Емельян Михайлович Ярославский - личность малоизвестная широкому кругу. Да и звали его так не всегда. Миней Израилевич Губельман родился в Забайкалье, в семье ссыльных. С детства работал в полиграфической мастерской подмастерьем, в силу этого образование толком не получал, приходилось познавать мир самому. Познавал достаточно успешно - в 14 лет сумел экстерном сдать экзамены в гимназии.
Ну а вскоре юношу подхватила волна романтики бурной политической жизни начала 20 века. Миней Губельман вступает в РСДРП. Там он начинает применять разные псевдонимы: и Верин, и Клавдин, и Лапин, и Панин. Быстрее определился он с именем - нравилось ему быть Емельяном. А деятельность выбрал себе молодой революционер тоже очень ответственную - координировал грабежи и организацию восстаний и стачек. Одна ему особо понравилась - в Ярославле, в честь этого славного дела и взял себе фамилию.
Теперь Емельян Ярославский один из нелегальных партийных руководителей, но в 1907 году отправляется в ссылку в Забайкалье, а потом в Сибирь на поселение, где добрался до Якутии. Там он, несмотря на статус ссыльного и сомнительное прошлое - сумел стать руководителем краеведческого музея. Более того, Ярославский не оставил свою революционную деятельность, и февраль 1917 года привел его уже к роли главы местного председателя совета депутатов. Но это для него мало.
Емельян мчит в столицу, в самую гущу Октябрьской революции. Берется за совершенно разную деятельность - руководит вооруженным восстанием, редакциями различных газет, военным комиссариатом, региональный руководитель на Урале и в Сибири, партийный деятель.
Коммунист обязан уметь защищать любое решение партии.
Е.Ярославский
Через управление газетами он развил в себе качество умелого политтехнолога и нашел свое призвание.
В 1922 году ему доверяют направление антирелигиозной пропаганды, вводят в состав Антирелигиозной комиссией. Он активно берется за дело. Помимо того, что принимает решения относительно репрессий в отношении духовенства, закрытия и переоборудования церквей и монастырей в иные учреждения - Ярославский реализует ряд собственных инициатив. Организует и регулирует деятельность "обновленцев" и их соборов. Создает газету "Безбожник", а вскоре организует Союз воинствующих безбожников и руководит им до самой своей смерти. Это была не просто писательская деятельность. Союз создавал свои ячейки на всех предприятиях, выпускал целый ворох изданий, где имелись специфические издания, нацеленные как на рабочих, так и на детскую аудиторию.
Ярославский не просто исполнял политику партии - он стал непосредственным идеологом антирелигиозной деятельности. Боролся с Ёлками и празднованиями новых годов и Рождества. Требовал запрета в числе церковной культуры также и произведения Чайковского, Баха, Толстого и Достоевского и многих других за имеющиеся духовные произведения. С его благословления создавались такие организации как Общество распространения идеи кремации.
К концу 30-х годов Ярославский пишет книгу "О товарище Сталине". После чего стал академиком и главой исторической кафедры в Высшей партийной школы. "Революции не нужны историки" - эта фраза еще со времен Великой французской революции повторялась и в России. Но историки революции были нужны и именно такие как Емельян Ярославский.
Работы историков должны приобрести политическую остроту, диктуемую моментом.
Е.Ярославский
Его деятельность остановила Великая Отечественная Война. Сталин понял, что пришло другое время. Ярославскому он поручил иные воззвания, в частности обращения к религиозным людям с антифашистскими разъяснениями. Емельян Михайлович оперативно перестроился и пропагандировал уже в актуальном ключе. Проявлять свою гибкость впредь Ярославскому было не суждено, в 1943 году он скончался от тяжелой болезни.
После войны Союз воинствующих безбожников был распущен, больше не было таких ярких идеологов на замену Ярославскому, да и времена были другие. Новая волна антирелигиозной пропаганды наступит уже при Никите Хрущёве, но это будет больше фарсом и агонией борьбы.
Комментарии (0)