Сванетия - одно из мест на Кавказе, где рождаются блондины.
Когда заходит разговор о жителях Кавказа, в голове сразу же формируется образ смуглого человека, с темными волосами и густыми черными бровями. Именно так, по мнению большинства, выглядят осетины, ингуши, грузины и армяне. Но нередко в семьях у представителей этой группы народностей рождаются светлые дети. Нет, до блондинов скандинавского типа им далеко, но светло-русые волосы, серые, голубые или зеленые глаза встречаются не так уж редко.
Смешанные браки: природная лотерея
Почему так происходит? Одна из причин, конечно же, смешанные браки в предыдущих поколениях. Ген «белокожести» является рецессивным, поэтому брюнеты у смешанных пар рождается гораздо чаще. Однако генетическая информация сохраняется и через несколько поколений может родиться улыбчивый голубоглазый блондин. И тогда молодому отцу не стоит хвататься за сердце, а в первую очередь нужно заглянуть в альбом с семейными фото. Там обязательно найдется златокудрая красавица или мужчина с волосами, цвета спелой пшеницы.
Наследие предков
Но не только близкие предки могут стать причиной появления светловолосого малыша в кавказской семье. Достаточно обратится к историческим источникам, чтобы выяснить, что предки осетин и ингушей были совсем не похожи на современников. В летописях они описаны, как высокие, с белой кожей и преимущественно светлыми волосами.
Народы Кавказа.
Аланы, так назывался этот кочевой этнос, жили на обширной территории, простиравшейся от Римской империи до Азии. После многочисленных войн, часть из них осела на территории современной Осетии и Ингушетии, смешалась с местными племенами. Но и тут в игру вступила наследственность и эволюционные механизмы – темные волосы наследуются чаще, в условиях теплого климата иметь кожу, богатую меланином, гораздо комфортнее. Поэтому население постепенно становилось все более похоже на современников.
Доказательством этой гипотезы являются и записки исследователя этнографа И.И. Пантюхова. Он утверждал, что процент светлых глаз у отдельных народностей Кавказа колеблется до 30%, что сравнимо с показателями европейцев и славян.
Светловолосые черкесы
Черкесы были одними из самых многочисленных народностей, проживающих на территории современного Ставропольского края. Этнографы описывали их, как «русых, с рыжими усами и светлой кожей, серыми или светло-карими глазами».
Черкесы в национальной одежде.
Однако во время Русско-кавказской войны, значительная часть бежала в Турцию. Но многие остались. Наиболее близки генетически к черкесам жители аула Карм, их сложно отличить от европейца ровно до тех пор, пока они не начинают говорить.
Светловолосые черкесы.
Существует и гипотеза, что черкесы являются потомками славян, в частности казаков, так как в исследованиях часто встречается самоназвание «Казакия». (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков)
Кавказские албаны
Белокурые кавказцы.
Жило на территории Кавказа и племя, которое называлось албаны, – белокожие, светловолосые европеоиды. Они разительно отличались от тюрков, были выше ростом, имели абсолютно иные верования и культуру. Даже самоназвание народности происходит от латинского albus – «белый», что подтверждает теорию историков о племенах, не похожих на распространенный сейчас каспийский тип.
К сожалению, значительная часть албанов была уничтожена во время многочисленных войн с арабами, но «генетические отголоски» встречаются и у современников.
Сваны
Где-то высоко в горах живут сваны.
В отличие от албанов, сваны не исчезли, не растворились в бурном котле мелких этносов. Они, как и четыре тысячелетия назад, живут в самом высокогорном регионе Грузии (от 600 до 2500 метров над уровнем моря). Их язык значительно отличается от грузинского, но постепенно исчезает, сохраняясь лишь в бытовой речи старшего поколения.
Мальчик сван.
Царский полковник Бартоломей описывал этот народ, как высоких, с гордым профилем, светловолосых и голубоглазых. Он отмечал их простодушие и доброту, а также то, что сваны свято чтили свои традиции. Их культура долгое время развивалась в изоляции, это позволило сохранить генетическую однородность.
Сваны. Бабушка с внуками. 1929 год.
И даже после объединения с Грузией в одно государство, грузины побаивались сванов. Белокурые горцы чтили традиции, и кровная месть была одним из самых распространенных способов разрешения семейных споров. Поэтому смешанные браки стали привычным явлением только в последние несколько десятилетий. И ген «золотых локонов» нередко проявляется, вытесняя доминирующую каспийскую внешность.
Чеченцы
Современные чеченцы и ингуши являются прямыми потомками вайнахов – хурритского этноса. Однако примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, эти племена смешались с другими, несущими в себе генетические признаки кроманойдной расы (современными представителями этой расы являются славяне, а также финны и шведы).
Голубоглазые чеченцы.
Генетический «коктейль» и объясняет столь широкое разнообразие типов внешности в Чечне. Когда доминируют гены переднеазиатской расы, ребенок рождается смуглым, с темными волосами. Когда же верх берет кроманойдный тип – внешность практически не отличается от славянской.
Кочевники: миграция ради спасения
Еще одна генетическая ветвь, которая стала частью этнического наследия Кавказа, преимущественно светловолосые и белокожие кочевники половцы, убегавшие от многочисленных притеснений со стороны враждующих племен. Они постепенно ассимилировались, слились с местными жителями и фактически растворились в господствующих в Предкавказье этносах.
Дмитрий Харатьян - армянин по отцу и гардемарин по матери.
Именно поэтому светловолосые среди кавказцев совсем не редкость – их много и в Чечне и Дагестане, и в Армении и Грузии. И это смешение рас по-своему прекрасно, ведь оно в очередной раз напоминает, что каждый человек, оставивший потомков, бессмертен. Его крошечная часть живет в веках. И через столетия на мир смотрят голубые глаза, точно такие же, как у молодого парнишки, строившего легендарные башни Сванетии.
Монгольское, или желтое, поколение только отчасти входит в историю этого периода (Китай и Япония). Народы негритянского, или черного, поколения остаются вне исторической жизни на протяжении древних и средних веков, находясь на первоначальной ступени развития. Вне общей исторической жизни в эти века остаются также
поколения американское и малайское; первое считается переходным от кавказского к монгольскому, а второе от кавказского к негритянскому.
Из кавказского поколенияна поприще исторической деятельностивыступают преимущественно две главные семьи народов:
индоевропейская, или собственно арийская, и семитическая.
Арьяварта
А́рии (
авест.airya-,
др.-инд.ā́rya-,
др.-перс.ariya- или ари́йцы[1] (также индоиранцы[2]) — название народов, говорящих на языках
арийской(индоиранской) группы
индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов
Древнего Ирана и
Древней Индии (II—I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные
иранские и
индоарийские народы.
В лингвистике под ариями (или индоиранцами) имеются в виду только две группы индоевропейцев: все народы, говорящие на языках
индоарийской группы, и все
ираноязычные народы[3].
В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арьяокружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой — постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.
Для
ведической литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших
ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (
дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «
дваждырождённых»
варны (
брахманы,
кшатрии и
вайшьи), противопоставленные
шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.
В
Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ (
Семиречье, реки
Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю
Харьяну, где возвышается племя
Bhārata[8][9][10][11]. Значение слова ārya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.
Арийскую семью, имеющую в своих языках общие корни, составляют:
Пе́рсы, (
перс.فارسیزبان [fɒːrsi-zæbɒːn],
перс.ایرانی [irɒːni],
перс.فارس [fɒːrs], устар.
перс.پارس [pɒːrs]) —
иранский народ, основное
население Ирана (по разным оценкам от 56 % до 60 %), этнолингвистическая общность многочисленных региональных групп населения
Ирана,
Таджикистана и
Афганистана[38] для которой родным языком является
персидский язык, представленный разнообразными
диалектами. Крупнейшая и ведущая составляющая
иранской нации, объединяемая общей оседлой земледельческой и городской культурой.
Гре́ки (
греч.Έλληνες —
эллины[17][18], произносится как эллинес) — народ, сформировавшийся на крайнем юго-востоке Европы в первом тысячелетии до н. э., в настоящее время составляет основное население
Греции и
Кипра. Разговаривают на греческом языке, входящем в греческую подгруппу
палеобалканских языковиндоевропейской языковой семьи.
Древние герма́нцы (
лат.Germani) — группа родственных
племён (насчитываются десятки племён), принадлежавших к
индоевропейской языковой семье и занимавших территорию современной
Дании и южного побережья
Норвегии и
Швеции (обычно этот период истории именуется тевтонским). К V веку н. э. германские племена заселили обширную территорию между
Рейном и
Вислой от запада к востоку,
Дунаем на юге и
Борисфеном и
Меотским морем на юго-востоке, а также южную
Скандинавию.
Этноним используется для обозначения народов, говоривших преимущественно на
германских языках, в период от
бронзового века до конца эпохи
Великого переселения народов. К
VII веку в результате миграций древние германцы смешались с другими народами и приняли участие в формировании многих европейских наций.
Германоязычные, германские народы, германцы — четвёртая по численности в мире
этноязыковая общность, числом уступающая лишь исконно
азиатским:
сино-тибетской и
индоарийской этноязыковым семьям, а также романским языкам. Характеризуется прежде всего употреблением как родного одного из
германских языков.
В настоящее время германцы плотно расселены на обширной территории многих стран
Северной,
Центральной Европы,
Северной Америки,
Австралии,
Новой Зеландии. Германское меньшинство имеется также в государствах Восточной Европы, Южной Америки, Южной Африки и других территориях. Общая численность германцев — около 550 млн человек.
Семья древних германцев в 300-е годы н. э., историческая реконструкция, 1913 годлитва
Известный дореволюционный ученый и общественный деятель П.Н. Батюшков писал:
«Из всех народов европейской семьи славяне и литовцы находились в ближайшем между собою родстве по языку, вере и обычаям.
У литовцев было то же поклонение верховному богу громовику Перуну, который по-литовски произносился Перкунас. Это было божество огня. Солнце, как источник света и тепла, чтилось под именем Сотвароса, соответствующего славянскому Сварогу. Литовский бог света или мудрости Корос прямо напоминает славянского бога Хорса, также выражающего свет.
В числе литовских божеств встречаются славянские Лель и Ладо, означавшие также солнечного или светлого бога. Земное или собственно подземное царство принадлежало Поклусу, который соответствовал славянскому Пекло.
Литовские праздники довольно похожи на древние славянские.
Весенний праздник Сутинкау праздновался в первых днях апреля или в конце марта, т.е. в начале первого литовского месяца. Праздновалась встреча весны. Девицы с первыми лучами солнца выбегали на улицу, пробегали с песнями и хлопаньем в ладоши до конца деревни и таким же порядком возвращались назад и заходили в дома, в которых молодые люди устраивали им пиршество. Праздник Раса, т.е. росы, был совершенно похож на древнерусский праздник Купалы. Были также праздники начала и конца жатвы, праздник Дедов осенью в память умерших, наконец, праздник Коляды.
Обыденные народные обычаи, поверья и обряды частной домашней жизни, доселе сохраняющиеся в Литве и на Руси, во многих случаях так сходны между собой или даже одинаковы, что литовцы и русские являются как бы одним народом или же родными, несмотря даже на то, что Литве и Жмуди теперь много навязано поляками чужого и враждебного Руси во время их владычества над здешним краем.
К первоначальному, исконному родству славян с литовцами присоединились близкое соседство и исторические связи литвинов с нынешними белорусами. Литва и Русь, поселившись рядом, одна возле другой, вступили в тесные связи между собой, которые повели оба племени к взаимному влиянию друг на друга в языке, вере, просвещении и промышленности и к совместной самозащите от внешних врагов, причем преобладающее значение долгое время оставалось на стороне русского племени».
Источник: Батюшков П.Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западнаго края. – СПб: Типографія Товарищества «Общественная Польза», 1890.
а семитическую —
финикийцы,
Финикийцы или финикияне — древний народ, населявший
Финикию.
Древние Финикийцы, Мореплаватели И Торговцы
Этот древний отважный народ торговцев и мореходов стяжал в истории славу первого «глобализатора». Финикийцы изобрели алфавит, легший в основу письменности большинства современных народов, усовершенствовали корабли и обогнули Африку, связав торговыми путями весь известный в ту эпоху обитаемый мир. Есть версия, что они даже плавали в Америку. Стремление к прогрессу сочеталось у финикийцев с самым ужасным варварством: они приносили в жертву богам пленников, а в особо важных случаях - собственных детей.
Финикийцы - одна из самых загадочных и влиятельных цивилизаций 11-1 тысячелетий до нашей эры. Она занимала небольшой (всего около 200 километров) участок восточного побережья Средиземного моря на территории современных Ливана и Сирии. Политически Финикия никогда не была мощной империей - она представляла собой ряд городов-государств, во главе каждого из которых стояли правитель и совет знати. Наиболее крупные города-государства финикийцев - Тир, Сидон (нынешняя Сайда), Библ, Арвад, а самым знаменитым считается Карфаген, основанный финикийскими переселенцами на территории современного Туниса в Северо-Западной Африке.
Финикийцы называли свою землю «Ханаан», то есть «страна пурпура», а себя именовали ханаанеями. Под этим именем они часто упоминаются в Библии. Дело в том, что у морского побережья в районе Тира обитали колонии моллюсков багрянок, из раковин которых ханаанеи научились извлекать драгоценный краситель пурпур. Финикийцами этот народ назвали греки (от слова «фойникес» - смуглые, красные). По всей видимости, это тоже было связано с пурпуром или с внешний обликом ближневосточных пришельцев.
Евре́и (самоназвание — йеhудим (יְהוּדִים) на
иврите, йидн (ייִדן) на
идише и юдиос или джудиос (Judeos) на
ладино) —
народсемитского происхождения, восходящий к населению древнего
Израильского и
Иудейскогоцарств[3][4], живущий во многих странах мира (с
1948 года существует также еврейское государство
Израиль). Численность на 2012 год 13,86 млн человек, из них 43 % в Израиле и 39 % — в
США[1].
Традиционной религией евреев является
иудаизм[5]. Исторически понятия еврей и
иудей тесно переплетены и в ряде языков неразличимы. В современном русском языке еврей — это национальность, а
иудей — вероисповедание, религиозная принадлежность. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут. В Израиле государственным языком является
иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX веке (
Война языков). В разных странах существует также ряд специфических
еврейских языков, крупнейший из которых —
идиш — входит в
германскую группу языков.
Земля Израиля (
ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל, Эрец-Исраэль) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов —
Авраама,
Исаака и
Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э.[1]Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать
Землёй Обетованной — здесь находятся все священные места еврейского народа.
Группа народов. Арабский мир состоит из 20 стран Северной Африки и Ближнего Востока с населением около 430 миллионов человек. Язык арабский (семитская языковая группа), подавляющие вероисповедание — ислам.
Непростая арабская история
К семитам, по некоторым признакам, принадлежали египтяне и ассиро-вавилоняне; первые с примесью кушитов, или эфиопов, а вторые с примесью кушитов, арийцев к туранцев (туранцы, в свою очередь, представляли смесь белой и желтой расы). Каждая из этих двух семей имела свое самостоятельное развитие, но они много заимствовали друг у друга и нередко вступали в борьбу между собой. Семиты (названные так по имени Сима, одного из сыновей Ноя) не обладали такой гармонией духовных сил, какой отличались арийцы. Острый ум, смелый, предприимчивый дух, страстность и более эгоистическая натура составляют отличительные качества семитов. Их поэзия по преимуществу лирическая; эпос, где личность поэта должна оставаться в тени, у них мало развился; еще менее удалась им драма. Из искусств у них процветала музыка, как непосредственное выражение душевных волнений. Религия семитов более склонна к монотеизму, или единобожию; религиозный энтузиазм часто доходит у них до фанатизма.
Арийцы, напротив, обнаруживают более ясное, спокойное миросозерцание; им по преимуществу принадлежат изящные искусства, особенно скульптура и живопись; формы их религиозного и политического развития гораздо разнообразнее и многостороннее. Семиты прежде арийцев выступили на подмостки всемирной истории; государства, основанные семитами, достигли уже некоторой культурной зрелости, когда арийские народы начинают созидать новые государства.
Древнюю историю делят обыкновенно на четыре периода:
1) от древнейших времен до основания Персидской монархии, то есть до Кира (560 г. до н. э.);
Но древние народы не находились в такой близости между собою, в какой находятся народы новые: почти каждый народ, каждое государство в древности долго жило отдельной жизнью и медленно проходило ступени общественного развития, вырабатывая своеобразные формы культуры. Поэтому, вместо хронологического, удобнее иногда принимать деление этнографическое. Тогда древняя история резко распадается на три главных раздела:
Восток (народы Юго-Западной Азии и отчасти Северной Африки),
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)