История,Альтернативная история,История России,СССР

Чем 1-й Всадник Апокалипсиса отличается от прочих трех?

Самые известные персонажи страшной новозаветной книги "Откровение Иоанна Богослова" (она же "Апокалипсис") — это четыре всадника, которые едут на лошадях разных мастей, держат в руках разные предметы и ведут за собой разные же беды. Поговорим о том, кто скачет в авангарде.

Виктор Васнецов. "Четыре всадника Апокалипсиса", 1887

Первому всаднику в книге Апокалипсиса отведено всего одно предложение. Тем удивительно, насколько запомнился этот образ читателям.

В русском Синодальном переводе это предложение звучит так:

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он [как] победоносный, и чтобы победить.

Так что определяющими атрибутами Первого всадника, помимо белого коня, являются корона на голове (венец) и лук со стрелами в руках. Если он изображен на иллюстрации отдельно, без своих трех коллег, обычный человек может сразу и не догадаться, что речь-то на этой картинке идет именно о нём. Мало ли какие прилично одетые люди в коронах где скачут...

Миниатюра из русской рукописи с изображением Первого всадника Апокалипсиса, ок. 1800.

Подсказкой, которая позволит правильно отличить нашего Первого всадника от какого-нибудь рыцаря или короля, является другая деталь, также проникшая из новозаветного текста. Дело в том, что прежде чем описать облик Первого всадника, автор книги - святой Иоанн, описывает обстоятельства этого видения.

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый...

Так вот, если на картинке есть знаменитая Книга за семью печатями (обычно их рисуют свисающими на веревочках), и эту книгу пытается открыть Агнец (отлицетворение Иисуса Христа), то всадник как раз наш, инфернальный. Еще на картинке может присутствовать фигура Бога и ангела (как в варианте выше), но это не обязательно; а также подглядывающий автор "Апокалипсиса" святой Иоанн.

Витраж Йоркского собора, 1405-8 гг.

В лице Первого всадника ничего страшного нет, его обычно рисуют нормальным, человеческим.

Почему конь именно белый? (У прочих трех — рыжий, вороной и некий "бледный", скорей всего, болезненно зеленовато-белый). Однозначного ответа на этот вопрос нет, если не считать "так захотелось автору" (для христиан — таково было открывшееся перед ним видение). Но зато можно поговорить на тему того, что эта белая масть коня символизирует. Белый же — это обычно положительный цвет, поэтому странно, что он использован для коня отрицательного, адского героя. Поэтому некоторые богословы выдвигают версии, что Первый всадник — хороший, в отличие от трех следующих. Более того, что он и есть сам Христос! Ведь у него же и корона еще вдобавок, по тексту!

Именно поэтому на некоторых иллюстрациях Первого всадника рисуют особенно красивым, можно даже сказать — божественно красивым, и заметно отличающимся от трех других всадников.

Бенджамин Уэст. "Четыре всадника Апокалипсиса". 1817

Например, на этой картине Первый всадник (в правой части картины, в красной одежде) прямо напоминает Христа, от его лица исходит божественный свет.

Ситуация с толкованием осложняется еще тем, что через несколько глав в "Книге Апокалипсиса" опять появляется Всадник на белом коне, но на сей раз один, и про него очевидно понятно, что это Иисус Христос, предводитель небесных воинств. Правда, есть отличия — его не сопровождают остальные три всадников, на разномастных лошадях, венцов-корон у него не 1 штука, а целых 7, от уст у него исходит меч (аллегория разящего слова), из глаз исходят кровавые всполохи пламени, и вдобавок, описывается, что он одет в белое, а одеяния испачканы кровью.

В общем, этот Всадник на белом коне Иисус в итоге на картинках оказывается иногда еще более пугающим, чем Первый всадник Апокалипсиса.

Всадник на белом коне (Иисус) на миниатюре 15 века

Другие богословы сошлись на мнении, что Первый всадник — это не Иисус из следующих глав, а пародия на него, Антихрист. Есть еще версия, что на белом коне он едет, поскольку в Древнем Риме была традиция давать победителю-полководцу, возглавлявшему триумфальное шествие, именно белую лошадь. В общем, версий тысяча...

Имени у Первого всадника нет. Древняя традиция называет его "Завоевателем" (потому что пришел он как "... победоносный, и чтобы победить") . Популярная традиция называет его "Чумой" или "Мором". Любопытно, что эта версия возникла очень поздно — в XIX веке, а то и в начале ХХ столетия. Впрочем, догадаться, откуда она взялась, достаточно легко. В Древней Греции (а следовательно — во всей последующей европейской культуре) считалось, что чуму насылает бог Аполлон, расстреливая людей из лука вредоносными стрелами. Мифы о том, как разгневанный Аполлон налетал на людей, решетил их своими стрелами, и они умирали от болезней, были крайне распространены.

Аполлон Бельведерский (реплика, с восстановленным утерянным луком)

Так что, когда вы видите изображение Первого всадника Апокалипсиса, и понимаете, что какой-то он слишком красивый, не страшный, а наоборот, величественный — это совершенно нормально. Ведь художники — народ восприимчивый, кого только ни начитаются. В Первом всаднике может быть что-то и от Аполлона, и от Иисуса Христа, и от римского воина...

Philipp Jakob Loutherbourg d. J., 1798


Источник: Чем 1-й Всадник Апокалипсиса отличается от прочих трех?
Автор:
Теги: апокалипсис D авангард аллегория

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства