История,Альтернативная история,История России,СССР

Церковь из русской глубинки

«Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»
(Матфей 16, 19).



Прямо скажу, что я человек не религиозный. Да и было бы странно увлекаться религией тому, кто преподаёт много лет культурологию (а до того преподавал целых десять лет историю КПСС!) и имеющего дело со множеством верований, начиная с поклонения яме в земле и заканчивая, скажем, тем же учением пеллагианцев, полупеллагианцев и адвентистов седьмого дня. Но безусловно, что вера вдохновляет людей на потрясающие творческие свершения. Известно, что у некоторых верующих даже стигматы, то есть раны Христовы, возникают на теле, хотя и здесь отнюдь не все так просто. Известно, например, что еще в XIII веке император Священной Римской империи Фридрих II Гогештауфен отвергал божественного происхождение стигматов у св. Франциска Осизского (вещь по тому времени просто неслыханная!) на том основании, что появились они у него… не там, где нужно! То есть на ладонях, а Христос, по мнению Фридриха, не мог быть прибит гвоздями за ладони, так как на крест людей прибивали между костями запястья, поскольку кости ладони легко расчленяются под весом тела казнимого!

Но как бы там ни было, а верой написаны картины и построены соборы, вера создавала скульптуры и музыкальные произведения. Словом, нам есть сегодня на что посмотреть и о чем подумать даже безотносительно к церковным догматам, только потому, что кто-то во что-то и когда-то верил до нас! Но… опять-таки и сама вера, и приемы ее воплощения в окружающий нас мир отнюдь не прибывают в статике. Видимо, так уж устроен наш мир, что все в нем постоянно меняется. В церкви же нам говорят, что меняется всё, кроме Истины, которая, как считается, дана нам самим Богом: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Но… формы выражения этой Истины? И разве даже самые «канонические каноны» не изменяются во времени и… в пространстве и разве все наши церкви похожи одна на другую?! И именно потому, что это именно так, речь сегодня у нас пойдет о совершенно уникальном храме, что находится в Пензенской области, в Кузнецком районе…




Внешний вид храма сегодня. Все просто, как и положено для деревенской церкви. Зато внутри…

Построенная по обету

В необычайно тихом и очень живописном месте, поистине в самой настоящей нашей русской глубинке лежит село Нижнее Аблязово – это в 30-ти километрах от районного центра – города Кузнецка, расположенного в Пензенской области. Если вы захотите добраться туда от Пензы, то вам понадобится доехать сначала до Кузнецка, а там от поворота к городу с магистрального шоссе повернуть направо и потом уже дальше никуда не сворачивать, пока справа от дороги вы не увидите её беленые стены и невысокий, почти плоский купол и островерхий шатер над звонницей из серого оцинкованного железа.

По информации с сайта Министерства культуры Российской Федерации, «... храм и его убранство является памятником архитектуры и декоративно-прикладного искусства первой половины XVIII века и по праву может соперничать со всемирно известными европейскими барочными ансамблями». Однако это и все, хотя эта церковь из русской глубинки, безусловно, достойна гораздо большего.


Это – объект культуры!

Начнем историю церкви Рождества Христова с того, что ее построили в 1724 году по приказу прадеда А.Н. Радищева Григория Афанасьевича Аблязова. В свое время Г.А. Аблязов служил в российской императорской армии в должности полкового квартирмейстера гренадерского кавалерийского полка и носил чин капитана, в котором и вышел в отставку. За долголетнюю беспорочную службу своего отца Афанасия Аблязова он получил от казны землю при деревне Верхнее Аблязово в Кузнецком уезде Саратовской губернии. А вот дальше было так, что в первой половине XVIII века в селе этом заволновались крестьяне. Григорий Афанасьевич (после крещения – схимонах Герман) укрылся от них неподалеку в овраге и, сидя в там, возможно, что в густых зарослях крапивы, дал Богу обет, что ежели он избежит крестьянской расправы, то построит на своей земле храм. И… сумел-таки этой расправы избежать, а потом и обет выполнил, причем построил даже не одну, а… целых пять церквей. И вот одна-то из них и стоит до сих пор в деревне Нижнее Аблязово.

При церкви было записано 35 десятин земли под пахоту. Служить же по штату в ней полагалось одному священнику, а еще дьякону и пономарю, а с 1873 года – служили там священник и псаломщик. На содержание притча полагалось жалованье из уездного казначейства.

Сохраненная верой

В суровое время повсеместной борьбы с православием храм выстоял и сохранился с наименьшими потерями, и все благодаря искренней вере его прихожан. Когда местные большевики «в союзе с беднейшим крестьянством» пришли этот храм взрывать, дабы извести под корень «фабрику опиума для народа» православные жители Аблязова забаррикадировались в его стенах и сказали: «Взрывайте с нами!» И были они настроены так решительно, что подорвать храм с живыми людьми, пусть даже и «погрязшими в пучине невежества», рука у красных комиссаров так и не поднялась. Но чтобы хоть как-то богу насолить, они все же разорили колокольню, с которой вниз сбросили главный колокол. И что же? «Божья кара» (как говорят!) тут же настигла главу всех этих воинствующих богохульников. Местные жители рассказывают, что «ихнего старшого», который руководил отрядом, уже через несколько дней разбил паралич, а две недели спустя он и вовсе помер. Вот даже как! А от колокола сохранился только лишь его язык весом 90 килограммов, что и сегодня лежит на колокольне как немой укор богоборцам.

Когда же советские власти вынесли типичное для себя решение «приспособить здание церкви для колхозных нужд», крестьянка Анисья Волякова в буквальном смысле этого слова «отвоевала» от погрома её алтарную часть, предварительно закрыв в ней часть церковной утвари, и не позволила ссыпать туда зерно. Поступок по тому времени не только очень мужественный, а просто неслыханный. Более того эта же самая Анисья ещё поучала и молодежь, работающую на том зерноскладе: «Не оскверняйте храм Божий недостойными поступками, помыслами и словами, берегите святыню, наступят и её времена». И все так как она говорила в итоге и произошло. Так что опять же все произошло по известной поговорке: «Бог правду видит, да не скоро скажет!»


Барочный алтарь в православной церкви – красиво и... уникально!

После окончания войны жители села опять заговорили о том, что им необходимо… молиться и требуется для этого храм. Бесконечные поездки все той же неугомонной Анисьи и Герасима Терентьева по различным инстанциям помогли сделать практически невозможное – церковь была вновь открыта для прихожан. Иконы, сохранявшиеся в домах местных верующих, возвратились на свое законное место. Особенно торжественно был принесён в храм Крест Спасителя, который все эти годы прятали в доме у одной из жительниц в соседнем селе Анненково. Причем крестьяне, живым коридором вставшие вдоль дороги, по которой несли крест, приветствовали реликвию и искренне радовались.

Хочется подчеркнуть, что все это было при советской власти. Кстати, тогда же многие городские и областные партийные работники приезжали сюда, чтобы совершить таинство венчания, и крестили здесь своих детей, хотя, конечно, этого не афишировали. Ну а с высоких трибун они выглядели вполне истинными борцами за «коммунистические идеалы», то есть как и в известном анекдоте делали одно, думали другое, а говорили третье.


Пол из чугунных плит, как и в соборе Ивана Грозного в Казани. Тогда это было нормой, иметь такие полы даже в сельских церквах.

Поделом вору и мука!

А вот во времена перестройки нравственности и благочестия в народе явно убыло: собор обворовывали четыре раза. Вынесли всю находившуюся в ней церковную утварь, золотые и серебряные кресты для причастия, ценные иконы. Последний такой случай произошёл в октябре 2010 году, когда заезжие «гастролёры» пробрались ночью в Храм и сняли с чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница» все золотые и серебряные цепочки, кольца, печатки, оставленные ей прихожанами в знак благодарности за обретенные исцеления и милосердную помощь в мирских делах. И вновь промысел Божий не дал совершиться поруганию храма: воров этих нашли и арестовали, причем при обыске следственные органы обнаружили у них тетрадь с подробными записями, где, когда и кого обворовывали эти «джентльмены удачи». Так что «Скоропослушница» помогла раскрыть целый ряд преступлений, совершённых этой группой в храмах Самарской, Ульяновской и Пензенской областях за целых полгода!

Православное барокко

Следует подчеркнуть, что церковь Рождества Христова сохранилась до нашего времени практически в первозданном виде. Кованая ограда, деревянные перекрытия на колокольне, узорные решётки на окнах, пол, сложенный из чугунных плит, кованные напольные подсвечники и многое другое относится именно к тому времени, когда этот храм был построен. Долгие годы эта церковь была святым молитвенным местом не только для жителей окрестных деревень и города Кузнецка, но и богомольцев из других мест. Церковь – трехпрестольная: главный престол освящен в честь Рождества Христова, правый престол – в честь Покрова Божьей Матери, левый – во имя преподобного Александра Свирского. Храм типа восьмерик на четверике построен на высоком холме, который летом утопает в зелени деревьев, тем более, что рядом с ним расположен прекрасный яблоневый сад, который жители села по старой памяти до сих пор зовут «барским». Когда-то в нем был небольшой пруд с родниковой водой, однако сейчас он зарос. Да и саду требуется очистка от многочисленной молодой поросли.


Вот он какой алтарь целиком... величественный и огромный!

Почти рядом с храмом можно увидеть и две совершенно удивительные сосны с причудливо изогнутыми и словно переплетёнными «мускулистыми» ветвями. Причем посажены они примерно в то самое время, когда и закладывался этот храм. Однако самое удивительное в нем даже не его история, не две эти древние сосны, а его… поистине уникальный пятиярусный позолоченный резной иконостас. Виктор Семенович Спиридонов, сторож и смотритель храма, о нем рассказывает так: «Однажды итальянец и искусный резчик по дереву Лаур Моррель был сослан в российскую глубинку из Санкт-Петербурга за то, что отказался по прихоти царицы написать икону Божьей Матери с ликом императрицы Екатерины. Католик по вероисповеданию, спустя несколько лет, он принял православие и в знак благодарности русскому помещику, не оставившему его в трудных житейских обстоятельствах, «сотворил» вот эту неописуемую красоту». Есть версия, что и сам Лаур Моррель похоронен в алтарной части храма. И уж если мы заговорили о церковном разнообразии – то что бы это ни было, более наглядного примера не найти! Сам иконостас представляет собой пирамидальную композицию и увенчан скульптурной группой «Вознесение Христа». Фигуру Христа окружают декоративные розетки с головками херувимов; а завершающая фигура – это Бог Савваоф с распростёртыми руками в лучах божественной славы. Богатая декоративная резьба иконостаса вся покрыта позолотой, хотя от времени она, конечно, значительно потускнела.


Иконостас упирается в самый купол!


Люстра под стать иконостасу.

Самый яркий элемент иконостаса – Царские Врата с горельефной скульптурной композицией «Сошествие Святого Духа», включающей фигуры апостолов и Богородицы, сидящих полукругом. Стык Царских Врат с иконостасом обрамляют ангелы, поддерживающие резной карниз. Возможно, что мастер, проектировавший этот иконостас, был в свое время связан с дворцовым строительством и потому взял, да и перенёс светские формы внутрь храма. В резные же рамы иконостасы вставлены иконы, написанные по Евангельским сюжетам. Над алтарём за Царскими Вратами возвышается резная золоченая сень, украшенная фигурами ангелов. Оба придельных иконостаса в одном стиле с центральным, воспринимаются как его продолжения и имеют совершенно одинаковую с ним декоративную отделку.


«Оплакивание Христа» – скульптурная композиция, совершенно уникальная для православного храма.

Интересно, что справа от центрального иконостаса находится ещё одна скульптурная композиция – «Оплакивание Христа» – тема для православного храма ну совершенно не характерная и потому – уникальная. Две резные колонны отделяются от стены, образуя красивую полуротонду, которая окружает гроб с телом Христа. Фигуры двух ангелов с крестами в руках придают всей сцене особую торжественность, трогательность и эмоциональность. Прихожане почитают её наравне со старинными храмовыми иконами. В средней части храма, а также в правом приделе располагаются композиции «Голгофа», выполненные из дерева и расписанные красками. Напольные подсвечники, навесные лампады, паникадила, металлические и бархатные хоругви также относятся к времени его постройки и представляют собой по-настоящему уникальные произведения искусства ручной работы. Красиво? Да, очень! Но как все это соотносится с канонами, сказать не так-то уж и легко. Поэтому даже если Истина и вечна, то наше представление о ней пусть даже и медленно, но все же меняется день ото дня, ибо все течет и все, абсолютно, все изменяется!


Сосна – ровесница храма.

Автор: В.Шпаковский


Источник: Церковь из русской глубинки
Автор:
Теги: ансамбль Апостол армия архитектура Бог

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства