Древний народ этрусков.
История народа. Часть 10.
Культура этрусков
Химера. Бронза. Археологический музей. Флоренция (первая пол. V в. до н.э.)
Капитолийская волчица. Бронза. Рим (первая половина V в. до н.э., Дворец консерваторов).
Этрусские ваятели придавали большое значение цвету. На многих терракотовых статуях и рельефах сохранилась раскраска, часто применялись ярко-зеленая или темная бронза, камень-известняк с сурово-серой шероховатой поверхностью, матово-кремовая кость, ярко-желтое золото или резные полудрагоценные камни разнообразных цветов.
Работа скульптора в Этрурии вряд ли высоко оценивалась и была так же почетна, как в Древней Греции. Во всяком случае, имена мастеров почти не дошли до наших дней, известно лишь имя жившего в конце VI - начале V века до н. э. Вулки, упомянутое римским ученым и писателем Плинием.
Памятники этрусского искусства были известны уже в средние века, но особенный интерес к ним возник в эпоху Возрождения, когда с живописью и скульптурой этрусков соприкоснулись крупнейшие мастера Ренессанса. Итальянские гуманисты сознавали красоту и совершенство произведений этрусков, их бронзовые скульптуры нередко подновлялись и реставрировались в те годы. В XVIII веке появились первые фундаментальные работы об этрусках, такие, в частности, как «Семь книг о царской Этрурии» Ф. Демпстера с гравированными изображениями. В городе Кортоне создали «Этрусскую академию» с целью сбора и сохранения материалов об этом народе. Одним из исследователей, утверждавших самобытность этрусского искусства и стремившихся определить его место в этрусском обществе, был немецкий историк искусства Винкельман. Этот ученый, которого иногда называют основоположником современной истории искусства, наиболее систематически изложил свои взгляды на античное искусство в 1764 году, в знаменитой «Истории искусства древности». Привлекали внимание ученых этрусские росписи, обнаруженные при раскопках в Тоскане. В Вольтерре священник Гварначчи основал первый этрусский музей, получивший его имя. В 20-х годах XIX века заинтересовались найденными около Перуджи этрусскими надписями и памятниками, обнаруженными во многих неразграбленных этрусских могилах. Сведения о них опубликовал Э. Герхардт. В России этрусками занимался в первой половине XIX века ученый А.Д. Чертков.
Гробница Реголини-Галасси, вскрытая в 30-х годах XIX века, сохранила множество произведений искусства.
Десятилетие спустя коллекционер Д. Кампана открыл близ Вей большую, названную его именем, этрусскую усыпальницу с рельефами. В 50-х годах XIX века найдена гробница Франсуа близ Вульчи.
Капитолийская волчица и Химера обе скульптуры выполнены неизвестными нам этрусскими мастерами. В период VI-V веков до н.э. этруски достигают зенита своей славы и могущества. Этрусские цари династии Тарквиниев правят в Риме, превратив его в подлинно великий город. При них начали возводить огромные здания, был замощен Форум,
а на Капитолии построены храмы Юпитера, Юноны и Минервы – трех божеств покровителей города.
- В Государственном Эрмитаже в Петербурге хранится древнеримская статуя Юпитера из мрамора и бронзированного гипса, которую датируют концом I века. Образ верховного бога римлян не раз вдохновлял художников. Изображение грозного Юпитера и коленопреклоненной богини Фетиды присутствует на полотне французского художника Жана Энгра «Jupiter et Thétis» 1811 года.
Статуя Юпитера в Эрмитаже
- У отдельных богов в Древнем Риме были собственные жрецы — фламины. Фламин Юпитера считался старшим среди них и избирался непременно из патрицианского рода. Выбранный фламином человек оставался в этой должности пожизненно. Фламин Юпитера должен был придерживаться массы правил и табу, которые в наше время кажутся странными. Например, спать этому жрецу можно было только на кровати, ножка которой испачкана грязью. Нельзя было ездить верхом, прикасаться к плющу, сырому мясу и живому козлу, выходить на улицу с непокрытой головой. Фламины носили специальную шапочку из коры оливкового дерева, которую больше никто не имел права надевать.
Храм Юноны Монеты в Риме
Поклонение богине Юноне в античном мире - один из самых древних религиозных культов. С Юной (Иной, Герой) связано множество легенд и преданий - от этрусков и греков до древних римлян. Она стала олицетворением материнского (женского) начала в патриархальном по сути обществе.
На фото показано точное место Храма, с которым связаны важные римские легенды. Одна из них гласит, что в результате десятилетней войны между бывшими союзниками римлянами и этрусками (406 - 396 до н. э.), после затяжной осады был взят важный город этруской конфедерации - Вейо. Римляне привезли в качестве военного трофея деревянную статую этруской богини, которая явилась передовому отряду солдат Фурия Камилла и показала им знак, расцененный как благословление. В честь этого римляне воздвигли богине величественный храм на Капитолии. На месте храма сейчас находится
В храме Юноны римляне совершали жертвоприношения, причем жертвенными животными были по традиции домашние гуси. В 390 году до н. э. галлы Бренна под покровом ночи окружили Капитолийскую крепость, собаки их не почуяли, однако встревоженные гуси разбудили начальника крепости Марка Манлия, который сумел организоваться и дать отпор галлам. Гуси спасли Рим. Вполне возможно, что в осажденном городе к моменту штурма собак практически не было: голодные жители съели все, что могло двигаться, кроме священных гусей. Считалось, что богиня таким образом оповестила римлян и оберегла от беды, с чем связана история названия металлических денег.
Согласно легенде Зевс и Гера (Юпитер и Юнона - в римской мифологии) были детьми грозного Кроноса (Сатурна). Зевс, после победы над отцом, стал главным богом Олимпа. Любвеобильный Юпитер, пользуясь искусством перевоплощения и превратившись в кукушку, добился взаимности у собственной сестры (фото - кликните!), после чего они заключили брак и стали править Олимпом и Землей. В руках Юноны оказалась огромная власть. Культ Юноны совмещал в себе уважение и страх, упование и неповиновение, мягкость и коварство. В любом случае Богиня противопоставлялась грубой мужской силе и являлась средством борьбы слабого пола в эпоху патриархата. Она стала олицетворением женского начала, что неизбежно связано с продолжением рода и замужеством.
Юнону часто изображают со скипетром в руке. Ее спутник - кукушка (или павлин), голову богини украшает диадема в виде полумесяца (ведь она была покровителем Луны и управляла ею), а статуи богини являют нам гордую, строгую и величавую женщину в роскошной одежде, полную чувства собственого божественного достоинства. Ее именем назван месяц июнь, а культ богини в Риме выразился в воздвижении и постоянном совершенствовании многочисленных храмов. Один из них - храм Юноны на Капитолийском холме.
Богиня с такими необыкновенными талантами не могла появиться на свет, как простой смертный. Ее история полна варварского очарования и коварства. Считается, что Минерва является любимой дочерью Зевса. И породил он ее сам, способом необычным и извращенным. Мойры нашептали ему, что собственный сын от мудрой Метиды станет причиной его погибели. Зевса таковой поворот событий не устраивал, естественно. Те же прорицательницы предупредили его о том, что Метида беременна. На свет должны появиться разнополые близнецы силы и ума необыкновенного. Недолго размышляя, Зевс проглотил жену. Через определенное время его стала мучить сильнейшая головная боль. Чтобы от нее избавиться, Зевс повелел Гефесту разрубить себе череп. Из головы отца и явилась миру Минерва, богиня воителей и справедливых воинов. Была она в полном вооружении и шлеме. - Читайте подробнее на FB.ru:
Капито́лий (Капитоли́йский холм;
Капитолий в античное время
В конце VI века римляне освобождаются от власти Тарквиниев и устанавливают республику, начинается завоевание римлянами этрусских поселений, а к началу III века до н.э. все этрусские города утрачивают свою независимость. Позднее выпадает из общения язык этрусков, их книги пропадают, а история Этрурии пишется по греческим и римским источникам.
«Капитолийская волчица» была найдена в Риме в X веке и считается символом Вечного города, хотя, скорее всего, скульптура не имеет отношения к легенде, согласно которой волчица выкормила близнецов Ромула и Рема, брошенных в корзине в Тибр по приказу царя Амулия. Ромул затем стал основателем Рима. Фигурки двух младенцев добавлены к волчице в эпоху Возрождения скульптором А. Поллайоло. С XV века «Капитолийская волчица» находится на Капитолии в Риме.
В 2007 г. французский реставратор Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba) в газете La Reppublica в статье La Lupa Capitolina («Капитолийская волчица») опубликовала результаты своего девятилетнего исследования, где утверждала, что скульптура была создана не в V веке до нашей эры, а не ранее VII-VIII вв. н.э. Анализ, проведенный Анной Марией, показал, что «Волчица» была сделана не по античной методике, а по технологии более позднего периода: статуя была отлита сразу и целиком. А этот метод был хорошо освоен в Европе значительно позже.
Бронзовую скульптуру «Химера» нашли в 1554 году при рытье траншей и строительстве укреплений у города Ареццо в Тоскане, в самом центре древней Этрурии. Скульптура была отправлена во флорентийский дворец Козимо Медичи, – великого герцога Тосканского.
Изысканные произведения этрусского искусства, наполнили восторгом и гордостью всю Италию. Донателло и Микеланджело, Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи, Брунелески, Альберти, Мазаччо, Вазари отталкивались от прошлого, используя мотивы этрусков в своих работах.
Комментарии (0)