Ритуалы посвящения возле греческого городка Элевсин проходили давным-давно (с 1500 года до н.э). Традицию соблюдали около двух тысяч лет, пока император Феодосий, принявший христианство, в 392 году не запретил языческие культы и обряды. (Под запрет попали даже Олимпийские игры.) Происхождение Элевсинской мистерии связано с древнегреческим мифом о Деметре и Персефоне.
Табличка Ниннион. Элевсинские мистерии
Похищение Персефоны
Деметра, греческая богиня плодородия, родила от Зевса дочь Персефону, богиню весны. Где ступала ее нога, там природа пробуждалась, распускались цветы, земля плодоносила и давала урожай. К красавице сватались Арес, бог войны, и светоносный Аполлон, но оба получили отказ. На беду, влюбился в нее бог подземного царства Аид. Понимая, что добром красавицу не заполучить, Аид обратился в своему брату Зевсу, и верховный владыка одобрил план похищения дочери.
Как-то Персефона гуляла по лугу и заметила необычный цветок с белоснежными лепестками, будто охваченными огнем. Она сорвала цветок, и в этот миг из земли вырвалась колесница Аида, он схватил девушку и скрылся под землей. Персефона в его царстве горевала, не пила, не ела. На третий день не удержалась и съела зернышко граната. Однажды отведав еды в царстве мертвых, она оказалась навечно привязана к Аиду.
Д. Россетти. Прозерпина (в древнегреческой мифологии — Персефона)
Скитания Деметры
Бедная мать с ног сбилась в поисках дочери. Не в силах выносить ее страдания, Гелиос, бог Солнца, на десятый день мучений рассказал Деметре, что Персефона в царстве мертвых.
А. Каллет. Юпитер и Церера (в древнегреческой мифологии — Зевс и Деметра)
Деметра сменила облик, вместо пышных золотых локонов у нее появились жидкие седые пряди, сгорбилась, усохла и под видом обычной старушки скиталась по земле.
В тот год весна не наступила. Скот погибал без корма, люди голодали. Безутешная Деметра бродила от города к городу. Дойдя до Элевсина, присела у источника. В тот момент к роднику пришли царские дочери со служанкой. Увидели печальную старушку и пригласили во дворец.
Ячменный настой
По пути служанке удалось отвлечь бабушку, даже рассмешить шутками. Во дворце Деметру едва не признали: она задела головой притолоку и комнату озарило сияние. Старушку привели на кухню, угостили ячменным настоем с мятой. (Необычный напиток для греков, но, наверное, из-за неурожая вина не оказалось.)
Увидев, как жадно бабушка припала к чаше, сын царя Келея посмеялся над женщиной. Деметра плеснула на наглого мальчишку остатками напитка, тот превратился в ящерицу и убежал.
Храм Деметры
Несмотря на исчезновение сына, царица назначила старушку кормилицей своего новорожденного малыша. Наутро случилось чудо: младенец выглядел как годовалый малыш. Каждую ночь богиня клала его в огонь, чтобы выжечь из него человеческие болезни и старость и сделать бессмертным.
Как-то ночью царице не спалось, она заглянула в детскую и увидела, что бабушка кладет ребенка в пламя. Царица закричала от страха, Деметра уронила мальчика (не исключено, что в очаг). Богиня приняла узнаваемый вид, приказала срочно возвести храм и удалилась горевать.
И снова весна…
Человечество вымирало, жители Олимпа воззвали к Зевсу. Верховный повелел, чтобы Персефона вернулась к матери, но каждый год на три месяца приходила в царство мертвых к мужу.
Л. Фредерик. Возвращение Персефоны (фрагмент картины)
Радость матери не знала границ. Она обняла любимую дочь, и земля покрылась растениями, на деревьях появились плоды. В благодарность Деметра дала младшему сыну Келея (Триптолему) колесницу, пшеничные зерна, научила обрабатывать землю и велела обучить людей земледелию.
Древнегреческая керамика. Триптолем
С тех пор каждый год Персефона возвращается на землю, и наступает весна. Люди возделывают землю, летом и осенью собирают урожай и славят богов. А зимой Деметра тоскует от разлуки, и природа погружается в зимний сон.
Ритуалы Элевсина
Обряды Элевсинских мистерий — большой и малой — воссоздают события мифа. Мистерия означала приобщение к неким таинствам, после посвящения в «малой» мистерии следовало посвящение в «большой». Малая мистерия проходила в начале марта, совпадала с праздником виноградной лозы и символизировала возвращение Персефоны. Адепты проходили обряд очищения и инициации.
Большая мистерия проходила в конце сентября и длилась девять дней, время наибольшей скорби Деметры. Участники совершали омовение в море, приносили жертвы, факельная процессия с шутками и песнями (в память о служанке, насмешившей богиню) двигалась от Афин к Элевсину. Затем наступало время поста, скорби и печальных песен в память о Деметре, грустившей у родника.
Посвящение в тайны
Пост заканчивался распитием ячменного настоя и жертвоприношением, после чего посвященные могли приобщиться в храме к великой тайне. Известно, что участникам мистерий показывали священные предметы, и за разглашение тайны карали смертью. Завершался праздник пиром и всеобщим примирением.
Древнегреческая керамика. Элевсинские мистерии
Некоторые намеки о сути мистерий сохранились в сочинениях Платона. За внешней стороной ритуала, инсценировкой мифа, восславлявшей земледелие и плодородие, скрывался тайный смысл.
Мать-земля в образе Деметры принимала в свое лоно не только зерно, чтобы дать жизнь растениям. Она принимала и мертвые тела. Персефона спустилась в царство мертвых и вернулась из Аида живой.
Возможно, тайна мистерии — это обещание вечной жизни, бессмертия души и возрождения духовного человека. Приобщенный к мистериям после смерти не попадал в Аид, а возносился к богам или возрождался в новой жизни. Посвященные не просто верили, но были убеждены в том, что за смертью следует рождение, и с надеждой принимали переход в иное царство.
Комментарии (0)