В 610 году армия аваров, грозного кочевого племени, вторглась на территорию лангобардов в северной Италии (совр. Венеция), герцог Гизульф собрал войска, но в решающей схватке проиграл и был убит. Авары огнем и мечом прошли по землям лангобардов, осадив Форум Юлия, крепость где укрылась жена герцога Ромильда со своими детьми и народом. Так как лошади пока что не научились лазать по стенам, авары не стали брать город штурмом, а осадили.
Как-то аварский каган рассматривал крепость на своем коне, его увидела со стен Ромильда и... влюбилась, что называется, по уши. Она отправила вестников аварам с предложением - каган берет ее в жены, взамен она открывает ворота. Каган не долго думая соглашается. Ворота открывают, население и детей Ромильды уводят, обещая в дальнейшем расселить на богатых землях Паннонии, город безжалостно предают огню и грабежу.
Дойдя до священной рощи авары решили истребить всех взрослых пленников, обещание, данное Ромильде, каган сдержал. Правда, по своему. Он провел с ней одну брачную ночь, после чего отдал своим воинам и велел соорудить кол для герцогини, говоря, что он послужит ей вместо мужа. Гораздо более приятно сложилась судьба детей Ромильды, догадываясь, что в Паннонии их ждет не земля, а меч - мальчики решают сбежать.
Миниатюра XII века, изображающая Ромильду и кагана
Она крадут лошадей и сбегают, авары пускаются в след, самый младший из детей отстает, его настигают и везут обратно. Мальчик же схватил кинжал похитителя и проткнул его им, забрал себе его коня и в итоге догнал братьев. Девочки же, опасаясь аваров, подложили под платье мертвых куриц, исходящая вонь отпугивала кочевников и таким образом им удалось сохранить честь, в дальнейшем все дети Ромильды займут важные места в обществе - кто-то станет герцогом, кто-то женой герцога.
Павел Диакон
История Ромильды и ее детей описана Павлом Диаконом, жившим в XIII веке, его рукописям можно доверять, но есть одно "но". Павел честно изложил историю нашествия аваров, но вполне мог ошибиться в мотивах Ромильды. Если взглянуть более объективно на историю, то можно объяснить поступок Ромильды не влюбленностью, а попыткой спасти людей.
Город находился в осаде, помощи ждать было ниоткуда. Ромильда могла открыть ворота с условием сохранения жизни ее людям, брак предложить как форму союза. Она, как представительница германской знати, верила слову чести, у авар же... было совершенно другое понятие об этом слове.
Комментарии (0)