Самая знаменитая античная статуя с изображением женщины — безрукая. (У самой знаменитой мужской статуи, Аполлона Бельведерского, они есть). И быть может, именно отсутствие конечностей — это то, благодаря чему этой статуе довелось стать такой знаменитой? Действительно, в женской красоте главное же совсем другое...
Венера с трех ракурсов
Любопытно, что из земли Венера Милосская была извлечена в целом виде, а руки потеряла по пути из Греции в Лувр, после схватки на о. Милос между турками и французами, боровшимися за ценный трофей . Что же она держала?
Согласно одной, достаточно распространенной версии, Венера держала в руках яблоко. В таком случае, это не просто яблоко, а то самое золотое Яблоко Раздора, которое было призом в Суде Париса, где Венера, посулив взятку в виде Елены Прекрасной, стала победительницей. Иконографию так и называют: Венера Виктрикс, Венера-Победительница.
Другая, достаточно новая, версия предполагает, что Венера могла держать в руках прялку. Этот атрибут был част у изображений женщин той поры, он ассоциировался с тайной рождения ребенка, вернее, его зачатия "из ничего". У процесса прядения в Древней Греции был ассоциации с плодородием и актом совокупления. На греческих вазах встречаются изображения женщин древнейшей профессии, которые прядут, что на символическом языке означало -- ожидают прихода клиентов.
Существало предположение, теперь отвергнутое, что это была скульптурная группа, в которой Венера взаимодействовала со своим возлюбленным, богом войны Аресом (Марсом).
Также были версии, что она держит в руках полированный щит, и смотрит в него, как в зеркало.
Shield-bearing Aphrodite from the South Baths at Perge. Roman, 2nd century AD, Antalya Archaeological Museu
Или, быть может, она держит в руках лавровые венки...
Варианты реконтртукции
Сохранилась цельная похожая статуя, т.н. Венера Капуанская, руки которой позволяют представить примерное положение рук Милосской. Быть может.
Венера Капуанская
Гадать можно долго и много. Но, в принципе, это будет всего лишь интеллектуальное упражнение. Ведь никто и никогда не будет восстанавливать Венере Милосской руки и ставить ее в таком виде в залах Лувра. Ее очарование -- именно в откровенной, неприкрытой женственности, сосредоточении внимания зрителя "на главном" (с точки зрения мужчины-зрителя, конечно). Лаконизм!
Комментарии (0)