И вновь мы начинаем иллюстративный ряд с картинки из учебника по
…и снимет льняные одежды, которые надевал, входя в святилище…
Левит 16:23
Культура одежды. Сегодня мы познакомимся с одеждой, украшениями и прическами древних египтян – людей, создавших уникальную цивилизацию и уделявших своей внешности большое внимание. Однако вначале уместно будет привести периодизацию древней египетской истории, чтобы потом, в самом тексте статьи, на это не отвлекаться.
Начнем с того, что люди на территории Египта появились более 40 тысяч лет назад, но первое государственное образование, Додинастический Древний Египет, появилось там около пяти тысяч лет до нашей эры. Затем последовала эпоха Раннего царства, за ней Древнего царства, время фараонов — строителей пирамид, Первый переходный период («эпоха смут»), Среднее царство и Второй переходный период, наконец, Новое царство и Третий переходный период. Дальнейшая его история в связи с нашей темой неинтересна, потому как в Египет приходят ассирийцы, персы, потом Александр Македонский, и римляне, и исконно египетские моды претерпевают очень сильное иноземное влияние.
Понятно, что характер одежды был связан с климатическими условиями мест проживания. И, безусловно, палеолитический охотник в меховой одежде отличался от точно такого же охотника, промышлявшего в дельте Нила. Археологический музей, Бонн
И нужно отметить, что за все эти три продолжительные эпохи и промежуточные периоды одежда крестьян и простонародья была очень простой и обычно состояла всего лишь из одного льняного передника. Во время полевых работ нередко снимали и его. Считалось, что всякая одежда стесняет движения, и потому многие предпочитали работать в чем мать родила.
Изображение на стене одного из коридоров подземелья пирамиды Джосера
Знатные люди в эпоху Древнего царства повязывали передники на бедрах широкими кушаками. Кроме того, уже тогда в моде были широкие воротники из самых различных материалов: от разноцветного стекла, полудрагоценных и драгоценных камней и до золота.
Муж и жена, причем жену зовут Сенет. Первый переходный период. Каирский музей
Волосы на голове брили не только мужчины, но и женщины, а на бритую голову надевали парики — короткие, завитые и длинные с прямыми прядями и пробором. Парик из крученой овечьей шерсти был также головным убором и… шлемом для воина, который опять-таки носил всего лишь обычный передник и щит, обтянутый шкурой коровы шерстью наружу.
Фигурка человека. Среднее царство. Каирский музей
Со временем, однако, вкусы становились изощреннее, а потребности людей все более обширными. И к Новому царству от прежней примитивной простоты мужской одежды не осталось даже и следа. На смену переднику пришел изысканный костюм, отдаленно напоминающий длинную юбку с мелкими складками.
Древнейшие остатки льняной ткани. Каирский музей
А это тоже редкость – остатки ткани коптов, наследников древних египтян. Каирский музей
По дошедшим до нас изображениям можно даже проследить изменения моды и вкусов египтян. Разумеется, все они относились лишь к зажиточным слоям населения, а бедняки довольствовался самой простой одеждой и не гнались за модой.
Так, во времена царицы Хатшепсут входит в обиход короткая, но широкая рубашка с кушаком. Вошло в обычай прикрывать ею верхнюю часть тела, хотя до тех пор египтяне ходили обнаженными до пояса. При Эхнатоне входят в моду длинные передники в складку. Носят их по две пары сразу, причем верхний был более коротким, чтобы из-под него выглядывали более крупные складки нижнего. Концы пояса должны были свисать в виде длинного банта.
На этой фреске представлены практически все виды одежд Нового царства. Каирский музей
В дальнейшем мужские одеяния становились все разнообразнее, хотя в основе их лежал все тот же простой передник. Причем одежда эта была очень демократичной. Ведь передник носил и последний из крестьян и первый из людей, сын божества – фараон! Но, комбинируя его длину и форму, делая то гладким, то собирая складками, то слегка прикрывающим бедра, то плотно облегающим ноги, то очень узким, то настолько широким, что им можно было трижды обернуть тело, египетские портные видоизменяли этот самый обычный передник до неузнаваемости. Так что со временем он стал напоминать модное дамское платье нашего века, нежели льняной передник эпохи Древнего царства.
В Египте у музыкантов и танцовщиц была своя профессиональная одежда. Репродукция 1910 г. с одной из древнеегипетских фресок. Каирский музей
Любопытно отметить, что мужская одежда древних египтян была значительно разнообразнее и изысканнее женской. Можно даже сказать, что задавали тон в одежде именно модники-мужчины, а никак не женщины. На всех изображениях, от самых древних до относящихся к XVIII династии, мы видим женщин в одинаковых, очень простых, плотно облегающих фигуру льняных платьях. Модельеры даже спорят, были они кроеные или вязаные. В любом случае, именно рубашечный покрой женского платья в Египте был основным, никаких пышных юбок и уж тем более кринолинов египтянки не знали.
Для египетских дам парик имел очень большое значение. Кадр из польского кинофильма «Фараон», 1963 г.)
Зато знатные дамы носили длинные пышные парики, завитые, в локонах из конского волоса или овечьей шерсти, и украшали себя дорогими ожерельями и браслетами, кольцами и серьгами.
И еще один кадр из этого же фильма. Повеса-фараон Рамзес XIII забросил свою любовницу Каму и решил заняться невестой своего приближенного Тутмоса по имени Хеброн… Обратите внимание на ее ожерелье. Такие украшение в Египте носили и женщины, и мужчины
Любимым цветом египтянок и египтян был белый, но встречались платья красного, желтого и зеленого цвета. Однообразие покроя и фасона частично возмещалось замысловатыми лямками, поддерживающими платье. Иногда они шли параллельно, через оба плеча, иногда же скрещивались или расходились под углом. Модницы украшали свои платья орнаментом в виде вертикальных или горизонтальных полос. Криком моды был орнамент, выполненный в виде пестрых перьев птицы или зигзагов.
Вот одно из них – ожерелье-воротник из лазурита. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Воротник» эпохи Среднего царства. Каирский музей
«Воротник» Третьего переходного периода. Каирский музей
Эпоха XVIII династии, когда в Египет хлынули огромные богатства покоренных стран, окончательно покончила с простотой и однообразием женских одеяний. Знатные египетские дамы пристрастились к пышным нарядам, а мода становится, как и сегодня, весьма быстротечной, изменчивой и капризной. На бесчисленных изображениях этой эпохи мы видим египетских модниц в красивых, ниспадающих до пола платьях с неизменно обнаженным правым плечом и закрытым левым.
К этой поре относится резкое разграничение покроя платья знатных людей и простого народа. Разумеется, для работы длинные и пышные одеяния, стесняющие движения, были непригодны, да и материала на такой наряд уходило в несколько раз больше, чем на обычное платье.
Обычные сандалии. Новое царство. Каирский музей
Относительно простой была обувь. Как у крестьян, так и у фараонов. И мужчины, и женщины носили сандалии, состоявшие из кожаной подошвы и нескольких обхватывающих ногу ремней. Впоследствии вошли в моду сандалии с загнутыми кверху носками.
Ложечка для благовоний. Каирский музей
Неизменной принадлежностью каждой богатой египтянки были изящные коробочки для румян, сосуды с мазями для натираний, ручные зеркальца, флаконы с духами, ложечки для косметических средств. Всем этим изделиям египетские ювелиры придавали изящные формы, украшали их изображениями людей, зверей и птиц.
Защитная одежда воинов Древнего, Среднего да и Нового царства была весьма примитивной, разве что только фараоны или самые известные полководцы носили металлические чешуйчатые доспехи
В глубокую древность уходит и обычай обводить глаза и красить веки жирной краской из тертого малахита. В Египте так делали и мужчины, и женщины, и в этом был определенный смысл: липкая, темная краска предохраняла глаза от пыли и частично — от слишком уж яркого африканского солнца.
«Прекрасная идет». Легендарный бюст царицы Нефертити из Нового музея в Берлине
Оригинален способ, которым египтяне предохраняли себя иногда от перегрева. Они прикрепляли к голове небольшой жировой конус, сделанный из особого густого и ароматического состава. По мере того как он таял от солнца, с головы стекали благовонные струйки, которые приятно освежали тело.
Продолжение следует…
Автор:
Комментарии (0)