История,Альтернативная история,История России,СССР

Четыре мушкетёра, или Почему опасно перечитывать романы Дюма

При чтении документов о трагических событиях Великой Французской революции (и не только французской), часто возникает вопрос: почему люди – и те, что ещё недавно относительно мирно жили по соседству, и совершенно незнакомые, вдруг так охотно и безжалостно стали уничтожать друг друга только на основании принадлежности к определенному классу или слою общества? Не делая особых различий между мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, умными и глупыми, жестокими и не очень... Ответить на этот вопрос пытались многие исследователи, историки, философы. Но, иногда ответ можно отыскать и в совершенно неожиданных источниках, казалось бы, не имеющих к данной проблеме никакого отношения. Совсем недавно я, готовясь совершить некое путешествие, решил загрузить в смартфон аудиокнигу для прослушивания в дороге. Что-нибудь лёгкое, не слишком серьезное, чтобы не забивать в отпуске неуместными проблемами голову. Выбор пал на классический и всем известный роман А.Дюма "Три мушкетёра", который был прочитан мной ещё в подростковом возрасте, и оригинальный текст уже основательно подзабылся. В памяти осталась основная сюжетная линия, подкорректированная просмотром различных киноверсий романа – от очень серьезных до пародийных.


Кадр из фильма "Три мушкетера", режиссер Ричард Лестер, 1973 г.





Британский сериал "Мушкетеры", 2014 г.




"Четыре мушкетера" Шарло



Результат нового прочтения оказался весьма неожиданным: я обратил внимание на эпизоды, которые раньше просто пробегал взглядом. И эти эпизоды порой меня просто шокировали. Если суммировать впечатление, произведенное на меня повторным чтением романа, придется сказать, что его герои на этот раз показались мне не такими уж и положительными. А поведение их, в ряде случаев, мягко говоря, не слишком красивым. Вот, например, благородный гасконский дворянин д’Артаньян нанимает в Париже слугу по имени Планше и не платит ему оговоренного жалованья. В ответ на вполне законные просьбы Планше выплатить долг по зарплате, или, в крайнем случае, отпустить его на другую службу, д’Артаньян жестоко избивает его. Данный поступок вызывает полное одобрение у его друзей-мушкетёров, которые приходят в восторг от "дипломатических талантов" гасконца. Ещё более благородный Атос требует от своего слуги Гримо полного молчания и сам не разговаривает с ним: желания своего господина тот должен угадывать по взгляду или жестам. Если Гримо не понимает хозяина и ошибается, Атос спокойно и без всяких эмоций избивает его. В результате, как пишет Дюма (вернее будет сказать, его очередной "литературный негр"), бедняга Гримо почти разучился говорить. Не надо думать, что А.Дюма написал остросоциальный роман, обличающий жестокие нравы того времени: ничуть не бывало – все это сообщается между делом и как само собой разумеющееся. Но вернёмся к тексту. Вот типичный "маленький человек", забитый и несчастный галантерейщик Бонасье просит у своего благородного жильца д'Артаньяна (который задолжал ему приличную сумму за квартиру и отдавать ее не собирается) защиты и помощи в поисках пропавшей жены. Д’Артаньян охотно обещает и то, и другое, начинает в счёт этой помощи пользоваться у своего квартиродателя неограниченным кредитом, требуя лучшего вина и закуски не только для себя, но и для своих гостей. Но помощи никакой не оказывает, более того, позволяет полицейским арестовать его у себя на глазах, что вызывает непонимание и неудовольствие даже у его приятелей-мушкетеров. А защитить галантерейщика очень легко: у д'Артаньяна и его друзей есть и шпаги, и пистолеты, а полицейские безоружны. Когда представители закона попытаются арестовать хорошенькую жену галантерейщика, которая, не дождавшись помощи, сама сбежала из-под стражи, д’Артаньян прогонит их один, просто обнажив шпагу. И вот только теперь гасконец все же великодушно намеревается оказать реальную помощь г-ну Бонасье – планирует заменить его в супружеской постели. Интересно также поведение мушкетёров в гостиницах во время знаменитой поездки в Англию за подвесками королевы. Портос, из-за сущего пустяка ввязался в дуэль, был ранен и остался в гостинице. Хозяин организует для него лечение у местного врача и уход. В качестве благодарности Портос угрожает ему физической расправой, и вообще, требует не беспокоить по таким пустякам, как оплата счетов. Вообще-то, деньги у него были – д’Артаньян выдал ему четверть суммы, украденной г-жой Бонасье у собственного мужа, но Портос их проиграл. И теперь, вместо того, чтобы попытаться как-то договориться с хозяином, терроризирует бедолагу, который не смеет ни выгнать его, ни кому-то пожаловаться. Думаю, любой наш "браток" из 90-х признал бы, что благородный Портос – просто беспредельщик и отморозок и "быкует не по понятиям". С благородным Атосом ещё интереснее: его обвиняют в попытке расплатиться фальшивыми монетами, причем речь явно не идёт о какой-то тюрьме или каторге, все благополучно решится в течение часа-двух. Но Атос психует, ввязывается в схватку и, отступив, баррикадируется в хозяйском погребе. Укрытие не слишком надёжное: был бы реальный приказ кардинала об аресте, вытащили бы Атоса оттуда за 5 минут. Но, подобно пресловутому "неуловимому Джо", никому Атос не нужен. Обнаружив в погребе изрядные запасы вина, Атос забывает обо всем на свете и начинает заниматься тем, что у него в этом романе получается лучше всего: уходит в запой. Хозяина в "приватизированный" им погреб, он, разумеется, не пускает. А когда появляется д'Артаньян, бывший граф действует по принципу "что не съел, то понадкусаю": портит оставшиеся продукты и разливает недопитое вино. Но это, разумеется, всего лишь невинная шалость – данный мушкетер способен на большее. В припадке пьяной откровенности, Атос рассказывает о том, что он, оказывается, аристократ не из последних: граф, «знатный, как Дандоло или Монморанси», «был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных». И о шестнадцатилетней девушке, «прелестной, как сама любовь», на которой он когда-то женился.


Мила Йовович в роли Миледи



И, обнаружив на плече жены клеймо в виде лилии, «совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве» (ничего особенного: «всего лишь убийство», – говорит Атос потрясенному этим рассказом д`Артаньяну). Давайте остановимся на минуту и попытаемся сообразить, что же такого могла натворить несовершеннолетняя девочка, что ее заклеймили, как преступницу? Атос скороговоркой отвечает: «была воровкой». Но позже выясняется, что воровкой его жена не была: влюбленный в молодую монахиню священник украл церковные сосуды, чтобы уехать с ней «в другую часть Франции, где они могли бы жить спокойно, ибо никто бы их там не знал». При попытке бегства они были арестованы. Священника заклеймили и осудили на 10 лет. Палач из Лилля оказался братом этого священника, он решил, что малолетняя неопытная девочка (лет 14, наверное, тогда ей было) виновата в том, что её соблазнил взрослый педофил. Что-то очень знакомое, на языке вертится, а, вспомнил!

«Твои волосы, губы, и плечи – твои преступленья, потому что нельзя быть на свете красивой такой».



Он выследил её и самовольно заклеймил. А, между тем, ставшая графиней бывшая монахиня (по утверждению самого Атоса) была умна, образованна, хорошо воспитана и прекрасно справлялась с ролью "первой дамы" графства. Возможно, девочка – сирота из "хорошей семьи", насильно отправленная в монастырь опекуном, присвоившим ее имущество. Но Атосу лень разбираться: повесил ее – и нет проблемы. Так поступает он с женщиной, на тот момент равной ему по статусу. Не трудно представить, как обращался граф с "простонародьем", имевшим несчастье проживать на подвластной ему территории. В общем, был благородный Атос типичным "диким помещиком". Стоит ли удивляться, что потомки крестьян, дворянских слуг, трактирщиков и прочих галантерейщиков, когда пришло время революции, стали дружно уничтожать потомков Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна? Просто потому, что те были дворянами. Слишком долго, из поколения в поколение, копилась ненависть и слишком концентрированной она была, чтобы разбираться, кто из бывших хозяев прав, а кто – виноват. То же самое было и в России.

Итак, к людям из народа герои романа относятся почти как к животным. И никого из окружающих это не удивляет: они ведут себя точно так же, как их сослуживцы, друзья, родственники. Но, может быть, среди людей, равных себе, эти четверо были воплощением и эталоном рыцарства, носителями высоких нравственных идеалов и обладали выдающимися моральными качествами? Увы, здесь тоже не все гладко. Портос на фоне остальных выглядит почти хорошо: всего лишь недалёкий солдафон, на таких, в общем-то, любая армия держится. Ещё он альфонс, находящийся на содержании у 50-летней мещанки (по тем временам просто старуха). Но это русские гусары, если верить анекдоту, «с женщин денег не берут» – французские королевские мушкетеры берут и с огромным удовольствием. И никто не называет Портоса не слишком лестными словами типа une catin или putaine, единственное, чего он стесняется – того, что его содержательница не дворянка.

С Атосом – все гораздо серьезнее: бывший большой барин-самодур, мизантроп, алкоголик и дегенерат с очень странными понятиями о чести и уникальными моральными принципами. Не считает зазорным проиграть в кости имущество своего друга (д'Артаньяна). А в экспедицию за подвесками отправляется, находясь под следствием: из тюрьмы его совсем недавно выпустили под честное слово капитана де Тревилля, который поклялся, что до выяснения всех обстоятельств Атос не покинет Париж. Но что такое для сиятельного графа честь своего командира и что такое элементарное чувство благодарности? Большую часть времени он либо пьян, либо находится в состоянии апатии и безразличия, "светлые" промежутки, во время которых он удивляет всех изысканными манерами и здравыми суждениями – редки и непродолжительны: «В дурные часы Атоса – а эти часы случались нередко – все светлое, что было в нем, потухало, и его блестящие черты скрывались, словно окутанные глубоким мраком… Опустив голову, с трудом выговаривая отдельные фразы, Атос долгими часами смотрел угасшим взором то на бутылку и стакан, то на Гримо, который привык повиноваться каждому его знаку и, читая в безжизненном взгляде своего господина малейшие его желания, немедленно исполнял их. Если сборище четырех друзей происходило в одну из таких минут, то два-три слова, произнесенные с величайшим усилием, – такова была доля Атоса в общей беседе. Зато он один пил за четверых, и это никак не отражалось на нем», – пишет Дюма.

В то время, как отправленная им на смерть юная жена во второй раз за свою короткую жизнь буквально "восстает из пепла", оказавшись в роли доверенного лица и ближайшей сотрудницы самого великого политика и государственного деятеля Франции, граф де Ла Фер скатился до уровня рядового мушкетёра. Более того, он вынужден был инсценировать свою смерть, и скрывает свое истинное имя. Что-то совсем уж скандальное и нехорошее натворил господин граф: настолько серьезное, что привычная отмазка, мол, ничего особенного, «всего лишь убийство», не сработала. И преступление это явно посерьезнее проступка малолетней девочки, которая имела несчастье стать его женой. Кстати, Вы обратили внимание, с какой готовностью, почти радостно, избавляется граф от своей молодой, красивой и ведущей себя безупречно супруги? А потом – сторонится женщин, предпочитая их обществу компанию винных бутылок. Невольно появляются мысли об импотенции Атоса, либо – о его латентной гомосексуальности.

А вот Арамис – самовлюблённый ханжа и лицемер, ухаживающий за собой побольше, чем иные женщины. Между делом Дюма сообщает, что

«Арамис избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться».



Потом:

«Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность».



Далее:

«Говорил он мало и медленно, часто кланялся, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей своей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал».



И еще:

«Любуясь своей белой и пухлой, как у женщины, рукой, которую он поднял вверх, чтобы вызвать отлив крови».



А также:

«Руки, на которые сам он (Атос) не обращал никакого внимания, приводили в отчаяние Арамиса, постоянно ухаживавшего за своими с помощью большого количества миндального мыла и благовонного масла».



И, наконец:

«Арамис… написал изящным женским почерком десяток строк».



В общем, тем еще «мушкетёром» был Арамис, в нынешней Европе точно сошел бы за своего. А еще Дюма утверждает, что он любовник государственной преступницы – Мари Эме де Роган-Монбазон, герцогини де Шеврёз. И вот это уже очень серьезно.




Jean Le Blond, герцогиня де Шеврёз



Список обвинений, предъявленных этой дамочке, весьма впечатляет:

Интрига вокруг связи Анны Австрийской с герцогом Бекингэмским (1623-1624 г.г.) – самое безобидное из них.


Рубенс, Анна Австрийская, портрет из музея Прадо



Передача Испании украденных у любовника секретных документов, и организация переписки королевы с королем Испании (1637 г.) – уже серьезнее.


Наконец, планирование государственного переворота в пользу Гастона Орлеанского, в результате которого Людовик XIII должен был лишиться трона.


Филипп де Шампень, Портрет Людовика XIII. 1665 год



И участие в заговоре графа Шале (1626 г.) с целью убийства кардинала Ришелье.


Анри Мотте, Кардинал Ришелье на осаде Ла-Рошели. 1881 год



После смерти Ришелье герцогиня стала участницей «заговора Высокомерных», направленного против Мазарини (1643 г.).

Помните историю с платком, который так некстати поднял с земли и подал ему д'Артаньян? Все обычно объясняют гнев Арамиса его заботой о чести дамы. Нет, все гораздо серьезнее: платок – билет в Бастилию, это пароль, тайный знак, с помощью которого герцогиня отдает приказы и распоряжения своим сообщникам. Второй такой платок д’Артаньян увидит у госпожи Бонасье. Во время тайного визита в Париж герцога Бекингэма (глава враждебного государства!), герцогиня самовольно покидает место своей ссылки (Тур – здесь Дюма ошибается, герцогиня в это время еще в Париже, но в интриге принимает самое деятельное участие) и организует операцию прикрытия, причем сообщниками она руководит из квартиры Арамиса. А сам Арамис вводит в заблуждение людей Ришелье, успешно изображая Бекингэма: «какой-то человек высокого роста, черноволосый, с манерами дворянина, напоминающий вашего незнакомца, д'Артаньян, в сопровождении пяти или шести человек, следовавших за ним в десятке шагов, подошел ко мне и произнес: «Господин герцог», а затем продолжал: «И вы, сударыня», уже обращаясь к даме, которая опиралась на мою руку… благоволите сесть в карету и не пытайтесь оказать сопротивление или поднять малейший шум».


Пауль ван Сомер, герцог Бекингэм (в жемчугах)



Но и это не все: измены в пользу англичан Арамису мало, Дюма не щадит героя и рассказывает ещё одну занятную историю. В дом Арамиса является нищий, и, удостоверившись в его личности, передает кошелек с испанскими золотыми монетами. А также письмо от де Шеврёз, в котором герцогиня называет гостя испанским грандом. Нормальная ситуация? Испанский гранд с карманами, полными золота, вместо того, чтобы посещать лучшие дома и светские салоны Парижа, шляется по Франции в костюме нищего. С точки зрения Арамиса, все нормально и в порядке, никаких оснований для беспокойства нет: просто такой экстравагантный испанский гранд, который любит переодеваться и одаривать золотом незнакомых ему людей. Можно спокойно жить дальше. Однако, все мы прекрасно понимаем, что Арамис получил очередной "грант" от зарубежных "спонсоров" – оплата за ранее оказанные услуги, либо аванс за будущие.

Наконец, д'Артаньян – бесчестный авантюрист, который приятелей-мушкетеров сразу же начинает рассматривать в качестве ступенек, для своей карьеры (так утверждает Дюма) и потихоньку собирает на них компромат. Вернувшись из Лондона, гасконец не проявляет ни малейшего интереса к судьбе мушкетёров, отправившихся с ним. На их поиски он отправляется только после недвусмысленного требования де Тревилля, который спрашивает: «Где мои подчинённые, что отправились с тобой "на воды"? Не знаешь? Так иди и узнай».


Жан Арман дю Пейре, граф де Тревилль



Но особенно мерзко и подло поступает д’Артаньян в отношении бывшей жены Атоса – таинственной женщины, которую в романе чаще всего называют Миледи (My Lady, разумеется). В России почему-то многие называют ее также леди Винтер, хотя на самом деле она леди Кларик (титул барона Винтер носит брат ее английского мужа). Молодая женщина серьезно влюблена в графа де Варда, которого в ходе своей миссии ранил д'Артаньян, она посылает графу письмо, в котором справляется о здоровье и возможности встречи. Служанка Кэтти по ошибке передает письмо Планше – слуге д'Артаньяна. Якобы по уши влюбленный в госпожу Бонасье гасконец, вступает с Миледи в переписку от имени раненного графа. Одновременно он посещает ее дом и убеждается, что леди Кларик к нему абсолютно равнодушна, зато неравнодушна Кэтти, которую д’Артаньян легко соблазняет. Наконец, Миледи назначает интимное свидание лже де Варду, которое проходит в темноте, и Д’Артаньян пользуется "благосклонностью" влюбленной в другого мужчины женщины. Потом, опасаясь разоблачения, чтобы закончить интригу, пишет Миледи от имени де Варда ужасное оскорбительное письмо. Униженная женщина обращается к д'Артаньяну, как к человеку, уже имеющему в обществе репутацию опасного дуэлянта, с просьбой о защите своей чести.

"Убить де Варда? Да с огромным удовольствием, – отвечает д'Артаньян, – Но не бесплатно. И деньги в данном случае меня не интересуют".

И снова становится любовником леди Кларик. Но выполнить свое обещание не торопится. Когда Миледи напоминает ему о нем, говорит:

"Не надо убивать де Варда – он здесь не причем, это я пошутил так. Смешно получилось, правда? Давайте в постель вернёмся".

К удивлению д'Артаньяна, Миледи не смеётся, а напротив, приходит в ярость, при этом неосторожно демонстрируя ему клеймо на плече в виде лилии. Она пытается убить его, и бравый гвардеец бежит из ее спальни и запирается в комнате Кэтти. Его одежда стала законным трофеем леди Кларик, дом он покидает в том, что успела дать ему Кэтти: «женское платье в цветочках, широкий капор и накидка, туфли на босу ногу».

(– Александр Керенский бежит?
– Все бегут!)

Вне себя от страха, д'Артаньян мчится по улице «под крики патрульных, кое-где пустившихся за ним вдогонку, гиканье редких прохожих» и укрывается у Атоса. Причем, слуга Атоса, Гримо, «вопреки своей обычной немоте», встречает его словами: «Что тебе надо, бесстыдница? Куда лезешь, потаскуха?» Далее: «Атос… несмотря на всю свою флегматичность, разразился хохотом, который вполне оправдывался причудливым маскарадным костюмом, представившимся его взору: капор набекрень, съехавшая до полу юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице».

Честное слово, жалко, что этот эпизод не вошел ни в одну экранизацию данного романа.

Чуть позже приходит несчастная Кэтти, которая знала, кто приходил к госпоже ночью под видом де Варда, а сейчас помогла д`Артаньяну бежать и теперь боится ее гнева.

"Вы же видите, милочка, что я ничего не могу сделать для Вас", – холодно встречает д'Артаньян.

Но высокопоставленная любовница Арамиса как раз просила прислать надежную служанку. Кэтти отправляют в Тур, к де Шеврёз. Бедной девушке можно только посочувствовать – попала из огня в полымя: герцогиня-заговорщица в случае чего опять отделается лёгким испугом (ворон ворону глаз не выклюет), но кто поверит, что служанка-англичанка не связная, присланная из Лондона? Вернемся к д'Артаньяну: в дальнейшем отважный гасконец буквально трясется от страха при мысли, что Миледи может отомстить ему – вплоть до отвратительной расправы над ней, которую организует привычный к таким грязным делам Атос.

Итак, моральный облик героев романа – весьма сомнителен, но, может быть, они беззаветно преданны Франции и королю, что полностью искупает все грехи? Тоже – мимо цели. "Влюбленный" в Констанцию Бонасье д’Артаньян (который на самом деле страдает от "спермотоксикоза") соглашается на весьма сомнительное предприятие – тайную поездку в Лондон к первому министру враждебного Франции государства, при этом цель поездки, в общем-то, остаётся для него тайной – он везёт запечатанное письмо: «Милорду герцогу Бекингэму, Лондон» – такова надпись на конверте. Что в этом письме? Может быть, государственная тайна чрезвычайной важности? И что означают две подвески, переданные Бекингэмом? Может быть, что война начнется через 2 месяца? Или – в союз с Британией вступила ещё одна страна, и Франции придется воевать против коалиции из двух государств? Неизвестно, однако, в награду за визит в Лондон д’Артаньян получает четырех лошадей с богатыми седлами от Бекингэма и дорогой перстень от королевы. Приятели д'Артаньяна легко соглашаются принять участие в этой авантюре, и, похоже, главным их мотивом служат деньги, которые есть у д'Артаньяна: мушкетёры поиздержались и буквально голодают в тот момент. А у д`Артаньяна деньги есть потому, что их украла у своего мужа Констанция Бонасье. И, на этот раз, никого не смущает, что «заказчица» – воровка. Повесить ее, как Атос свою жену, никому даже и в голову не пришло. А потом, во время осады Ла Рошели, Атос, подслушав разговор Ришелье и Миледи, узнает о приказе кардинала убить Бекингэма.


Ла Рошель



Итак, Джордж Вильерс, барон Уоддом, герцог Бекингэмский, шталмейстер Двора, кавалер Ордена Подвязки, лорд-стюард Вестминстера, лорд-адмирал Англии. Король Англии и Шотландии Яков I в письмах по очереди называет его и женой, и мужем, и ласково зовет Стини – в честь святого Стефана (лицо которого «сияло словно лик ангела»). Сохранил свое влияние и на сына Якова – короля Карла I, который после смерти фаворита называл его «мой мученик». Втянул Англию в две неудачные для нее войны – с Испанией в 1625-1630 г.г. и с Францией, которая началась в 1627 г. и закончилась уже после его смерти в 1629 г. Один из самых бездарных и презираемых политиков Великобритании, которого шаловливое перо А.Дюма превратило в положительного героя.


Конный портрет герцога Бекингема. Питер Пауль Рубенс, 1625 год



Из-за Бекингэма Англия вступила в войну с Францией, герцог и слышать не желает о компромиссе, сейчас он готовит высадку десанта в помощь мятежникам, его жизнь – это смерть тысяч, а, может быть, и десятков тысяч французов. Но д’Артаньян восклицает: "Герцог – наш друг! Надо предупредить и спасти его". На что, находящийся в своей "светлой фазе" Атос резонно замечает: сейчас время военное, это будет расценено, как государственная измена, нас ждёт Бастилия или эшафот. Д’Артаньян соглашается с ним, но от идеи предать Францию и любимого короля не отказывается: просто надо не самим ехать, а отправить слуг: одного – в Лондон, но не к Бекингэму, а к английскому деверю Миледи (тот самый лорд Винтер), другого, для верности – к королеве.

"Нет, – говорит опытный заговорщик Арамис (в уме, видимо, подсчитывая размер очередного гонорара), – К королеве тоже опасно: лучше к одной моей знакомой в Тур" (к основной распорядительнице заграничных траншей герцогине де Шеврёз, разумеется – чтобы деньги мимо не прошли).

В общем, предали Францию господа королевские мушкетеры. Но вот беда – не приняли они во внимание выдающиеся способности леди Кларик, которая их стараниями была незаконно арестована сразу по прибытии в Англию. Воспользовавшись не обремененным никакими доказательствами доносом мушкетеров, как поводом, ненавидящий невестку барон Винтер схватил ее и, непонятно на каких основаниях, без предъявления обвинений и без решения суда держал взаперти. Но даже в таких условиях Миледи сумела выполнить поручение Ришелье. В конце книги в отвратительной комедии самосуда над ней, наряду с мушкетерами, принимает участие барон Винтер (высокопоставленный вельможа государства, с которым Франция находится в состоянии войны!). И одно из обвинений – добросовестное выполнение приказа главы французского правительства (убийство Бекингэма).

(Другое крайне сомнительное обвинение – убийство пособницы государственной преступницы де Шеврёз Констанции Бонасье).

Ребята, это уже за гранью, не правда ли? Это не просто измена, и не просто шпионаж – это террористический акт против доверенной сотрудницы кардинала Ришелье, политическое убийство, совершенное в пользу враждебной страны. Господа мушкетеры, если вы не согласны с политикой Франции и методами кардинала Ришелье – подавайте в отставку, не получайте королевское жалованье, отправляйтесь в Лондон и обливайте там грязью свою Родину, дело не новое, ни первыми не будете, ни последними. Но вы давали военную присягу и сейчас нарушили её. Плаху и топор для господ мушкетеров!

«Вы трусы, вы жалкие убийцы! Вас собралось десять мужчин, чтобы убить одну женщину!», – говорит перед смертью Миледи, и с ней невозможно не согласиться.

Мне кажется, что Дюма ошибся с выбором героев: сражающаяся с врагами Франции харизматичная и сильная девушка с трагической судьбой – именно она была достойна стать истинной героиней романа.

Ну а всеми силами приближающие революцию аристократы, если доверять тем сведениям, что приводит в прославляющем их романе А. Дюма, вряд ли могут претендовать на роль положительных героев.

Автор:Рыжов В.А.


Источник: Четыре мушкетёра, или Почему опасно перечитывать романы Дюма
Автор:
Теги: опасно Почему

Комментарии (27)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Ольга Мириевская 
ИНКОВ инков: "Знаете, когда я перечитывала роман в последний раз? В 38 лет." - "Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один." (М.Жванецкий) А глупость возраста вообще не имеет.
Татьяна Крапивина 
Да-да, лично меня еще в 15 лет настораживало не джентльменское поведение д’Артаньяна. казалось странным, что этого ни кто не замечает. Теперь книгу мало кто прочтет и миф о благородных мушкетерах, взращенный на фильмах будет закрепляться в неискушенных умах следующего поколения
Ольга Лосева 
О, времена! О,нравы. Можно спорить. Соглашаться или нет. Это его прочтение! Но д`Артаньян и правда был бабником. А миледи мне всегда нравилась. Сильная женщина. И совершенно не согласна была с палачём, заклеймившим миледи. И с д`Артаньяном, обманувшим ее, и с Атосом, который ее повесил только за то, что прошлая ее жизнь не удалась. Она даже не была воровкой. В чем она виновата? В том, что кто-то в нее влюбился и совершил преступление? Вечно в грехах мужчин обвиняют женщин. Да, жестока, но разве жизнь не жестока? А она красива, умна и хотела добиться достойной жизни для себя и сына!
Елена Shabuldo
А я согласна в чем-то с автором, читаем важности взахлёб, не обращая на нюансы внимание. А как может девочка в 14 лет указать взрослому мужчине, укравшему в своей церкви ценные артефакты, что ему делать. Она сирота и беззащитна. Представьте своих дочерей в этом возрасте.
ИНКОВ инков
Нравятся мне эти современные попытки все переворачивать с ног на голову. Особенно представить бедняжку Миледи несчастной жертвой. Ничего, что дамочка - преступница, которую боялся сам кардинал, а кое-кого она прикончила лично?
Обосрать знаменитый роман легко. Но он не просто так пользовался огромной популярностью в Союзе. Я сама считаю его главной книгой в своей жизни. Эта книга о дружбе. А то, что герои - не святые и похожи на живых людей, а не на идеальные образы, роману только в плюс.
И главное, никакой скидки на время, эпоху, нравы... Пусть Дюма что-то приврал и приукрасил - это его право как автора. Читайте труды историков, если вам так нужна правда жизни.
И вообще, товарищ бы "Тарасу Бульбу" перечитал. Куда более серьезное произведение и жесткач тот еще. И все же Гоголь героя не осуждает, как этот писака мушкетеров, хотя очень есть за что.
lewscha
То есть вы хотите сказать что Автор(Рыжов В.А.) врет, что этого нет в романе?

Просто Рыжов уже интересовался этим вопросом и поэтому увидел то, что большинство читателей просто пропускали, не обращали внимания.



Так оно всегда бывает.

Падают яблоки... они всегда падали. Но находится какой то ньютон который вдруг видит что яблоки падают не просто так, что это великий закон, что точно так же ведут себя планеты и звезды.



Мы все читали этот роман... и сам Рыжов его тоже раньше читал, но не видел.

Накопилась критическая масса знаний чтобы увидеть то на что раньше не обращали внимания.

Вероятно потому что сам Рыжов не просто праздный читатель, он интересовался нравами той эпохи.
ИНКОВ инков
Да что вы говорите? Знаете, когда я перечитывала роман в последний раз? В 38 лет. Параллельно с исторической книгой о том, как жили французы во времена Людовика XIII. И ничего особо в восприятии не поменялось (хотя уже читалось не так взахлеб, как в детстве) - нормальный роман, интересный и в чем-то даже познавательный. Герои - мужчины и женщины со своими слабостями и недостатками. Дюма рисует картину нравов того времени, не морализаторствуя.
Между прочим Морис Дрюон в 7-м романе цикла "Проклятые короли", открытым текстом пишет о своей любви к Роберу Артуа, а уж это (следуя логике вот этого вот, которого вы кинулись защищать) - такой мерзавец, пробы ставить негде. Все мушкетеры - дети малые в сравнении с ним. Да, он еще насильник женщин, кстати. Не читали?
Выставлять мушкетеров какими-то мерзавцами - смешно. Весь тот бред, что он тут пишет - все это притянуто за уши и раздуто до фантастических размеров. А в России не было крепостного права? А негров в Америке, что, не угнетали? (я уж молчу про геноцид индейцев). При чем же тут Французская революция? Приплел для красного словца, не иначе. Простой народ плохо жил везде и во все времена.
Мне один знакомый очень убедительно доказывал, что черкесы - самый нравственный народ на земле. Я пыталась возражать, что у них была кровная месть - тут же последовал ответ, что это было много у кого,а у черкесов - во вполне гуманном варианте. Я возражала, что они продавали (буквально) своих дочерей в гаремы султанов (при якобы уважительном у них отношении к женщинам, не то что на остальном Кавказе)- но и тут были убедительные аргументы, которые мне воспроизводить лень. При этом, человек, который так защищал этот кавказский народ, много лет изучал историю Кавказа, имеет даже какие-то заслуги перед этим народом, короче, знал людей этой народности непонаслышке. Ему можно верить, хотя я все равно осталась при своем: что многие особенности менталитета этого народа лично мне чужды и неприятны. Да, для них - норма, а среди прочих кавказцев они вообще выделялись как небожители среди простых смертных. Для меня они не являются образцом нравственности, как для моего знакомого, но я же не ору об этом на каждом углу.
Еще оффтоп. А в сказках Андерсена и бр. Гримм вас не смущала жестокость, с какой расправлялись положительные герои со своими обидчиками (раскаленные жаровни к ногам злой мачехи, казнь родителей принцессы в "Огниве"?... и много чего еще).
Если вас что-то коробило в "Мушкетерах" - значит, этот роман вам не зашел изначально. Ваше личное дело. Я вот абсолютно равнодушна к "Шерлоку Холмсу", ничего не читала, но знаю, что это - вершина детективного жанра. Но мне и в голову не придет обсирать этого героя, который (как я помню по экранизации Масленникова), к примеру, предпочитал только те знания, что ему пригодятся в работе, а на всякие высокие материи, в общем-то, плевал. Да и в женщинах почему-то не нуждался.

А ваш борзописец так раздухарился, что понес уже вообще на всех. Что это за реплика про то, что "Арамис сошел бы за своего в современной Европе"? Это что - скрытая гомофобия? Очень похоже, кстати. Т.е. если мужчина ухаживал за собой (он вообще-то в священники готовился с отрочества, а все религии требуют от своих адептов чистоты не только в мыслях, но и во внешности), то он уже извращенец? Типа для мужчины это "ненормально". Какой-то нездоровый шовинизм, знаете ли.
Еще более смешно (а точнее омерзительно) делать из Миледи невинную овечку. Может, еще ролевой моделью ее сделать? Она стерва и аферистка, а не дамочка "делать жизнь с кого". Да, умная, не отнимешь. Но при этом абсолютно беспринципная тварь, живущая лишь своими страстями и выгодами (Вилкова это в своей интерпретации очень хорошо показала). Уверена, что никогда и никого она по-настоящему не любила, даже собственного сына (особенно если он был рожден в браке по расчету). А еще она убийца, кстати. А как в одной детской книжке было сказано: "Ведь мысли даже об ОДНОМ убийсте - чудовищны!". Не для нее, очевидно.
Какой бы "жертвой" она не была (чего там этот писака насочинял про какого-то опекуна? Где это у Дюма сказано? На какой странице? Да вплоть до начала 20 века судьбами женщин распоряжались их родственники, включая принцесс и королев. Выдавали замуж, не спрашивая. И так было повсеместно. )- она изначально выбрала преступный путь. И если ее настигла, как пишет Дюма "страсть тигрицы" к графу де Варду (какая любовь, простите? сексуальное влечение это называется), который ее типа обманул (граф-то вообще не причем тут был, он даже ее записок не получал), то разве это не заслуженное наказание за всех тех мужчин, чьи жизни она разрушила? Лорд Винтер-то, к слову, имел все основания ее ненавидеть: безродная авантюристка (она вряд ли могла предоставить доказательства своего аристократического происхождения) окрутила его брата, да так, что тот, пленившись ее красотой, на ней женился (как Атос когда-то), захапала себе титул (наследство, по-видимому, ей не досталось),чтобы ее отродью (сынок-то под стать матушке оказался, как мы помним из второй части) достался графский титул (его зачатие от законного мужа спорно, потому что миледи не отличалась разборчивостью: как же она тогда могла перепутать двух мужиков? Пусть и в темноте? Или она де Варда видела лишь издали во дворце? И сразу пригласила к себе в постель? Ну-ну... и это не распутница? А писака этот пишет: "влюбленная женщина". Ну а если считать это нормой для знатных дам того времени, то почему тогда другие не слишком-то одобряемые с нынешней точки зрения поступки вызывают у автора статейки праведный гнев?), потом отравила мужа и смылась из страны, найдя себе покровителя в лице самого Ришелье (за это и подрядилась выполнять для него всякую грязную работу. Кстати, в фильме Лестера Миледи трахалась с Бэкингемом, чтобы украсть подвески - куда более правдоподобно, чем то, что она их как-то незаметно срезала у него во время танца). Так что - лорд Винтер не имел никаких причин ненавидеть, а тем более арестовать ее, а?
И такого тут много, я не буду разбирать все - много чести. Вы согласны с автором? Это ваше право. Я высказала свое мнение. Эта статья - дешевая писанина. Так можно обгадить все что угодно. Но это уже на совести товарища, написавшего ее. И я не думаю, что ему нужна ваша защита.
Галина Седова 
Бэкингем был миньоном английского короля Якова,а потом и его сына. Миледи бы его не заинтересовала.
Elena
Но почему-то Миледи было жалко, а остальных- нет.
Elena
Но почему-то Миледи было жалко, а остальных- нет.
Раиса Харко
Вообще интересно перечитывать книги. В молодости на одни стороны жизни обращаешь, в старости на другие. Советую всем.
Наталия Казанцева
Ну, не знаю, не знаю. Мушкетеры вели себя в соответствии с нравами своего времени. Но еще в детстве не вызывали у меня уважения, после книги сложилось впечатление: Атос - пьяница, Арамис _ бабник, Партос -задира, а по Д,Артаньяну плачет статья за хулиганство. И еще, эпизод, который не был упомянут, но перевернул мои представления о персонажах, Д,Артаньян убивает гонца, чтобы получить его пропуск на корабль. Хотя "это всего лишь убийство".
Миледи не была ангелом, но хочу задать вопрос ИНКОВ инков, а если вас попытаются повесить за ошибки молодости, как вы будете реагировать?
Екатерина Соболева 
Удивительная статья. Меня особо тронуло за живое новое видение истории Миледи. Часто думая об "ах, какой романтизм" и о дамах сердца, в голову приходит мысль: конечно же можно любить даму сердца платонической любовью всю жизнь, когда вокруг полно дворовых девок, которых можно, простите меня, ебать без зазрения совести
Гррррр
Дмитрий Назаров
Этот пользователь заблокирован. Возможно он тролль
Статья - идиотизм возведенный в концепцию... Мне ВАС жаль: ТАК воспринимать беллетристику... Это - чтиво. Развлекательное, занимательное но чтиво!
И никак не предназначенное для анализа исторических параллелей...
Алёна Забродина
Большего бреда ещё не читала. Как Вы можете судить тех, которых нет уже несколько столетий? И которые не могут Вам ответить? А может и дать по лицу за такие слова.
Светлана Штандель
Аркадий Бухов
Эпоха и стиль
Каждой эпохе соответствует свой стиль,
Из шестерых, собравшихся в комнате у режиссера Емзина, эта истина еще не дошла лишь до Жени Минтусова, расстроенного всем вообще и отсутствием у хозяина папирос и пива в частности.
– Нет, вы только посмотрите, – волновался он, разыскивая окурки в пепельнице, – разве это язык? А? Как пишут наши писатели! Как пишут наши поэты! Разве это язык? А? Где же он, где, вы скажите, наш настоящий, добрый, старый, могучий русский язык? А?
Последнюю фразу он произнес с таким надрывом, как будто бы у него только что вытащили добрый (старый, могучий и т. д.) русский язык из кармана и он требует немедленного составления протокола тут же, на месте.
Молча возившийся до сих пор с засоренной трубкой актер Плеонтов дунул в это непослушное орудие наслаждения и тихо сказал:
– Ты дурак, Женя. Средний, нередко встречающийся в нашей области тип дурака. Пробовал ли ты хоть раз разговаривать с окружающими на языке другой эпохи?
– Подумаешь, – легкомысленно отпарировал Минтусов, выловив малодержанный окурок.
– Не думай, Женя. Не затрудняй себя непосильной работой, несвойственной твоему организму, – ласково произнес Плеонтов. – Для тебя, как для существа малоразвитого, наглядные впечатления значительно полезнее, чем головные выводы. Хочешь, я тебе опытным путем покажу, что такое язык, несозвучный эпохе?
– Покажи, – упрямо принял вызов Минтусов.
– Охотно. Это свитер твой?
– С голубыми полосками, который на мне?
– Именно с полосками и именно на тебе. Ставишь его против моей настольной лампы, которая тебе так нравится, если я тебе докажу, что в понимании стиля ты отстал, как престарелая извозчичья лошадь от электрического пылесоса? Идет? Емзин, разними руки.
Когда Плеонтов и Минтусов вошли в трамвай, Женя вытянул из кармана двугривенный и протянул его кондуктору.
– Это семнадцатый номер? За двоих.
Плеонтов быстро схватил его за руку и вынул из нее двугривенный.
– Женечка, – укоризненно зашептал он на ухо Минтусову, – прямо не узнаю тебя… Разговаривать с кондуктором трамвая, да еще семнадцатого номера, на таком сухом, прозаическом, ничего не говорящем языке!.. Ты ведешь себя, как частник на именинах… Где же настоящий, сочный, полнозвучный язык нашей древней матушки-Москвы, язык степенных бояр и добрых молодцев, белолицых красавиц, которы…
– Погоди, что ты хочешь делать? – встревоженно посмотрел на него Минтусов.
– А ничего особенного, – небрежно кинул Плеонтов и, низко поклонившись в пояс изумленному кондуктору, заговорил мягким, проникновенным голосом:
– Ах ты гой еси добрый молодец, ты кондуктор-свет, чернобровый мой, ты возьми, орел, наш двугривенный в свои рученьки во могучие, оторви ты нам по билетику, поклонюсь тебе в крепки ноженьки, лобызну тебя в очи ясные…
– Пьяным ездить не разрешается, – неожиданно и сухо оборвал его кондуктор и дернул за ремень, вызвав этим явное сочувствие пассажиров. – Попрошу слазить.
– Я не пил, орел, зелена вина, я не капал в рот брагой пенистой, – заливался Плеонтов, ухватив за рукав бросившегося к выходу Минтусова. – Ты за что, почто угоняешь нас, ты, кондуктор наш, родный батюшка?..
Выпрыгнули Плеонтов и Минтусов, не дожидаясь остановки и не без помощи разъяренного кондуктора и двух пассажиров.
На углу сидел молодой чистильщик сапог и думал о том, что, если ему удастся купить двухрядную гармошку, жизнь сделается значительно полнозвучнее и красивее. Два хорошо одетых человека подошли к нему. Один из них, оглядываясь на другого, неохотно поставил ногу на деревянную скамеечку, а тот, с приятной улыбкой на добром лице и слегка изогнув талию, начал мечтательно и внятно:
– Отрок, судьбой обреченный на игрище с щеткой сапожной! В нежные пальцы свои взяв гуталин благовонный, бархатной тряпкой пройдись ты по носку гражданина, ярко сверкающий глянец, подобный прекрасному солнцу, ты наведешь и, погладив его осторожно, ты…
– Оставь, – хмуро проворчал Минтусов, снимая ногу.
Чистильщик осторожно поднялся с земли, сунул желтую мазь в карман и тоном, не предназначенным для дискуссий, сурово объявил:
– С таких деньги вперед полагаются. Клади или чисть сам.
– А ведь какой прекрасный гекзаметр, какие стихи! – искоса посмотрев на Минтусова, произнес Плеонтов. – Пойдем. Разве это не стиль? Ведь на таком языке древние римляне мир завоевали. Осторожнее – споткнешься…
– Оставь, пожалуйста, эти шутки, – сердито сказал Минтусов, когда они вошли в кафе. – Ты бы еще язык древних египтян выкопал и на нем ветчину покупать стал…
– Значит, ты находишь, – внимательно выслушал его Плеонтов, – что более современный стиль, ну, допустим, фривольный язык Франции шестидесятых годов, более доходчив в нашу кипучую эпоху?
– Ничего я не нахожу. Я хочу выпить чашку кофе. Оставь меня в покое.
– А это мы сейчас сделаем.
Плеонтов поманил пальцем – и около стола выросла курносая девица в передничке и с мелкими завитушками.
– Вам что, гражданин?
– Пташка, – заискивающе начал Плеонтов, – забудьте на время того Жана, который щекочет вашу шейку непокорными усиками, забудьте последний вздох его в садовой беседке и…
– Меня никто не щекочет по беседкам! – вспыхнула курносая девица. – А если вы, гражданин, нахал, так и в милицию можно…
– Рассерженный зайчик! – в восхищении вскрикнул Плеонтов, взмахнув руками. – Какие розы заалели на ее щечках, соперничая с лепестками азалий! Кто сорвет поцелуй с этих алых губок, кого…
Милиционер оказался поблизости. Он терпеливо выслушал девицу с завитушками и спросил:
– На что жалуетесь?
– Нахальничают словами, – бойко ответила девица.
– Руками не лапали? – деловито осведомился милиционер.
– Руками не лапали, – так же бойко подтвердила девица.
– Как было? – повернулся милиционер к Минтусову.
– Видите ли, – робко начал тот, – сидели мы у стола, а вот этот, – он с ненавистью взглянул на Плеонтова, – говорит ей…
– Оставь, Минтусов, – мягко перебил его Плеонтов. – Каким языком ты объясняешься!.. Какая сухая проза!.. А где у тебя сочный, подлинный язык девяностых годов, на котором писали лучшие представители родной литературы?.. Эх, Минтусов!.. – И, положив руку на плечо милиционера, Плеонтов заговорил, устремив проникновенный взгляд на последний этаж строящегося дома: – Было так. Голубая даль пропадала там, где грани света боролись с наступающими сумерками. Тихая, подошла она к нашему столу. Тихая, и казалось, что не она подошла к столу, а стол…
– Платите, гражданин, три рубля, – вздохнув, сказал милиционер, снимая с плеча плеонтовскую руку.
– Мы же не прыгали с трамвая! – горько вмешался Минтусов.
– Такие и не прыгая нахальничают, – вступилась довольная девица. – Платите…
Когда пришли домой и разделись, Плеонтов закурил папиросу и осторожно спросил:
– Ну, какого ты мнения, Минтусов, относительно стиля? Соответствует ли каждой эпохе ее стиль, или…
Минтусов снял пиджак и, быстро сдернув через голову свитер с голубыми полосками, протянул его Плеонтову:
– На! Давись!..
1934
Евгения Кудрявцева
Абсолютно с Вами согласна! Это первое,что пришло в голову после прочтения!А все эти рассуждения про стиль,идиотизм возведенный в концепцию.....Скучно,господа! Я думаю,это сугубо мое мнение,)))) Над вами давлеет само имя Дюма и возможное его величие как автора...А мужик просто писал как было,и никак не думал,что спустя столько лет тут будут такие дебаты..Я вас умоляю...Он писал чтобы заработать бабло и развлечь скучающую аристократию..Всееееееееееееееее....
Марина Дубцова
Автор разобрал с ЧУВСТВОМ ЮМОРА, а полемика разыгралась далеко не шуточная. Люди, умейте тормозить!!!
Нина Науменко
Автор попутал берега. В таком ключе можно разбирать любой роман, признанный ни одно столетие читателями и клеймить, клеймить любую ситуацию в романе, и любого героя. Боюсь, что у нас примером для подражания останется только Бузова.
Наталия Казанцева
А, пожалуй, перечитать книгу стоит, освежить впечатления. Спасибо автору.
Молчанова Вероника
Знаете, меня вообще всегда несколько подбешивает желание рассматривать исторические события и поступки людей прошлого времени с точки зрения нашей эпохи. Тогда, как бы это ни звучало неприятно и дико для нас, БЫЛО ПРИНЯТО так себя вести со слугами, убивать за нанесенную обиду или оскорбление и т.д. И если начинать их судить по нашим законам и согласно нашему современному мировоззрению, то давайте проникнемся праведным гневом, обличая и осуждая первобытных людей за то, что они мамонтов уничтожали и, пардон, унитазами не пользовались, а портили окружавший их пещеру природный ландшафт. А индейцы, сдиравшие скальпы с врагов? Какого наказания и порицания заслужили они, с точки зрения современных законов? А людоедов с островов Куру-Кусу? Они вообще неприятеля, простите, живьём съедали от макушки до пяток! Давайте их осудим по законам Российской Федерации 2017 года? И об интригах и государственных переворотах нельзя, я считаю, рассуждать, не побывав в шкуре тех, кто это совершал, и не посмотрев собственными глазами на ситуацию в целом, и не послушав доводы каждой стороны. Ведь не на пустом же месте возникали все эти события! И каждый, совершивший какое-либо деяние, имел для этого свои веские причины, опять же, обусловленные нравами и событиями ТОГО времени.
Я не призываю к всеобщей поголовной толерантности, но и подходить так однобоко к событиям давно прошедших дней тоже нельзя. Каждое событие можно рассматривать не только как монету, с двух сторон, а еще с сотни различных точек зрения, каждое событие многогранно, и любое мнение будет однозначно очень субъективно.
Так что предпочитаю наслаждаться великими произведениями классики, а не пытаться обкакать (прошу прощения за мой "французский") отдельно взятых героев, руководствуясь своими понятиями морали. Мы там не были, с нами такого не случалось, и судить их мы не можем!
Яна Булгакова
БРЕД... перевернули роман с ног на голову. В таком случае можно и библию опозорить. глупый автор статейки захотел к себе внимание обратить
Наталия Казанцева
А что перевернуто? Атос не пил? Слуг мушкетеры не били и т.д. и т.п. по тексту.
Анастасия
Сама почитала во взрослом возрасте — обомлела... И ещё очень обидно за Ришелье. Это был великий государственный деятель, которого во Франции почитают до сих пор.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства