В конце XVII столетия в России происходило нечто невероятное: в государстве, где сильны традиции Домостроя, и женщины вели большей частью затворническую жизнь, стала заправлять делами царевна Софья. И случилось это так неожиданно и в то же время так естественно, что русские люди восприняли происходящее как само собой разумеющийся факт. Впрочем, через несколько лет, когда царевне пришлось отдать бразды правления в руки Петра I, многие удивлялись: как это они почитали за государыню всего-навсего женщину...
Свобода
Когда умер царь Алексей Михайлович, царевна Софья не сразу поняла, что теперь она свободна. 19 лет просидела дочь самодержца затворницей вместе со своими сестрами в тереме. Выходила только в церковь в сопровождении или изредка с отцом посещала представления у Артамона Матвеева. Воспитанная в традициях Домостроя, царевна также была одной из лучших учениц просветителя Симеона Полоцкого (кстати, свободно владела польским языком, читала на латыни и греческом языке), нет-нет, да и удивляла свое окружение. То трагедию какую-нибудь напишет, чтобы ее тут же в семейном кругу разыграть, то стихи. И до того удачно, что даже потомки в лице историка и литератора Карамзина вынесли свой вердикт: «Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравняться с лучшими писательницами всех времен».
А с воцарением на троне своего брата Федора Алексеевича в 1676 году царевна вдруг поняла - вот он, ее шанс выйти из терема. Государь серьезно болел, и сестра старалась быть рядом, часто появлялась в покоях царя, общалась с боярами и дьяками, участвовала в заседаниях Думы, входила в суть управления государством.
В 1682 году самодержец умер, и в стране наступил династический кризис. Наследниками Федора Алексеевича были слабоумный Иван (родившийся от брака Алексея Михайловича с Марией Милославской) и малолетний Петр (сын Натальи Нарышкиной). Две партии - Милославских и Нарышкиных - боролись между собой. По сложившейся преемнической традиции царем должен был стать Иван, но возведение его на престол навлекло бы на все время царствования необходимость опеки, на что так надеялась Софья. И в итоге государем избрали десятилетнего Петра. Царевне оставалось только поздравить сводного брата. Отныне ей было трудно оспорить законность царствования Петра.
Ну и что, что Софья отличалась пышущим здоровьем, в отличие от своих слабосильных братьев, и умом обладала практичным и острым (один из видных русских просветителей и книгохранитель Московского печатного двора Сильвестр Медведев так и говорил: «больше мужского ума исполненная дева»). Родилась-то она девицей да еще в царской семье, поэтому судьба ее - терем или монастырь. Выйти замуж для нее было невозможно. Русские женихи не достойны, а иностранцы, как правило, - не православного вероисповедания.
Так что терять Софье было нечего. Самостоятельная и решительная царевна не могла не воспользоваться ситуацией в свою пользу. И царевна задействовала стрелецкие полки.
В результате бунта, поднятого стрельцами, официально стали царствовать Петр и Иоанн, которому предоставлялось старшинство. А правление государством было вручено царевне Софье.
Впрочем, радость по случаю этой победы могла оказаться преждевременной. Власть Софьи в эти дни оказалась призрачной - слишком уж реальной силой стали обладать после бунта стрельцы во главе с князем Хованским, который самовольно захватил пост начальника Стрелецкого приказа. И Софья под благовидным предлогом выманила Хованского из столицы в село Воздвиженское, где он предстал перед судом по обвинению в государственной измене. После казни Хованского стрелецкое войско осталось без предводителя, Софья же бросила клич о мобилизации дворянского ополчения для охраны законной власти. Стрельцы пребывали в шоковом состоянии. Сначала они решили дать бой боярам и правительнице, но вовремя одумались и полностью капитулировали. Теперь Софья диктовала стрельцам свою волю. Так началось семилетнее правление царевны.
Царское время
Главой правительства стал князь Василий Голицын, фаворит Софьи, талантливый дипломат. Он, по свидетельству современников, «был своею персоною изрядной и ума великого любим от всех».
Продолжительное и близкое общение с Голицыным сделало регентшу более убежденной сторонницей просвещения и смягчения суровых наказаний. Так, указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга. Запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Смертная казнь за «возмутительные слова» заменялась наказаниями кнутом и ссылкой. Раньше женщину, изменившую мужу, по самую шею живой закапывали в землю. Теперь мучительную смерть заменили отсечением головы у виновной.
Софья проявила ряд инициатив по оживлению торговли с Западом, развитию промышленности. Особенно это коснулось ткацкого производства. В России стали изготавливать дорогие ткани: бархат, атлас и парчу, которые ранее привозили из-за моря. Для обучения русских мастеров выписывались специалисты-иностранцы.
В 1687 году Софья закончила начатое еще при Федоре Алексеевиче по инициативе Симеона Полоцкого дело создания Славяно-Греко-Латинской академии. Когда патриарх Иоаким начал преследовать киевских ученых, Софья и Голицын взяли их под свою защиту. Ею поощрялось строительство каменных хором в Москве, заимствования более удобных западных бытовых условий жизни, введение «политеса», изучение языков, разного вида искусств. Отпрыски знатных семей посылались для обучения за границей.
Заметны были успехи и во внешнеполитической сфере. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, которая согласно выговоренным Голицыным условиям юридически признала переход Киева к Русскому государству и подтверждала принадлежность ему Левобережной Украины, Смоленских и Северских земель.
Еще одним, крайне важным политическим событием стал Нерчинский договор с Китаем, с которым граничили русские владения в Сибири.
Но были и явные провалы, в конце концов, внесшие свою лепту в крушение Софьи и ее фаворита. Голицын, опытный дипломат, был нерешительным и мягким человеком, совершенно не видел себя в качестве полководца. Софья, тем не менее, настояла на том, чтобы именно он возглавил злосчастный Крымский поход, с треском проваленный.
В результате из похода 1687 года войско вернулось с полпути: татары подожгли степь. Но даже бесславное возвращение армии Софья обставила с торжественностью - ей хотелось поддержать фаворита, о котором в открытую говорили, что он зря погубил людей. Неудачным оказался и второй Крымский поход, предпринятый два годя спустя.
Проблема власти
Пока цари не подросли, Софья все государственные вопросы решала самостоятельно, а когда они принимали иностранных послов, пряталась за троном и подсказывала братьям - как себя вести. Но время шло. За годы правления Софьи Петр возмужал. Отношения между ним и сестрой все больше принимали враждебный характер. Царевна отлично понимала, что с каждым годом соотношение сил будет меняться в пользу ее сводного брата. Чтобы упрочить свое положение, она еще в 1687 году сделала попытку венчаться на царство. Ее приближенный дьяк Федор Шакловитый повел агитацию среди стрельцов. Но те еще слишком хорошо помнили, что случилось с князем Хованским.
Первая открытая стычка между Петром и Софьей произошла, когда правительница позволила себе вызывающий поступок - осмелилась вместе с царями участвовать в соборном крестном ходе. Разгневанный Петр сказал ей, что, как женщина, она должна немедленно удалиться, поскольку ей непристойно следовать за крестами. Софья проигнорировала упрек брата. Тогда Петр сам покинул церемонию. Второе оскорбление он нанес Софье, когда отказался принять князя Голицына после Крымского похода.
После того как не удалась попытка венчания, Софье оставался один выход - устранить Петра. Она снова сделала ставку на стрельцов. Но на сей раз неудачно.
Кем-то был пущен провокационный слух, что потешные полки Петра идут в Москву, дабы умертвить правительницу и царя Ивана. Софья призвала на защиту стрельцов. А до Петра дошли разговоры о будто бы предстоящем нападении «пакостников» (как он их называл). Царь не был трусом, но в его сознании с детских лет и на всю жизнь осталась ужасная картина кровавой расправы стрельцов с близкими ему людьми в 1682 году. Петр укрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда затем и подошли его потешные войска и, ко всеобщему удивлению, один полк стрельцов под командованием полковника Сухарева.
Софью бегство царя озадачило. Она пыталась примириться с братом, но тщетно. Тогда царевна обратилась к патриарху с просьбой посодействовать. Однако тот напомнил ей, что она всего лишь правительница при государях, и переехал к Петру. Далее Софья начала стремительно терять сторонников. Как-то незаметно ее покидали недавно клявшиеся в верности бояре. А стрельцы устроили ехавшему в Москву Петру покаянную встречу, положив в знак покорности свои головы на плахи, выставленные вдоль дороги. В конце сентября 1689 года 32-летнюю Софью по приказанию Петра заключили в Новодевичий монастырь...
В 1698 году у Софьи появилась надежда: Петр отправился путешествовать по Европе, а в его отсутствие стрелецкие полки (расквартированные царем в отдалении от Москвы), двинулись на столицу. Их целью было вернуть на престол Софью, а не жаловавшего стрельцов государя, если явится из-за границы, «извести».
Однако мятеж был подавлен. Массовая казнь стрельцов надолго запомнилась потомкам. А Петр (девять лет не видевший сестру) явился к ней в Новодевичий монастырь для последнего объяснения. Причастность Софьи к стрелецкому бунту была доказана. Вскоре бывшую правительницу по приказу Петра постригли в монахини под именем Сусанны. Никакой надежды на трон у нее уже не оставалось. Незадолго до смерти (4 июля 1704 года) она приняла схиму и вернула себе имя Софья.
Комментарии (0)