Коммунизм - это вовсе не форма государственного устройства, как часто думают люди, далёкие от понимания основ Учения.
Это не фанатическая вера в идеальное государство.
И не идеология.
Коммунизм - это ИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО, состоящее из общечеловеческих знаний и моральных установок.
И это качество не статического, а динамического порядка. Оно непрерывно совершенствуется.
Здесь нам потребуется остановиться для необходимых пояснений.
Когда мы говорим "общечеловеческие знания", мы понимаем под ними не вообще все "знания", а лишь те, которые имеют материальную, документальную основу. Лишь те из них, которые не проистекают из суеверий, догм, верований или теорий, альтернативных науке и культуре.
Лишь те, которые имеют доказанное практическое подтверждение в повседневной жизни.
Когда мы говорим о моральных установках, мы понимаем под ними не любые, а лишь те нравственные, этические ценности, в основе которых созидание каждого на благо всех во имя всеобщей справедливости.
Всеобщая справедливость невозможна. Такова природа человека. Но это не означает , что о ней надо забыть. Наоборот, это означает необходимость к ней стремиться, как бы далеко она ни "убегала" от преследователя.
Вечно ускользающая "всеобщая гармония" и вечное стремление к ней и есть главная формула коммунизма. В этом смысле он ничем не отличается от науки, которая точно так же всегда стремится к полному познанию мира и никогда не достигает его, поскольку знание - бесконечно.
В попытках сложить мозаику явлений в единый законченный узор учёный ум непрерывно совершенствуется, картина мира непрерывно усложняется, законы и формулы, описывающие окружающее, усложняются вслед за ним.
И точно так же совершенствуется и усложняется коммунистическое сознание, непрерывно вбирая новые знания и совершенствуя нравственные критерии.
Всё это не выдумки автора. Вот известная цитата В. И. Ленина, которая с исчерпывающей полнотой иллюстрирует сказанное:
"...на первый взгляд приходят в голову мысли о том, что учиться коммунизму - это значит усвоить ту сумму знаний, которая изложена в коммунистических учебниках, брошюрах и трудах.
Но такое определение изучения коммунизма было бы слишком грубо и недостаточно. Если бы только изучение коммунизма заключалось в усвоении того, что изложено в коммунистических трудах, книжках и брошюрах, то тогда слишком легко мы могли бы получить коммунистических начетчиков или хвастунов, а это сплошь и рядом приносило бы нам вред и ущерб, так как эти люди, научившись и начитавшись того, что изложено в коммунистических книгах и брошюрах, оказались бы не умеющими соединить все эти знания и не сумели бы действовать так, как того действительно коммунизм требует...
Поэтому простое книжное усвоение того, что говорится в книгах о коммунизме, было бы в высшей степени неправильным.
Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества...
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество".
(Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи.
Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года).
Но ведь в реальной жизни знать всё, что накопило человечество за тысячи лет, невозможно физически! К тому же, этот объём знаний непрерывно увеличивается по мере продолжения жизни отдельного человека, всего человечества и естественного общечеловеческого прогресса!
И через тысячу лет этот объём будет несопоставимо больше нынешнего.
Неужели Ленин, будучи гением, не понимал этого? А если понимал, то что же он имел в виду, говоря о "знании всех богатств, которые выработало человечество"?
Ленин имел в виду именно то, о чём мы говорили выше - процесс непрерывного стремления к знаниям, их накопления и усвоения их в максимально возможной степени.
Эти слова Ленина слышали или читали многие. Но мало кто сумел понять их истинный смысл.
А ведь Ленин практически буквально говорил здесь вещи парадоксальные, прежде всего - о себе самом:
- Не читайте только Ленина, Плеханова или Маркса, - говорил Ленин, глубочаший знаток Маркса и Плеханова,
- Читайте Шекспира и Аристотеля, Софокла и Горация, Пушкина и Толстого! Не ограничивайтесь коммунистическими агитматериалами! Идите в музеи и театры! Смотрите Рембрандта и Рафаэля! Слушайте Моцарта и Бетховена! Чайковского и Глинку! И не просто читайте, смотрите и слушайте! А понимайте! Обогащайте свою память и ум всеми этими богатствами! Иначе коммунистом вам не стать!
Но это - далеко не всё, что скрыто за Ленинской формулировкой.
Ведь если признать, что настоящим коммунистом можно стать лишь тогда, когда освоишь богатства человеческого гения, созданные на протяжении многих столетий,
то автоматически надо признать и то, что стать коммунистом в молодости невозможно. Физически невозможно узнать всё это в молодые годы.
Такие знания требуют массу времени и сил.
И это значит, что придти к коммунизму можно только в зрелые годы, когда опыт, знания и трезвый взгляд на мир приходят на смену юношеской наивности и максимализму.
То есть, коммунизм - это мировозрение взрослых людей, понявших жизнь и сделавших в ней свой выбор.
И это и есть то самое главное и принципиальное, что отличает веру коммуниста от веры религиозного фанатика.
Рассуждения о морали коммунизма будут, к сожалению, сложнее.
Если вы спросите любого из великого множества новообращённых религиозных неофитов о том, в чём сущность Христианства одним словом, то ответа не добьётесь.
Они не знают и не понимают этого сами.
А между тем, ответ предельно прост.
Сущность Учения Иисуса Христа - в Добре.
Не в доброте, как иногда наивно заявляют некоторые, а в Добре. Разница между добротой и Добром колоссальна.
Доброта - чисто идеалистическая, моральная, нравственная, сиюминутная категория.
Добро - категория материальная, философская, глобальная, сущность которой - в созидании.
И не просто в созидании, а в том самом созидании каждого на благо всех во имя всеобщей (ни Эллина, ни Иудея) справедливости.
Добро может включать в себя доброту (семь хлебов, исцеление немощных) или не включать (изгнание торгующих из Храма).
Но Добро никогда не включает в себя Зло - свой материальный же антипод, категорию разрушения.
Так же, как Добро, Зло - глобальное, философское понятие, несущее в себе все те же подкатегории, что и Добро, но со знаком минус: Не единение людей, а разъединение, не знания, а невежество, не вера, а безверие, не правда, а ложь и т.д.
В том, что Коммунизм наследовал Христианству, нет ничего удивительного. Ведь если ещё раз перечитать приведённую выше цитату Ленина, то станет ясно, что Христианство, как одно из многих достижений человеческого ума, не могло не войти, как составная часть, в новое мировоззрение, логически продолжающее прежнее, как новая физика или математика включают в себя достижения научной мысли предшествующих эпох, творчески их переосмысляя и развивая.
Поэтому нет ничего удивительного в совпадении основных положений Морального кодекса Строителей Коммунизма и Нагорной Проповеди Христа.
Как нет ничего удивительного в том, что механика Ньютона логически входит в механику Эйнштейна, а геометрия Эвклида - в геометрию Пуанкаре.
Как и все безусловные гении человечества, Иисус был великим романтиком. Он думал о людях гораздо лучше, чем они есть на самом деле.
И верил в возможность нравственного и созидательного роста Человека на основе простых, предельно лаконично сформулированных Истин.
Ему и в голову не могло придти, что с Его именем на устах одни люди пойдут оскорблять, унижать, убивать и грабить других, жечь на кострах, лгать с амвона.
Степень косности, забитости, общей отсталости, инерции мышления человека Он так и не смог оценить в полной мере.
Но даже если и смог бы, то сделал бы то же самое, что и сделал. Он не мог иначе.
Таково было требование Времени.
Основатели коммунистической теории были не меньшими романтиками. И тоже не смогли в полной мере оценить уровень народного самосознания.
Но, как и Иисус, они всё равно пошли бы тем же путём, даже зная заранее, каким поруганиям и гонениям подвергнется Их Учение и их ценности.
Потому что это Учение было востребовано жизнью. Таково было требование Прогресса.
А созидательный романтизм, даже такой великий, как Христианство или Коммунизм, неизбежно искажает восприятие реальности, он представляет мир лучше, чем он есть на самом деле. Это свойство имманентно присуще любому революционному мировоззрению. Без такого отношения к действительности физически не было бы ни первых христиан, ни первых большевиков.
И на практике это означает, что какой бы человек, какое бы событие ни было перед вами, вы, будучи коммунистом, физически не сможете думать о нём в негативном смысле до тех пор, пока не увидите абсолютно неопровержимые, материальные подтверждения этому негативу.
Потому что заведомое подозрение или, тем более, обвинение, даже не высказанное вслух, легко может оказаться ложным, а ложь, как одна из подкатегорий зла, напрямую противоречит и Христианству, и Большевизму.
Это означает, что "член партии" (как и очередной "новообращённый христианин"), легко может быть лжецом и лицемером.
Коммунист (или истинно верующий человек) - никогда.
Отличие религиозной веры от веры коммунистической принципиально.
Вера в Бога - инстинктивна, она - не результат работы ума. Она продукт эмоций. Она вне разума и потому не поддаётся логическому осмыслению.
Именно потому, что разум не участвует в религиозном выборе, верующий принимает основные положения своей религии, не задумываясь, что они догматичны и не подразумевают критического переосмысления.
Коммунизм не предполагает слепой веры. Будучи результатом осознанного, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО (!) выбора, он, наоборот, требует от человека непрерывного понимания, осмысления и переосмысления краеугольных основ окружающего мира и прежде всего - себя самого.
Коммунизм, в отличие от религии, не отделим от сомнений, споров и критики, но при одном условии - преданности его ценностям и конечным целям.
И точно так же, как религиозно верующий, коммунист никогда не сможет отказаться от своей веры.
Но не в силу упрямства и не по причине фанатизма и неприкосновенности догматов, а потому, что он сам, в зрелом возрасте, переосмыслив мир вокруг себя, сознательно пришёл к своим взглядам, вырастил их внутри и на их основе выстроил собственную жизнь. И потому, отказаться от них для него означает отказаться от самой жизни.
И, как показали события недавнего прошлого, совсем не только от своей собственной жизни. Но и от жизни миллиионов своих сограждан и от всей страны, включая её прошлое и настоящее.
И очень хочется верить, что не от её будущего.
Комментарии (0)