Хазарский каганат и Великий Булгар. 4.2.
Литовцы и финны в Северной Руси.
По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков
Постепенно булгарам удалось распространить свой контроль на соседние финские племена, такие как буртасы (мордва), мари (черемисы) и др.. Буртасы в это время были сильным племенем, способным мобилизовать десять тысяч всадников. Как мы видели, они сначала подчинялись хазарам, а затем булгарам. Согласно Ибн-Русте, «у них не было вождя, чтобы править ими <...>. У них в каждом округе был один или двое старейшин, к которым они обращались за судом со своими делами»
БУРТАСЫ
Низами Гянджеви, изображая около 1203 г. в поэме «Искандер-Наме» фантастическое сражение Александра Македонского с объединенным войском народов Юго-Восточной Европы, писал:
Краснолицые русы сверкали. Они
Так сверкали, как магов сверкают огни,
Справа были хазары, буртасов же слева
Ясно слышались возгласы, полные гнева,
Были с крыльев исуйцы; предвестьем беды
Замыкали их войско аланов ряды.
Упоминание всех этих народностей у Низами не было случайным. С IX в. Целая плеяда арабо- и персоязычных географов включает в свои описания стран сведения о хазарах, буртасах, булгарах, мадьярах, славянах, руссов, представлявших в то время реальную политическую силу, от которой зависела стабильность раннефеодальных государственных образований в Поволжье и на Северном Кавказе, византийских колоний в Северном Причерноморье или закавказских владений халифата. От них зависела безопасность путей в Приволжско-Прикаспийском регионе.
Описание страны буртасов составляет важную часть географических трудов вплоть до XVI в. Однако проблема локализации их остается до сих пор нерешенной. Ведь сведения восточных географов о расстояниях между землями буртасов, хазар и булгар весьма противоречивы, что и позволяет наметить несколько десятков вариантов возможного размещения буртасов в Поволжье, каждый из которых опирается на соответствующие источники. Очевидно, проблему надо решать иначе..
При възде в Сканово, у моста через Мокшу нас встречает памятник Нарчатке- мокшанской царице, героине мордовского эпоса, которая возглавила сопротивление против татарского хана Тагая. Нарчатка противостоит превосходящим силам противника и не желая попасть в плен, пытается переплыть Мокшу вместе со своим боевым конем, но гибнет. Как можно понять,
все это на уровне легенд. По некоторым преданиям, Нарчатка не мокшанская, а буртасская царица.
Что же это за исчезнувший народ такой, буртасы... Разобраться в этом нам поможет уникальный музей истории и культуры народа буртас, расположенный в селе Сканово недалеко от города Наровчат Пензенской области.
Великолепный женский Троице-Сканов монастырь. Музей истории и культуры народа буртас находится прямо возле него.
Словом "буртасы" в летописях и документах Российского государства обозначали тех ведийских славян до принятия ими христианства, которые проживали в междуречье трех впадающих в Волгу и Оку рек - Цны, Мокши и Суры.
Но путаницы хватает. Википедия являет нам следущее:
"Бурта́сы — племенное объединение, располагавшееся по правому берегу средней Волги. Впервые упоминаются арабскими авторами в IX веке, в русских литературных памятниках — с XIII века. Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной."
Существует три основные версии происхождения: Алано-асская, Тюркская (предполагается их родство с волжскими булгарами) и финно-угорская, которая рассматривает буртас как предков мордвы и мишарей. Буртасы занимались скотоводством, земледелием, охотой и бортничеством. Вели торговлю мехами. Единого правителя не имели, управлялись старейшинами. Жили в V — XI вв. по обоим берегам Волги (примерно от современной Сызрани до Волгограда). В VII-VIII в. через их территорию двигались на север булгары, занявшие северные земли буртасов. В VII в. буртасы выставляли до 10 тыс. всадников, совершавших походы на болгар волжско-камских и печенегов. С конца VII в. они находились под властью Хазарского каганата, а в конце X в. — в зависимости от Руси. После прихода в XI в. половцев буртасы постепенно утрачивают своё влияние. Около г. Городище Пензенской области расположены остатки древнего города Буртас.
с 1313 г. до начала 40-х годов XV в. в городе Мокша, на месте которого находится современный Наровчат, была столица западной области Золотой Орды. И, скорее всего, в этом древнем городе хан Узбек провозгласил ислам в качестве официальной религии Золотой Орды. И тут велик соблазн записать буртас в христианизированных татар. Но вероятнее всего это был самобытный народ. Буртасы не были ни мордвой, ни татарами, ни славянами. Буртасы являлись данниками Хазарского каганата. Если рассматривать тюрскую версию происхождения народа, то неудивительно, что они тяготели к татарам и были едва ли не предками самобытной группы татар, известной, как мишари. И если говорить грубо, буртасы со временем "растворились". Хотя это всего лишь одно из предположений.
Из-за отсутствия централизованной власти у буртасов булгарам приходилось иметь дело с каждым
старейшиной в отдельности и навязывать свое господство, посылая войска для сбора дани. Мед и меха составляли главное богатство буртасов, согласно Ибн-Русте. В связи с этим мы можем также вспомнить те сведения, что сообщал Ибн-Хакал об эрьзя – еще одно название мордовского племени. Он сообщает: «Эрьзя появились [в Булгаре], спустившись вниз по рекеИтиль, и привезли свои товары, но они ничего не рассказывали о своих торговых делах и о своей земле и не позволили никому сопровождать их на обратном пути домой. Именно у эрьзи приобретались соболиные и куньи меха, а также и свинец»
ИнязорТЮШТЯ — центральный герой эрзянского героического эпоса, сын бога грома и войны Пурьгинепаза и земной девушки Литавы.
Имеет мифологическую и собственно историческую атрибуцию, соединяет космогонический миф о сотворении мира с эпическими песнями и сказаниями. Имя Тюштя — наименование общественной должности. Оно означает «инязоро» — великий хозяин, правитель, вносящий в жизнь людей и общества разум, порядок, закон, необходимую форму и содержание. Изображается как демиург, творец эрзянского раннефеодального общества. Образ Тюшти сформировался на поздней стадии военной демократии и в первые века феодализма. Время его деятельности — эпоха образования эрзянского и мокшанского этносов и период начала русской колонизации. Место действия — бассейны рек Волги, Оки, Мокши, Суры. Тюштя обладает сверхъестественными космическими свойствами: вызывает гром и молнию, останавливает течение рек, не тонет в воде, ежемесячно меняет возраст (при новолунии — юноша, при полнолунии — зрелый муж, на исходе месяца — ветхий старец). Имеет две генеалогические линии развития. В первой — при достижении старости возносится на небо, к родителям, оставив в память о себе на земле медную трубу, вещающую его волю. Во второй — под натиском русских князей с частью народа уходит на новые земли, перейдя через большую водную преграду (вероятно, с западного берега Оки на восточный). На стадии разрушения эпоса и кризиса этнического сознания в образ Тюшти привносятся мотивы «вины» и «ответственности» за потерю народом государственной и территориальной самостоятельности. Основные сюжеты о Тюште — избрание его инязором, бой с иноземным противником, убийство чудеснорождённых соперников, вознесение на небо, уход с народом на новые земли. В эпосе названы верные помощники Тюшти — Инешкипаз, Пурьгинепаз, Иненармунь, Белый Лебедь, Пчелиная Матка.
Из этого заявления видно, что контроль над финскими племенами был важен для булгар, особенно из-за торговли мехами.
Примечательно, что вплоть до десятого века у булгар не было монет, а в качестве валюты использовались куски меха. Можно предположить, что вдобавок к взаимоотношениям с финнами булгары находились в контакте с некоторыми племенами асов и асо-славян. Ибн-Фадлан говорит, что у царя булгар был вассал, известный как царь Аскал, то есть царь
племени аскалов. Вполне вероятно, что аскалы жили в районе реки Оскол и могли быть отождествлены с племенем опали-ас. Ниже мы увидим,что асы, жившие в районе верхнего Донца, к восьмому веку была под контролем мадьяр. Булгарский контроль над этим регионом, возможно, предшествовал мадьярскому господству, и территория Оскола стала позднее спорной областью для двух народов. В любом случае, между мадьярами и булгарами, по всей вероятности, были какие-то отношения, и примечательно то, что имя булгарского хана Алмуша, который принимал у себя Ибн-Фадлана в 992 г., звучит по-венгерски. Оно идентично имени видного мадьярского воеводы девятого века. К десятому веку основная мадьярская орда ушла в регион среднего Дуная, и в это время больше не было прямых контактов между двумя народами. Поэтому мы можем оценивать появление мадьярского имени у булгарского хана в десятом веке как пережиток старой традиции.
Что касается организации экономики у булгар, то особую важность имела внешняя торговля; большая часть доходов поступала
в казну от сбора таможенных пошлин. Как и в хазарском государстве, иностранные купцы платили десятипроцентную пошлину ad valorem (по стоимости – лат.). Другой важной отраслью булгарской экономики было коневодство. Согласно Ибн-Русте, «когда кто-то из их мужчин женился, царь забирал у него коня или двух». Вдобавок, они также занимались земледелием. Выращивались пшеница, ячмень и просо. Благодаря высокому уровню экономического развития булгары пользовались среди соседей репутацией богатого народа. Вот характерная история в русской «Повести временных лет» о походе князя Владимира на булгар в 985 г. Несмотря на победу в первом бою, воевода Владимира Добрыня посоветовал
ему заключить мир. "Сказал Добрыня: «Я видел пленников, которые все обуты в сапоги. Они не будут платить нам дани. Давай лучше поищем противника в лаптях». И Владимир заключил мир с булгарами".
Сведения о булгарских властях и правительстве довольно скудны. Согласно арабским источникам титул правителя был «малик» (царь), что, вероятно, является переводом тюркского титула «хан». Согласно Ибн-Фадлану, имя хана, правившего в 921 -922 гг., было Алмуш, сын Шилки. В другом месте заметок Ибн-Фадлана это имя, в соответствии с версией Якута, звучит следующим образом: «Алмуш, сын Шилки, Блтвар». В Месхедском манускрипте, в том же фрагменте имя обозначено как «Хасан, сын Блтвара». О.И. Сенковский
Осип Иванович Сенковский | |
|
|
|
|
Псевдонимы: |
Барон Брамбеус, |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: |
|
Место смерти: | |
Гражданство (подданство): | |
Род деятельности: |
востоковед, писатель, редактор,
|
Язык произведений: |
русский, польский, французский, турецкий, персидский, арабский, латинский |
и Ч.М. Фраен оба толковали слово «Блтвар» не как собственное имя, а как титул булгарского правителя, и объясняли его как искаженный славянский термин «владавац» (правитель). Это слово до сих пор существует в сербском языке, но его нет в русском, что делает такое объяснение сомнительным. Должно быть предложено какое-то другое объяснение. По моему мнению, «Блтвар» – сложное слово, состоящее из двух слов: «бл» и «твар». Первое слово, «бл», возможно, читается как «был». Это слово встречается в форме «быль» в знаменитом «Слове о полку Игоревом» (1185). Его значение соответствует слову «бойл», употреблявшемуся дунайскими булгарами, от которого происходит русский термин «боярин». Чтобы разъяснить вторую часть слова, «твар», нам тоже следует обратиться к терминологии дунайских булгар. Согласно Анастасию Библиотекарю, один из булгарских послов, прибывших в Константинополь в 869 г., чтобы принять участие в Церковном Соборе, состоявшемся в этом году, носил титул «табар». Здесь мы имеем со всей очевидностью тот же термин, что и «твар», только в слегка отличной транскрипции. Таким образом, «Блтвар» поволжских булгар – это составной титул, который следует читать: «был тавар».
Источник:
Комментарии (0)