

        - Что у тебя в котомке?

        Тот отвечает:

      - Возьми и сам посмотри.

       Сначала Святогор попытался поднять её концом своей плётки, но это ему не удалось. Потом нагнулся, рукой ухватил котомку - поднять не смог. Тогда сошёл с лошади и принялся тянуть изо всех сил: горы зашатались, сам по пояс в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь идёт. Поднять котомку не может.

      Удивился:

       - Что же у тебя такого в котомке, что даже я поднять не могу?

       Путник ему ответил:

       — Там у меня тяга земная. Никому другому её не поднять.

       Святогор спросил:

       — Скажи, добрый человек, как тебя зовут?

       — Зовут меня Микулой, из селян я, из землепашцев.

       Сказал так, легко забросил котомку за плечо и пошёл своим путём. Возможно, где-то бродит по сей день...

       В былине говорится, что с Микулой Селяновичем никому биться нельзя, так как «весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля».

       Микулов - крестьяне, которые выше всех царей, королей, генсеков, президентов.

      Должны быть таковыми. На крестьянах вся тяга земная.

Александр ЗИБОРОВ.


Источник: Александр ЗИБОРОВ: "КРЕСТЬЯНИН ВЫШЕ ЦАРЯ"
Автор:
Теги: история Царь 1917 баня бархат бедность

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства