История,Альтернативная история,История России,СССР

Царь Алексей Михайлович: почему раскололась Церковь?

Историки, отвечая на вопрос о том, почему произошёл раскол в Русской православной церкви зачастую ограничиваются канвой событий середины XVII века. На мой взгляд, это не верно. Предлагаю взглянуть на эти явления в контексте развития духовной культуры Ренессанса, поскольку её влияние предопределило характер развития Русского общества и государства.

Начнём с Германии!

Однажды Эрфуртский монастырь посетил Иоганн фон Штаупиц – доктор богословия, основатель Виттенбергского университета и главный настоятель всех августинианских монастырей в Германии. Во время обхода монастыря Штаупиц невольно обратил внимание на молодого монаха, который резко выделялся среди остальных. Это был Лютер. Его болезненный вид невольно бросался в глаза.

Монах Мартин Лютер

Впавшие глазницы и истощенная фигура выдавали в нем систематическое недосыпание и непрерывные посты, а подавленный тон разговора свидетельствовал о том, что он не находил в монашеской жизни никакого духовного успокоения. Узнав причину подавленного состояния молодого монаха, Штаупиц сказал: «Я больше тысячи раз зарекался перед Богом жить праведно, но еще ни разу не смог сдержать свое слово. И теперь я больше не даю никаких обетов, так как знаю, что все равно их не выполню. Если Бог не окажет мне милости Христа ради, то я ни за что не смогу устоять перед Ним. И если ты желаешь обратиться к Богу, то перестань усердствовать во всем этом самоотвержении, самонаказании и самоистязании – просто люби Того, Кто прежде возлюбил тебя».

Эта мысль была новой для Лютера. Он всегда представлял Бога как далекого Творца, строгого надзирателя и сурового Судью, но теперь у него появилось новое начало в исканиях Бога: он должен доверять Ему как Богу любви.

Когда Лютеру исполнилось двадцать шесть лет, ему было предложено принять участие в паломничестве, которое в корне изменило его взгляды на жизнь. Несколько монастырей избрали его своим представителем для визита к папе римскому. У Лютера захватило дух от такой возможности, так как он был убежден, что Рим – это само средоточие благочестия, сердцевина Святой Церкви.

Худ. Рафаэль. Папа Лев X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.

Лютер пришел в Рим, как школьник с разбегающимися глазами, он жадно вбирал в себя все суеверия и обряды, верил всему, о чем ему рассказывали, истово принимал участие в службах и церемониях. Но вскоре он увидел, что римские священники смеялись над его серьезностью и искренностью. Он был поражен тем, с каким безразличием относились они к совершаемым литургиям и службам, поражен их вопиющим невежеством и непочтением к Богу и к святым вещам.

Это осознание бессилия и несостоятельности католической церкви произвело на Лютера самое глубокое воздействие, ведь именно Церковь была его единственной надеждой в вопросе спасения души.

Codazzi,Viviano (1604-1670) Базилика Св Петра в Риме.

По возвращении в Виттенберг он, как никогда раньше, загорелся желанием понять, что говорит Библия об истинной вере и о пути познания Бога. По мере того, как Лютер исследовал Новый Завет, он понял, что, согласно Библии, «нет праведного ни одного, …потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:10, 23). Он был поражен тем ужасным одиночеством и агонией, которые Христос претерпел на Голгофском кресте, и осознал, что единственной причиной этих страданий было то, что Христос понес наказание за грехи людей, чтобы дать им искупление. Размышляя о безмерной любви Христа, он был совершенно поражен тем, как Христос сошел с небес в наш мир, имея поручение помиловать недостойных грешников, заплатив столь дорогую цену. Но каким образом человек может быть уверенным, что его собственные грехи прощены? Лютеру было тридцать лет, когда он пережил обращение ко Христу. Однажды он сидел в своей келье, изучая Послание Павла к Римлянам, и пришел к словам: «Праведный верою жив будет» (Римлянам 1:17).

А. Дюрер "Мартин Лютер"

Лютера осеняет, что "правда Божья – это та праведность, которую Он, исключительно по Своей благодати и милости, вменяет нам по нашей вере". Все Писание обрело для него новый смысл, позволив сформулировать три великих принципа Реформации: первый – что грешники провозглашаются праведными перед Богом исключительно по их вере, а не по делам; второй – что всякий истинно верующий человек имеет прямой доступ к Богу и не имеет нужды в посредничестве священников или церкви; третий – что Библия является единственным авторитетом для истинной веры, и церковь должна подчиняться тому, чему учит Библия.

Согласно учению Лютера получалось, что огромная церковная иерархия, существовавшая в католической церкви, не имела особого значения и лишь мешала верующим.

Библия Мартина Лютера

Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, то есть православную, церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного Предания и соборов ставил под сомнение.

Казалось, что у взбунтовавшегося монаха не ни единого шанса для того, чтобы выжить в противостоянии с системой Святого Престола. Однако, его мысли оказались созвучны интересам значительной части немецкого сословного общества. Малоземельные феодалы с завистью смотрели на обширные владения епископов, мечтая поправить свои дела за церковный счёт. Бюргеры и крестьяне устали от десятины и прочих поборов в пользу католической диктатуры. Система тотального контроля над обществом душила свободу предпринимательства и сдерживала политическое развитие страны. Даже некоторые владетельные князья услышали в проповедях Лютера надежду на спасительные перемены, позволяющие вырваться из-под власти папских амбиций.

Неожиданно для себя, Лютер превратился в Символ перестройки немецкого, а затем и европейского общества. Реформация, разбуженная неприкаянным проповедником, обернулась вековой войной последователей Новой церкви против Римской теократии. Виновник катастрофы - Мартин Лютер покинув монастырь, женился на бывшей монашке и завершил свой путь в тихой гавани у семейного очага...

Мировоззренческие баталии в Европе во многом были созвучны настроениям русских духовных авторитетов.

Жизнь русского общества в XV веке развивалось достаточно интенсивно, во многом пересекаясь с реалиями европейских соседей. Иначе и быть не могло! Ведь Россия стояла на берегу Рубикона, решаясь на самостоятельный путь в Мировой истории. Духовной опорой для русского общества, шагнувшего в Новое время, стала Вера Православная.

Находясь под пятою ордынского владычества, русские земли сохраняли церковное единство. Его основой были монастыри - крепости русского духа.

Худ.Нестеров М. В. "Молчание".

Развитие монастырской жизни в Московском государстве периода централизации зависело от многих причин. Тяжелые условия жизни мирян нарушали благостный покой "монашеской пустыни". Оставляя города и городские монастыри, иноки искали уединения в безмолвии северных лесов. Вслед за монахами-миссионерами следовали поселенцы. Суета мирской жизни настигала отшельников и побуждала их к отселению на новые пустыни. Монастырская колонизация возглавила народное переселенческое движение в Костромском, Галичском, Вологодском и Белозерском краях .

Академик С.Ф. Платонов так описывал этот процесс: "Основываясь на новых землях, монастыри содействовали их обработке и получали от благочестивых князей грамоты на занятые ими пространства. Служа центром для крестьянских поселений, монастыри впоследствии, волею князей, делались господами этих поселений. Так создались мало-помалу земельные богатства монашеской братии. В среде этой братии не все одинаково относились к этим богатствам. Одни малодушно пользовались ими, превратив монашеский подвиг в безбедное житье. Другие стремились воспользоваться громадными средствами монастырей для добрых общественных целей. Третьи, наконец, пришли к убеждению, что монахи вовсе не должны владеть землями и богатствами, а должны кормиться своим рукодельем".(Учебник русской истории С. Ф. Платонова. Десятое издание, 1918 год)

По поводу перспектив развития монастырской жизни в Церкви разгорелся спор. Во главе спорящих стали два выдающихся представителя тогдашнего монашества: Иосиф Волоколамский, или Волоцкий (по фамилии Санин, игумен Волоколамского, им же основанного монастыря), и Нил Сорский (по фамилии Майков, основатель скита на р. Соре близ Белого озера). Первый из них был строгий монах и отличный хозяин, одинаково способный и к литературной деятельности, и к практической. Отлично устроив и обогатив свой монастырь, он умел поддерживать в нем порядок и крепкое подвижническое житие. Видя на своем хозяйстве, что богатство не портит монастырских нравов, он думал, что монастыри могут богатеть и с пользою употреблять свои средства для высоких целей. Он говорил между прочим: «Если у монастырей сел не будет, то как честному и благородному человеку постричься? А если не будет доброродных старцев (то есть монахов), откуда взять людей на митрополию, в архиепископы, епископы и на другие церковные властные места? Итак, если не будет честных и благородных старцев, то и вера поколеблется»(Учебник русской истории С. Ф. Платонова. Десятое издание, 1918 год). Так защищал он землевладение монастырей.

Против него с неменьшим убеждением выступал Нил и его ученики и последователи, получившие название «заволжских старцев», так как все они были из северных, основанных за Волгой монастырей. Нил был монах-отшельник, не признававший никаких связей монастыря с миром и никакого богатства у монашествующей братии: монахи должны решительно оторваться от мирских забот, быть пустынножителями и нестяжателями, кормиться трудами рук своих и всем существом своим стремиться к Богу, не радея ни о чем земном.

Худ.Валерий Карпущенко. Нил Сорский в храме.

До поры до времени, разногласия в русской духовной среде гасились общественным стремлением к освобождению от ордынского владычества. Однако, по мере обретения свободы в головах православных усиливалось брожение умов.

Первая искра инакомыслия зародилась на просторах Малой Руси, где киевский учёный еврей Схария стал проповедовать идею единства христианства с иудейской мудростью. При этом он отрицал учение о Троице, о божественности Иисуса Христа, Ветхий Завет ставил выше Нового, отвергал учения отцов церкви, почитание святых мощей и икон, церковные таинства, обряды, монашество. Такая смелая реформа не нашла поддержки даже среди вольнолюбивых киевлян и пришлось философу переселиться в Новгород.

Картина русского художника Аполлинария Васнецова (1856-1933) "Прошлое Великого Новгорода"

Этот город, в силу постоянных торговых связей с Европой, был восприимчив к новым идеям синкретизма (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение). Маячившее политическое поглощение торговой республики Московским государством, пугало многих новгородцев и порождало надежду на политический союз (а может быть и интеграцию!) с европейскими странами.

В Новгороде Схария нашел много сторонников: между ними были духовные лица и самые образованные новгородцы. Главные еретики-жидовствующие отличались благочестивою жизнью, большой ученостью; говорили они убедительно, спорить с ними было не под силу малообразованным священникам, и лжеучители легко могли сбивать с толку людей, вовлекать их в ересь, и она расходилась все шире и шире.

Проигравший независимость Новгород лишился символа свободы- Вечевого колокола

В 1479 г. великий князь Иван III присоединил Новгород к Московскому государству и реформировал его управление. Среди новых приближённых Государя оказались два священника – Дионисий и Алексей. Он взял их с собою в Москву, назначил их протопопами, одного – в Архангельский, а другого – в Успенский собор. Оба они были заражены ересью жидовствующих и стали тайно распространять ее по Москве. Тут нашлось много последователей, даже между духовными лицами: к ереси пристал архимандрит Симонова монастыря Зосима, любимый государев дьяк Федор Курицын и невестка князя Елена.

Пелена "Церковная процессия" 1498 г. Москва. Великокняжеская мастерская Елены Стефановны Волошанки. Шитье прядеными золото-серебряными нитями

Жидовствующие вели себя очень осторожно: перед людьми твердыми в православной вере они старались казаться строгими ревнителями православия, но людей слабых мало-помалу опутывали и склоняли в ересь. Особенно хлопотали они о том, чтобы на священнические места проводить своих единомышленников, и это им часто удавалось.

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. икона.

Проявилась ересь в Новгороде среди затаившихся сепаратистов. Местный архиепископ Геннадий донес о ней в Москву, но там ходу расследованию по данному делу не давали, поскольку оно затрагивало многих влиятельных людей. Чтобы подвигнуть московское начальство быть деятельнее и суровее, Геннадий заручился поддержкой влиятельного Иосифа Волоцкого. Иосиф выступил против ереси с обличениями, собранными потом в одну книгу под названием «Просветитель». Он заявил себя сторонником крайних мер и требовал казни еретиков. Однако, у лидера иосифлян были авторитетные оппоненты - нестяжатели - заволжские старцы, выступившие против жестокости во имя христианского милосердия.

Судьба жидовствующих еретиков решилась в ходе спора о монастырском землевладении на церковном соборе 1503 г. Большинство собора поддержало взгляды Иосифа и одобрило документы в пользу монастырских хозяйств. Светская власть не решилась идти против Церкви, поскольку та была верным союзником в борьбе с удельным сепаратизмом.

Икона Преподобный Иосиф Волоцкий в молении на фоне монастыря.

На волне успешной защиты монастырских вотчин, Иосиф добился единства в осуждении жидовствующих. На церковном соборе 1504 г. еретики были осуждены на казнь. Многие из них были сожжены, и ересь заглохла.

Миниатюра XVI в. Казнь еретиков в 1504 году.

Возобладавшее в русском Православии иосифлянское направление было очень удобно для государственной власти, потому что поддерживало самодержавие в Московском государстве. Именно потому «иосифляне» и занимали выдающиеся церковные должности с постоянным покровительством великих князей, а затем и царей.

Однако, уважаемый читатель, не стоит думать, что воцарение иосифлян на Олимпе русского Православия поставило точку в их споре с нестяжателями. Нестяжательская нота, осуждение алчности, приобретательства прочно утвердилась в аскетической монашеской литературе. Важно, что эти книжные идеи трансформировались в нравственные идеалы и для мирского общества.

Аскетический идеал «отвержения мира» в литературе этого направления, по крайней мере, у некоторых авторов, был сопряжен с принципом милосердия и «милостыни», понимаемой как благотворительность, то есть с принципом «служения миру», служения либо словом, либо делом, либо тем и другим. Обличения монастырского стяжательства, в основе которых лежал и монашеский обет «нестяжания, послушания, целомудрия», и евангельский призыв «раздать имение нищим», перерастали в имеющую более широкого адресата критику «многостяжания», жажды наживы, «неправедных» способов приобретения богатства и других, сопряженных с этим пороков. Они вживляли в общественное сознание мысли об умеренности и разумности потребления (вспомним – у апостола Павла: «…но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» – Рим. 13.14).

Нестяжатели, как уже было сказано, отвергали путь принуждения и насилия в отношении церкви и монастырей, полагаясь всецело на силу духовного воздействия. Но их старания противоречили интересам рождающегося Царства, нуждавшегося в сильной и богатой Церкви.

Икона Максим Грек. Личность эта безусловно оригинальная. Бывший доминиканец, почитатель Савонаролы, затем инок Святой Горы, он приезжает в 1518г. в Москву как переводчик Писания. Выступил как ярый критик монастырского стяжательства. За это и поплатился отлучением от причастия. Впоследствии канонизирован.

В мировоззрении православных утвердился двойственный подход в понимании Веры. Во-первых, восприятие Церкви, как основы порядка, гарантирующего развитие государства и общества. Во-вторых, стремление к преодолению мира через самоотречение и преображение, в котором Дух побеждает мирские страсти.

Весь XVI век Русское царство использовало церковный авторитет для решения амбициозных политических задач и в конце-концов подорвало его. Репрессии Ивана Грозного против бояр затронули и часть духовенства, поскольку оно противилось беззаконию. Царь наказывал стяжателей за поддержку удельных сепаратистов, а нестяжателей за попытки воззвать к совести.

Пожалуй единственной возможностью вразумить тирана было слово Блаженного.

Современник Ивана Грозного - Василий Блаженный, слезами вел всех к покаянию.

Однако, энергии юродивого хватало лишь на редкие эпизоды царского прозрения.

Худ. С. Кириллов. Василий Блаженный. Моление.

Интересно проследить тонкости отношений между Царём и Церковью. Становление Грозного как самостоятельного политика прошло в окружении нестяжателей, прежде всего протопопа Сильвестра. Круг "Избранной Рады" ратовал за ограничение роста монастырских богатств и даже за секуляризацию. Под влиянием ближнего круга Иван IV поддержал нестяжательские настроения на Стоглавом Соборе в 1551 году. Там было решено «…вернуть в казну прежние земли, приобретенные церковью в период боярского правления, а впредь приобретать земли только с царского позволения. Это решение позволило церкви сохранить достаточно большие земельные владения, но их дальнейшее увеличение было поставлено под контроль светской власти»(Богородская О.Е., Будник Г.А. История русской православной церкви. – Иваново.-1998.).

Нестяжательское окружение Царя активно вмешивалось в его планы, критиковало усиление самовластия, противилось попыткам расширения политических и культурных контактов с иноверной Европой. Иван IV быстро понял, что Сильвестр и его сторонники консервируют результаты первых реформ и не готовы поддержать его внешнеполитические амбиции. Пришлось протопопу доживать век в царской опале на Соловках.

Иван IV и Сильвестр во время московского пожара 1547 год (Худ. П. Плешанов).

В борьбе против боярства Ивану Васильевичу понадобился сильный союзник, поэтому царь поддержал иосифлянское крыло в стремлении к автокефалии.

После обретения Патриаршества границы и сферы влияния Церкви стали тождественны государственным. Союз Православия с государством определил вектор цивилизационного развития. Церковь приобрела национально-государственный характер. Этот факт был закреплён решением Стоглавого Собора о “симфонии священства и царства”.

Дословно: «Великиа паче инех иже в человецех два еста дара Божиа от вышнего даровано человеколюбиа: священничество же и царство... и сущиа под нимъ будуть согласие (по древнегречески "симфония") некое благо, все же добро человечестей даруя жизни»( Емченко Е.Б. Стоглав. Исследования и текст. М., 2000. С. 352.).

Однако, народная мудрость гласит, что «палка о двух концах». Спайка между самодержавием Царя и русским мессианством Церкви нарушила границы заповеди "Нового Завета", гласящей: «Воздатите кесарева кесареви и Божия Богови»(Еванглие от Марка 12:13-17). Иван Грозный использовал идейного союзника для решения собственных политических задач. К сожалению, такая практика вошла в привычный обычай и подорвала авторитет церковного института.

Почему “симфония священства и царства” не спасла Русское царство от Смуты?

Конечно, ударом по "симфонии" стали тёмные истории тирании Ивана Грозного: далёкое от христианских идеалов поведение царя, убийство митрополита Филиппа, грубая пародия на монашество в лице опричнины и т.п. Однако, в большей степени эту связь подрывало стремление светской власти к модернизации по европейскому образцу. Ливонская война обнаружила, что спасительный в прошлом изоляционизм превратился в серьёзное препятствие для дальнейшего развития. Иван IV и его приемники стали стремиться к активному сотрудничеству с западными соседями.

«Папские послы у Ивана Грозного», худ. Михаил Нестеров, 1884 г.

Политика "открытия страны" встревожила Православную церковь, так как заносила на русскую почву чужие обычаи и элементы культуры. Но хуже было то, что европейцы распространяли либо дух Реформации, либо прозелитизм Святого Престола (прозелити́зм от греч. προσήλυτος — «обращённый, нашедший своё место» — стремление обратить других в свою веру).

Безоглядное своеволие царей раскололо “симфонию священства и царства”. Пассивная реакция большинства архиереев на факт самозванства была вызвана обидой на многолетнее пренебрежение к их позиции.

Венчание Марины Мнишек с Лжедмитрием в Успенском соборе Московского Кремля. Неизвестный польский художник, ок.1613 г.

Лжедмитрий "симфонию" не вернул, но стал привлекать к работе Боярской думы патриарха, 4-х митрополитов, 7 архиепископов и 3-х епископов, что, несомненно усиливало влияние православной церкви на государственные дела. Ему это не помогло удержаться на троне, но практика вовлечения духовенства в политику сохранилась во все смутные годы.

В течение Смуты её герои стремились использовать Церковь в своих интересах. Каждый претендент на шапку Мономаха назначал ручного патриарха. Особенно усердствовал Василий Шуйский, чем заслужил язвительное замечание польских послов: “Теперь живых патриархов на Москве четырёх маете” ( Лисейцев Д.В. Русская православная церковь и государственность в эпоху Смуты. - http://old.nasledie.ru/...

Вячеслав Моргун. Поляки ведут святого Гермогена в темницу. 2008

Чехарда на Патриаршем Престоле обернулась децентрализацией самой Церкви. В монастырях вновь разгорелись дискуссии между последователями "стяжательства" и "нестяжательства". С церковных амвонов осмелевшие батюшки стали порицать грехопадение архиереев и взывать к справедливой, истинной вере. Эти проявления раскольничества не вылились в заметное движение, поскольку не затронули густонаселённого центра, а растворились в неоглядных просторах окраин.

ШУСТОВ Николай Семёнович (1834-1868) "Призвание боярина Михаила Федоровича Романова на царство".

Избрание на престол Михаила Романова стало осознанным шагом московской элиты в стремлении вернуть утраченную гармонию “священства” и “царства” . Опустевшее после мученической смерти патриарха Гермогена место первосвященника было передано Филарету Никитичу, “наречённому патриарху”. В представлениях людей XVII века ситуация, когда царь и патриарх были сыном и отцом (как в прямом смысле, так и в духовном плане), как нельзя лучше должна была соответствовать идее “симфонии”. В этом ключе момент возвращения из польского плена Филарета Никитича и венчание его патриаршеским чином можно считать символом завершения Смуты как духовного кризиса, охватившего Россию в начале XVII столетия. Символом преодоления Смуты было и подчёркивание правительством Михаила Романова незыблемости прежней приказной системы.

Михаил Федорович испрашивает совета у отца, святейшего патриарха Филарета о браке.

Следует отметить, что в вопросе единения “священства и царства” был достигнут обоюдный компромисс. Церковь перестала чинить препятствия заимствованию государственными органами опыта европейских стран и использованию в этих целях иностранных специалистов. В качестве примера можно указать, что в первые годы царствования Михаила Фёдоровича количество выходцев из европейских стран, служивших в Посольском приказе, возросло более чем в два раза. Государство же со своей стороны, стало активно пресекать распространение на территории страны иных вероисповеданий и ересей противных Архиерейскому Собору.

Исследователи оставляют без внимания трансформацию религиозного сознания русского народа под влиянием Смуты. Сотни тысяч людей были дезориентированы пропагандой противоборствующих сторон и лишились веры в справедливость. Они шли в храмы, чтобы получить ответы на вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?". И не получали их, поскольку в осторожных пастырях потерялось ощущение правды. Распространилась практика перехода из одной веры в другую. Пусть она не приобрела массового размаха, но вынудила Поместный Собор 1620 года принять постановление о перекрещивании католиков и обливанцев, в котором получила каноническое оправдание политика конфессиональной и культурной конфронтации со всем неправославным миром (Булычев А. А. “О публикации постановлений церковного собора 1620г. в мирском и иноческом «Требниках» (М. 1639)”, // “Герменевтика древнерусской литературы (сборник 2, XVI-начало XVIII вв.)”, М., 1989г., с.36).

Политическое единство православных было сохранено, но их взгляды на религию было уже невозможно привести к общему знаменателю. Временный компромисс во имя спасения Отечества был достигнут на основе возрождённой "симфонии священства и царства”

Последними героями этой драмы стали царь Алексей Михайлович, патриарх Никон и протопоп Аввакум. По иронии судьбы все они были сторонниками "симфонии", но сообща её разрушили, поддавшись искушению Гордыни.

Для Никона - Аввакум и царь Алексей были мальчишками. Первого он был старше на пятнадцать лет, а второго на двадцать четыре года. Будучи выходцем из народных низов, Никон в полной мере хлебнул лиха: сиротство, нужду, тяжёлую крестьянскую работу... Спасительным лучиком для него в этой жизни было учение в местной обители. И быть бы ему монахом, но сыновий долг перед больным отцом опять окунул Никона в крестьянскую беспросветность. Казалось, что Судьба настойчиво вышвыривала юношу на обочину жизни. Но нет! Никон не сдался. Он принял сан священника и возглавил захудалый сельский приход. Каким-то чудом там оказались московские купцы и позвали его за собой - в столицу.

На новом месте Никона ждали горькие испытания - смерти малолетних детей. В отчаянии он пожелал уйти в монастырь. Но как же быть с женой? Необходимо было убедить её стать монахиней. Убедил, и обеспечив ей вклад и содержание, ушёл в безвестность на край света, на Соловки.

Однако, там не прижился, поскольку жаждал духовного подвига, а не сытой жизни у монастырского стола. Никон, в лучших традициях монахов-пустынников, бежал в унылый Кожеозерский монастырь. Здесь он ободрил братию, наладил бойкую торговлю солью и красной рыбой. Так развернулся, что не стыдно стало показаться в Москве на поклоне у Царя. Тому до такой степени понравился кожеозерский игумен, что он тотчас же велел ему остаться в Москве, и, по царскому желанию был посвящён в сан архимандрита Новоспасского монастыря.

Место это было особенно важно, поскольку в монастыре была родовая усыпальница Романовых и набожный Царь часто бывал там, не оставляя без внимания нужды монахов. Чем более беседовал Царь с Никоном, тем более чувствовал к нему расположение. "Алексей Михайлович был из таких сердечных людей, которые не могут жить без дружбы, легко привязываются к людям, которые им нравятся по своему складу, и всею душою к ним припадают" Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М. : Эксмо, 2007).

Никон, пользуясь расположением государя, стал просить его за притеснённых и обиженных. Царю это нравилось, потому новому фавориту ни в чём отказа не было . Благодаря заступничеству, Никон приобрел всеобщую любовь в Москве.

Юный Алексей Михайлович нуждался в общении с умудрёнными опытом людьми. Борис Морозов, Никита Одоевский учили его государственным делам, но при этом в большей степени брали инициативу на себя. Взрослеющий Царь чувствовал, что боярские мужи неохотно вводят его в суть текущей политики, но вынужден был мириться - на троне в одиночестве не усидишь.

Искренний, полный идей Никон, стал для Алексея проводником во взрослую жизнь. Он познакомил Царя с русским миром, открыв ему глаза на страну и народ. Никон отдал царствующему юноше все силы нерастраченного отцовства и тот признал в нём друга и отца. Важным для Царя было то, что его новый наставник готов был стать единомышленником и проводником в момент обретения самостоятельности. Буря Соляного Бунта смела старых фаворитов из боярской элиты и расчистила место для новой волны государственников во главе с Никоном.

Модель развития политических отношений Никона с Алексеем Михайловичем была подсказана предыдущим царствованием, где установилась симфония между отцом-патриархом и сыном-царём. Никон, не обладая глубокими политическими знаниями, интуитивно выстраивал эти отношения так, что инициатива двоевластия стала исходить от Царя.

В ключевой момент, когда никоновские планы стали претворяться в жизнь, в Москве объявился протопоп Аввакум и едва не расстроил их.

Аввакум был уроженцем тех мест откуда начал свой путь Никон. В большую жизнь он прорывался с трудом, преодолевая нужду и равнодушие со стороны окружающих. Стезю священнослужителя юный Аввакум наследовал от отца, но природный дар праведника приговорил его к вечным скитаниям. Всюду протопопа преследовали за проповеди нестяжательства и непримиримую борьбу с грехопадением. Поступки и речи Аввакума озлобляли паству и те "...среди улицы били батожьем и топтали его и грозились совсем убить вора, блядина сына, да и тело собакам в ров бросить". (Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкин. Дома: Сб. науч. тр. / Академия наук СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Отв. ред. А. М. Панченко. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 278).

Фильм Н. Досталя "Раскол". Актер Александр Коротков в роли протопопа Аввакума

В Москву бунтаря-праведника пригласили для работы над редактированием (исправлением) церковных книг. Идея править книги возникла давно - в связи с развитием книгопечатанья. Старые рукописи были полны разночтений (всё-таки человек не машина), но ещё больше разнились русские и греческие источники. Сложная и противоречивая история Православия толкала одни народы на компромиссы, а другие на изоляцию. Ни то , не другое истине не способствовало. Однако, стремление России войти в круг европейской политики в XVII веке потребовало от Церкви смирения и отказа от явных самобытных толкований. Игнорирование проблемы вело к осложнениям в отношениях с другими церквями. Доходило до того, что недруги Москвы стали называть русских не "христианами", а "николаитами", указывая на их особое почитание святого Николая Угодника (второстепенную фигуру в иерархии Католицизма).

Аввакум рьяно принялся править тексты. Он вообще не умел вершить дела вполсилы. Но Протопоп и команда русских богословов слабо знали языки и идейно не сочувствовали поставленной задаче. Никон - главный сторонник обновления книжного наследия, не проявил терпения и пожаловался Царю на вялую работу. Тот, не долго думая, распорядился пригласить киевских знатоков.

Пришлые специалисты были избавлены от сантиментов. Они уяснили проблему и с иезуитской педантичностью стали перелицовывать русские православные книги.

Историк С.Ф. Платонов метко охарактеризовал ситуацию: "Исправление теряло прежнее значение домашнего дела и становилось делом междуцерковным".

Аввакум, ища правду, пытался достучаться и до Царя и до Никона, но всё было напрасно. Рубикон, разделяющий царство и империю был перейдён. Никон убедил Алексея Михайловича строить новую “симфонию священства и царства”. Ни у того, не у другого в мыслях не было сожаления об утрате святых традиций. Практический разум игнорировал тревоги нестяжателей аскетов, принимая сторону предприимчивых стяжателей, которые знали, что делать и к чему стремиться.

Худ. В.Маторин "Протопоп Аввакум"

Потерпев поражение в попытках образумить Царя, Протопоп Аввакум добился расположения у царицы и боярских жён. Дар оратора и писателя позволил ему воздействовать на впечатлительных "теремных затворниц". Впервые в истории России возник феномен женской политической фракции.

Какие же нужно было найти слова для того, чтобы увлечь за собой столь знатных особ?

Главным потрясением для паствы было учение Аввакума о равенстве «перед Богом всех людей как грешников и... детей божиих». Он вызвал у людей сомнение в сложившейся практике искупления грехов за пожертвования и вклады и утвердил в них веру в спасение через праведничество.

Икона Староверов."Священномученик Аввакум".

«Не разсуждай о величестве сана своего, яко болярошна, — отрицайся мысли сея и оплюй ея... мы вси есмы раби небеснаго царя», — строго выговаривал Аввакум одной из своих верных учениц боярского происхождения — Анисье (Малышев В. И. Материалы к «Летописи жизни протопопа Аввакума» // Древнерусская книжность: По материалам Пушкин. Дома: Сб. науч. тр. / Академия наук СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Отв. ред. А. М. Панченко. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — С. 280).

Аввакум подчёркивал, что все православные — братия «по духу». Однако его воинствующая позиция в отношении всех инакомыслящих лишала Церковь надежды на компромисс. Лодка кормчего Аввакума отчалила от берега Московского Патриархата раньше анафемы Никона.

Со стороны это выглядело, как бегство одиночек из реальности в мир православной утопии. Может быть поэтому Никон и Алексей Михайлович махнули на них рукой и упустили массовый исход подданных в раскол. Их волновали реальные проблемы: война с Польшей за Малую Русь, обустройство границ, величие Третьего Рима...

Неиссякаемым источником энергии для всех преобразований в государстве был Никон. Его силы и влияние возросли многократно в момент патриаршей интронизации. Став патриархом, он прежде всего ускорил вялотекущую реформу исправления книг, но на этом не остановился и стал править обряды.

Фильм Н. Досталя "Раскол" - Молодой царь и его наставник - всесильный патриарх Никон.

По поводу последних он постоянно советовался с Антиохийским и Александрийским патриархами. Исправление обрядов было уже, по понятиям того времени, вторжением в область веры, т. е. непростительным посягательством. Появился и резкий протест.

Однако, такой поворот не пугал Никона. Патриарх решился на кадровую революцию и привлёк внушительный отряд монахов из Польской Украины и Греции. Среди его сподвижников оказались люди, прошедшие школу Ватикана. Они комплексами не страдали и послушно исполняли волю работодателя.

Можно ли считать поступки Никона предательством? Нет! Он свято верил в то, что его реформы выведут Русскую Церковь из тупика изоляционизма и позволят ей в гармонии с государством идти в новый мир.

Позже, исследователи обвинят Никона в попытках подмять светскую власть и установить византийскую модель правления. Думаю, что это не совсем так. Патриарх Никон по складу своего характера был политиком без партии. У него был ресурс Церкви, но не было идейных соратников и последователей. Умудрённый опытом Патриарх стремился превратить Православие в нужный, полезный инструмент, без которого государство не сможет обойтись.

Худ. Алексей Данилович Кившенко. Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты).

Своей игрой в государя-патриарха, Никон демонстрировал, что от его сподвижничества царским делам одна лишь польза. И тут он был прав. Посудите сами. Патриарх превратил Церковь в деятельный институт развития государства, направив её ресурсы на снаряжение полков, обустройство территорий и строительство крепостей. Он помог Царю избежать болезненных указов по секуляризации монастырских богатств, поделившись накоплениями во благо Отечества. Без Никона инертная Боярская дума не рискнула бы дать добро на участие в малороссийских делах, а Царь не предпочёл бы кремлёвским палатам невзгоды военного похода. Патриарх сумел направить усилия церковной дипломатии на поддержку интересов страны и способствовал прекращению обвинений русских православных в ереси.

На фоне свершений Никона деяния Аввакума были малозаметны, поскольку касались вещей духовных, в миру плохо востребованных. Его энергия расходовалась на яростную защиту символов уникальности русского Православия. В разгар политических баталий, решавших судьбу Малой Руси, Аввакум протестовал против троеперстного наложения креста. Обличал, жаловался, призывал к неповиновению и был выслан в Даурский край. Своё изгнание Протопоп воспринял как страдание за Веру.

Е.Д. Мальцев "Аввакум в Сибири".

Интересную характеристику дал ему С.Ф.Платонов:"...Аввакум — фанатик (он видит видения и верит в свое непосредственное общение с Богом); но он честен и неподкупен, он способен слепо проникаться одним каким-нибудь чувством, готов на мучения" (Платнов С.Ф. Полный курс лекций по Русской истории. 10-е издание,Петроград, 1917).

Кирилл Киселев "Раскол" .

Для русского человека блаженный мученик был ярким раздражителем. Миряне смотрели на стоицизм Аввакума делали вывод, что если он так отстаивает свои идеи, то они верные.

Царь и Никон, занятые войной и реформами проморгали распространение протеста среди православных. Когда опомнились, то было поздно. Первоначальный кружок противников Никона в это время перешел в целую партию противников церковных новшеств; личные мотивы, много значившие в начале церковной распри, теперь исчезли и заменились чисто принципиальным протестом против изменений в обрядности, против новых ересей. Словом, начинался раскол в Русской церкви.

Худ. Милорадович С.Д. Патриарх Никон (опала)

Дело приняло серьёзный оборот и возможно стало причиной охлаждения отношений между Алексеем Михайловичем и Никоном. Расколотая Церковь стала обузой для планов Царя и он решил не поддерживать политику “симфонии священства и царства”, взваливая на себя тяжёлую ношу абсолютизма.

Царь Алексей Михайлович.Миниатюра из Титулярника.

© Copyright: Борис Днепров, 2018

Свидетельство о публикации №218011501822


Источник: Царь Алексей Михайлович: почему раскололась Церковь?
Автор:
Теги: опыт децентрализация история Москва

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Царь Алексей Михайлович: противостояние ЧУМЕ (из серии "история в картинках")
Царь Алексей Михайлович: противостояние ЧУМЕ (из серии "история в картинках")
0
Настоящая история 07:02 12 авг 2016
Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в самое могущественное государство Древнего мира
Как царь Хаммурапи превратил Вавилон в самое могущественное государство Древнего мира
1
Человек познаёт мир 09:30 05 апр 2024
Почему Алексей Рудаков ушёл из жизни в 43 года
Почему Алексей Рудаков ушёл из жизни в 43 года
1
Интересный мир 19:48 17 янв 2022
Алексей Беляков: Мужской взгляд на то, что делать со старыми женами
Алексей Беляков: Мужской взгляд на то, что делать со старыми женами
18
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:52 13 янв 2024
Почему не нужно игнорировать стюардесс, когда они просят поднять шторки иллюминаторов во время посад
Почему не нужно игнорировать стюардесс, когда они просят поднять шторки иллюминаторов во время посад
4
Человек познаёт мир 10:30 07 сен 2023
Почему важно молчать: 3 мудрости
Почему важно молчать: 3 мудрости
17
Сайт обо всём и для всех 17:17 09 апр 2024
Царь и Матильда
Царь и Матильда
0
Общество и я 07:01 15 дек 2016
Алексей Макаров показал четвёртую жену
Алексей Макаров показал четвёртую жену
0
Интересный мир 00:06 25 фев 2024
Вот почему церковь просит не носить на могилы искусственные цветы!
Вот почему церковь просит не носить на могилы искусственные цветы!
6
Сад огород дача и все самое интересное 07:50 23 апр 2017
Церковь Марадоны, джедаизм и другие странные религиозные культы, которые существуют сегодня
Церковь Марадоны, джедаизм и другие странные религиозные культы, которые существуют сегодня
3
Человек познаёт мир 13:30 17 июл 2023
Церковь Успения на Могильцах
Церковь Успения на Могильцах
0
Интересный мир 23:30 15 апр 2016
Почему Алексея Чумакова считают домашним тираном
Почему Алексея Чумакова считают домашним тираном
0
Интересный мир 22:34 14 апр 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства