Остров Кипр находится в восточной части Средиземного моря. Долгое время он является камнем преткновения между Грецией и Турцией. К тому же, до 1960 года эта территория принадлежала Великобритании. Местное население тоже делилось на греков и турок, что порождало дальнейшие конфликты.
В 1974 году на Кипре произошёл очередной переворот, организованный с греческой стороны. Его сторонники выступали за воссоединение с Грецией. Разумеется, Турция не могла это просто так оставить. Под предлогом защиты турок-киприотов было принято решение о начале десантной операции на остров. Она получила соответствующее название — «Операция Атилла» (тур. Atilla Harekâtı).
Это была комбинированная операция по высадке десанта как с моря, так и с воздуха. Для этого в прикрытие было выделено 5 эсминцев турецких ВМС и 8 эскадрилий ВВС. Также велась воздушная разведка. Именно она 19 июля засекла греческий большой десантный корабль Lesbos, перевозивший сменный контингент греческих войск на Кипре. Турецкое командование было не в шутку обеспокоено. Учитывая также данные, что несколько греческих кораблей направилось к острову, было принято решение направить на перехват все имеющиеся силы.
F-100D Super Sabre ВВС Турции
Ночью с 20 на 21 июля греческие корабли сменили курс на Родос, о чём турки не догадывались. Тем временем 3 турецких эсминца (Adatepe, Kocatepe и Maresal Fevzi Cakmak) были направлены северо-восточнее Кипра. Им была поставлена задача прикрытия сил, высаживающихся на остров, и недопущения прорыва греческих кораблей с подкреплениями. Такая же задача была поставлена 111-й, 112-й, 141-й и 191-й эскадрилиям ВВС. Всего в воздух было поднято 48 самолётов типа F-100D Super Sabre и F-104G Starfighter, часть которых несла 750-фунтовые авиабомбы.
Перед вылетом ВВС связалось с ВМС, получив от последних данные, что в районе операции союзных кораблей нет. Поэтому лётчики были готовы атаковать любой боевой корабль в регионе. Так и получилось, когда после полудня с самолётов были замечены три эсминца. «Противник» сперва пытался выдать себя за своих, подняв турецкие флаги. Но пилоты показали отличный уровень подготовки. В результате атаки все три корабля получили попадания, а один из них взорвался и затонул. Ответным огнём ПВО было сбито два или три самолёта — тут данные разнятся. Но это была малая цена за три «вероятно потопленных корабля противника».
Турецкий эсминец TCG Kocatepe
Тем временем турецкие эсминцы были атакованы несколькими десятками самолётов F-100 и F-104. Попытка поднять флаг для опознания не помогла, и вскоре эсминец Kocatepe получил попадания бомб в машинное отделение, в боевой информационный центр, а также в погреб боеприпасов. Последнее оказалось смертельным для корабля — он взорвался и затонул. Adatepe и Maresal Fevzi Cakmak получили серьёзные повреждения, но остались на плаву. На эсминцах погибли, по разным данным, от 70 до 160 моряков, хотя официально Турция признала только гибель 54.
Спустя какое-то время правда стала известна. Турецкие пилоты атаковали свои же корабли, потопив один и сильно повредив ещё два. И причина такой ошибки довольно понятна. Все 3 эсминца принадлежали к типу Gearing и были получены от США. Именно такие же корабли стояли на вооружении их противника — ВМС Греции.
Таким образом, «Битва при Пафосе» стала самым крупным случаем «дружественного огня» с момента окончания Второй мировой войны.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS .
Комментарии (0)