История,Альтернативная история,История России,СССР

Хазарский каганат. Структура управления каганата. 3.1.

Хазарский каганат. Структура управления каганата. 3.1.

По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков

704. Что касается организации хазарского правительства, то его особенностьзаключалась в двойственном характере высшей власти, представленной двумя правителями, обычно называвшимися каганом и беком.

Летописный образ Великого князя киевского Владимира в короне кагана

Экскурс в богословие

Библейское – Нового Завета «Послание к Евреям», принявшим крещение, написание которого в I веке от Р. Х. приписывается апостолу Павлу, в седьмой главе, местами перекликаясь с псалмами Царя иудейского Давида, говорит о превосходстве священства по чину Мелхиседека над священством по чину Аарона. Говоря о Мелхиседеке – «священнике Бога Всевышнего», речь идет о «царе Салима» по смыслу имени «царе правды и мира», тогда как «священство из сынов Левииных» по чину Аарона сопряжено с иным земным плотским законом народа Израиля, отмененного Иисусом по причине бесполезности, «ибо закон ничего не довел до совершенства». Так вот: Великий князь киевский и новгородский Владимир, в 988 г. крестившись с дружиной по византийскому обряду, принял для себя и древнерусского государства как веру Новго Завета, так и титул «Царя правды и мира». Ибо царь Салима (сочетание С-Л-М в семито-хамитских языках несет корневой смысл праведности и миротворства) в одном лице соединяет функции царя-война (малик) с духовным лидерством (цадик).

Для понимания дальнейших политических процессов в нашем Богом хранимом Отечестве следует отличать священство «по чину» Мелхиседека, перешедшее к Христу-Спасителю, от Царя Правды «в чине» Мелхиседека, как титула любого правителя, объединившего в одном лице духовную, светскую и военную власть. Ибо царь – это голова всякого дела («царь в голове»), а правда – далеко не истина в последней инстанции, но всё же верное право на суд и расправу по не искаженным ложью замыслам и поступкам людей мира сего.

О титуле каган

В наше время, обычно, никто не задается вопросом: «Почему князь Владимир, получивший при крещении имя Василий, записан в летописях как нехристь со старым языческим именем славян»?

Ответ на этот мудреный вопрос лежит в плоскости остатков государства, которые «Володимѣръ» Красное Солнышко военной силой подмял под киевский престол. Это могучее государство на пересечении Великого Шелкового пути из Китая в Европу и Волжского торгового пути из северной Европы в Визинтию (путь из Варяг в греки) называлось Хазарский каганат (VII – X вв).

Вместе с территорией и населявшими эти территории народами Владимир под свой престол (трон) принял и образец хазарской государственности: многонациональной (тюрки, угро-финны, славяне, евреи) и многоконфессионалтной (три монотеистические религии Авраамического корня и язычество) с экономикой налогов, сборов и таможенных пошлин широкой торговой сети еврейских купцов-рахдотнтов. Тогда же в 985 г. от хазар Владимир принял и титул кагана – тюркский вариант имени царя – с зримым символом независимости – короной царя иудейского Давида. При этом Владимир в качестве княжеского знака принял и хазарскую тамгу. Символом суверенитета Руси стала и чеканка собственной монеты.

nooov.ru зычество) с экономикой налогов, сборов и...

Таким образом, Владимир Креститель впервые в истоии Руси стал Царем Правды в чине Мелхиседека, соединив в одном лице ранее раздельную в Хазарском каганате духовную власть кагана со светской властью бека. По сути, подмяв иудейскую традицию под Новый Завет и оставшись независимым от крестивших его греков.

При Иване III (XVв.) государство Рюриковичей (красный треугольный стяг воинов вяряжского корня) с подачи Ватикана

surfingbird.ru Как Иван III стал "Великим"

(прислал в жены Ивану III племянницу последненго императора Византии Софью Палеолог) скрестилось с двуглавой

chert-poberi.ru 1. София Палеолог являлась дочерью деспота Мореи..

черно-желтой концептуальностью «симфонии властей». Единодержавная власть Царя Правды в чине Мелхиседека лукаво разделилась на две головы – духовную и светскую. Так Русь потеряла родовой признак заветного «Давидова царства», впервые обретенный Владимиром.

Разошедшиеся ветви власти вновь в одно соединил Иван IV Грозный (1530-1584). Тогда на хазарскую и византийскую основу

shtorm777.ru Иван Грозный

государства Святой Руси наложилась матрица организации власти Единого государства Чингисхана (Орды). Рюриковичи скрестились с Чингизидами. И «опричный игумен» Иван Васильевич Грозный стал первым «Белым Царем» всея Руси в чине Мелхиседека.

vivareit.ru Военные заслуги Ивана Грозного

Следующим Царем Правды в чине Мелхиседека был первый Император Всероссийский Петр I Великий (с 1721г.),

slavryrp.ru ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ 2 ноября 1721 г. – царь Петр I...

Оригинал

подчинивший церковную иерархию императору и упразднивший чин патриарха.

Эта черта была отмечена Константином Багрянородным (десятый век), а также рядом восточных авторов десятого и

slavyanskaya-kultura.ru Византийский император

одиннадцатого века. Возможно, однако, что двойственный характер высшей власти не был изначально присущ хазарам. К примеру, и патриарх Никифор, и Георгий Амартол, говоря о переговорах между императором Ираклием и хазарами в 621 г., упоминали только одного хазарского правителя.

706. О том же говорит и армянский историк Мозес Каланкатваци.

707. На мой взгляд, двойственность высшей власти в хазарском государстве, возможно, была результатом разнородности этнического состава нации. Оригинальный тип хазарского предводителя, каган, время от времени принимал помощь еще одного властителя, который представлял какую-то иную этническую группу, влиятельную в тот или иной период. Постепенно такая организация власти стала постоянной. Учитывая такую возможность, давайте проанализируем соотносительные титулы двух правителей, как это дано разными авторами

Автор

1-й представитель

2-й представитель

Константин

Хакан

Пех

Ибн-Руста

Хазар-Хакан

Айша

Ибн-Фадлан

Хакан

Хакан-Бех

Масуди

Хакан

Малик

Ибн-Хакал

Хакан-Хазар

Малик-Хазар

Гардизи

Хазар-Хакан

Абшад (Аншад)

Характерно, что первый правитель всегда оставался известным как каган или хазар-каган. Мы можем истолковать этот титул

О каганах Руси и Хазарии


Досбол Касымов. Культегин.

Упоминания в письменных источниках о каганах тюрок и русов - от монгольских племен сяньби до Русского каганата.


Детальней всего образ кагана прослеживается у хазар по записям арабских хронистов. В Хазарском каганате, а также в каганате русов, существовало двоевластие (диархия), где роль сакрального царя исполнял каган, а настоящим правителем был бек (шад). Хотя возможно ранние хазарские каганы обладали всей полнотой власти. Титул кагана передавался только внутри одного царственного рода. Система эта не была устойчивой, есть предположение, что с 9 века власть в Хазарии полностью перешла в руки бека, а каган даже перестал упоминаться в письменных источниках.

В каганате русов также не наблюдалось стабильного равновесия между двумя правителями, хотя само двоевластие прослеживается отчетливо. Ничего неизвестно о том, какие функции выполняли Аскольд и Дир - правители Киева,

князья Олег и Игорь были явно равнозначны, Святослав имел более значительный статус, чем Свенельд, и Владимир Святославич был выше по статусу, чем его дядя Добрыня. Причем до Владимира Святого, начиная с Рюрика, ни одного правителя Руси не называли каганом, или же у нас нет достаточного количества письменных источников, чтобы прояснить этот вопрос. Возможно, что первым каганом население Руси признало именно Владимира Святославича, после того, как его отец разгромил города Хазарского каганата. Правда, в этом случае каганом должен был быть уже сам Святослав, но таких свидетельств нет.

Можно сделать предположение, что Владимир стал каганом из-за какого-то только ему присущего свойства, и возможно этим свойством было происхождение его матери Малуши, якобы ключницы княгини Ольги. Есть основания думать, что она была родственницей хазарским правителям - мелехам (мелекам), и именно поэтому население каганата признало за ним сакральный статус кагана. Ведь через родство с хазарскими правителями Владимир приобрел кровную связь со всеми тюркскими каганами великой степи.

В этом случае остается неразрешимым вопрос о том, кем были каганы русов в 9 веке (по свидетельству Бертинских анналов и арабских авторов), возможно, тогда русы подчинялись непосредственно хазарским каганам, и существование у них собственного титула "каган" - это лишь недопонимание средневековых хронистов, в любом случае ответа на этот вопрос пока нет...

"Худуд ал-алам" о стране русов
«Царя их зовут хакан (каган) русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами. Среди них есть группа из моровват. Знахари у них в почете. Ежегодно они платят одну десятую добычи и торговой прибыли государю. Среди них есть группа славян, которая им служит».

Гардизи "Зайн ал-ахбар"
«И есть у них царь, называемый хакан-е рус. Число жителей на этом острове 100 000. И эти люди постоянно нападают на кораблях на славян, захватывают славян, обращают в рабов, отводят в Хазаран и Балкар и там продают».

Текст о славянах из сочинения Ибн Русте "ал-А 'лак ан-нафиса"
«Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав" (ра'ис ар-руаса), ищется у них свиет-малик (евр. мелех, мелек), и он выше супанеджа (предположительно жупан, пан), а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет иной пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги».



Абу Исхак аль-Истахри «Книга путей государств» («Китаб масалик аль-мамалик»).
«Что касается до управления ими и правителя, то глава их называется: «хакан-хазар». Он выше царя хазарского, но его самого назначает царь. Когда они желают поставить кого-нибудь этим хаканом, то приводят его и начинают душить шелковым шнуром. Когда он уже близок к тому, чтобы испустить дух, говорят ему: «Как долго желаешь царствовать?» — он отвечает: «Столько-то и столько-то лет». Если он раньше умрет (то его счастье), а если нет, то его убивают по достижении назначенного числа лет царствования. Хаканство у них дается только лицам из знатных фамилий. У хакана власть номинальная, его только почитают и преклоняются перед ним при представлении. К хакану входит только царь и лица одного класса с ним.
Царь входит к хакану только в случае важного события и, при входи к нему, падает ниц на землю и кланяется, а потом становится вдали, пока не разрешит ему хакан приблизиться. Когда постигает их какая-нибудь великая опасность, то они выводят хакана; и как только увидит его кто-нибудь из Турок или соседних народов «кяфиров», тотчас же обращается в бегство, и никто из них не решается воевать с ним вследствие большого к нему почтения (С добавляет: «и величию его»). Когда он умрет и его похоронят, то мимо могилы его ни один человек не проезжает без того, чтобы не спешиться и не поклониться его праху, и не садится на лошадь, пока не скроется из его глаз могила хакана.

По данным китайских источников (Чжоу шу), обычай возведения кагана на престол у тюрков (тукю) в VII в. был следующий:
«Их государя (нжу) перед возведением на престол его близкие помощники и важные сановники сперва усаживали на войлок и несли девять кругов по солнцу. При прохождении каждого круга все сановники и подданные кланялись. Кончив поклонение, помогали ему сесть на коня и затем шелковой тканью сдавливали ему горло так, чтобы только не удушить его, затем ослабляли [петлю] и быстро спрашивали: “Сколько лет ты можешь быть каганом?” Их государь, поскольку самочувствие его было плохое, не мог точно сказать, сколько [лет он собирается царствовать]. Сановники и подданные, следуя его словам, свидетельствовали короткий срок».



Первое упоминание термина "каган" связывается с монгольскими племенами сяньби, так называли правителя, который был наполовину человеком наполовину духом - уже первый монгольский каган проявлял сверхъестественные способности.
Материалы по истории кочевых народов в Китае III-V вв. Вып. 3. Мужуны. М. Наука. 1992
«Цифу кэхань(каган) тодо мохэ — прозвище первого правителя сяньбийского племени цифусцев, в котором кэхань соответствует монгольскому титулу каган , тодо означает «не дух и не человек»

ФАН СЮАНЬЛИН
ИСТОРИЯ ДИНАСТИИ ЦЗИНЬ
«Цифу Гожэнь — сяньбиец из округа Лунси. В прошлом три кочевья — Жуфусы, Чулянь и Чилу — шли из земель к северу от пустыни [Гоби] на юг, к горам Да Иньшань. По дороге они встретили огромное, как холм, пресмыкающееся, похожее по виду на священную черепаху. Они закололи лошадь, принесли ее в жертву пресмыкающемуся и, читая молитву, произнесли: «Если ты добрый дух, открой путь, а если злой, закрой дорогу и сделай ее непроходимой». Неожиданно пресмыкающееся исчезло, а вместо него остался маленький мальчик.

В это время в кочевье Цифу жил старик, не имевший сыновей. Он попросил позволить ему воспитать мальчика как своего сына, и все поддержали его просьбу. Старик обрадовался и, считая, что у него появилась опора, дал мальчику прозвище Хэгань. На языке сясцев хэгань означает «опора».

В возрасте 10 лет [Хэгань] отличался отвагой и смелостью, хорошо ездил верхом и стрелял из лука, натягивая тетиву, для растяжки которой требовалось усилие, равное 500 цзиням. Преклоняясь перед его мужеством и смелостью, четыре кочевья — [Цифу, Жуфусы, Чулянь и Чилу] — выдвинули [Хэганя] на пост общего правителя, назвав его Цифу кэхань тодо мохэ. Тодо — слово, означающее «не дух и не человек»

Описание кагана русов Ахмедом ибн-Фадланом, это описание царя русов больше всего приближенно к хазарскому.

Ахмед ибн-Фадлан о путешествии на Волгу в 921—922 гг.
«Один из обычаев царя русов тот, что вместе с ним в его очень высоком замке постоянно находятся четыреста мужей из числа богатырей, его сподвижников, причем находящиеся у него надежные люди из их числа умирают при его смерти и бывают убиты из-за него. С каждым из них [имеется] девушка, которая служит ему, моет ему голову и приготовляет ему то, что он ест и пьет, и другая девушка, [которой] он пользуется как наложницей в присутствии царя. Эти четыреста [мужей] сидят, а ночью спят у подножия его ложа. А ложе его огромно и инкрустировано драгоценными самоцветами. И с ним сидят на этом ложе сорок девушек для его постели. Иногда он пользуется как наложницей одной из них в присутствии своих сподвижников, о которых мы [выше] упомянули. И этот поступок они не считают постыдным.

Он не спускается со своего ложа, так что если он захочет удовлетворить некую потребность, то удовлетворит ее в таз, а если он захочет поехать верхом, то он подведет свою лошадь к ложу таким образом, что сядет на нее верхом с него, а если [он захочет] сойти [с лошади], то он подведет свою лошадь настолько [близко], чтобы сойти со своей лошади на него. И он не имеет никакого другого дела, кроме как сочетаться [с девушками], пить и предаваться развлечениям. У него есть заместитель, который командует войсками, нападает на врагов и замещает его у его подданных».

Первое упоминание титула каган в древнейшем памятнике русской литературы «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона в середине XI века.
«...похвала кагану нашему Владимиру, которым мы крещены были.
...Восхвалим же и мы, — по немощи нашей <хотя бы и> малыми похвалами, — свершившего великие и чудные деяния учителя и наставника нашего, великого кагана земли нашей Владимира, внука древнего Игоря, сына же славного Святослава, которые, во дни свои властвуя, мужеством и храбростью известны были во многих странах, победы и могущество их воспоминаются и прославляются поныне.
...Было же сие в лето 6559 (1051), в княжение благоверного кагана Ярослава, сына Владимирова. Аминь.»

Образ жизни русского кагана Владимира Святославича до принятия им христианства возможно мало отличался от времяпровождения хазарского кагана - у него был обширный гарем, и если судить по русским былинам, на войну за него ходили богатыри, а сам Владимир Красное Солнышко сидел в своем дворце.

"Повесть временных лет" о кагане Владимире Святославиче:
«Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены: Рогнеда, которую поселил на Лыбеди, где ныне находится сельцо Предславино, от нее имел он четырех сыновей: Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода, и двух дочерей; от гречанки имел он Святополка, от чехини — Вышеслава, а еще от одной жены — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц».

Ахмед ибн-Фадлан о путешествии на Волгу в 921—922 гг.
«Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то, право же, он не показывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в [почетном] отдалении. Его называют “большой хакан”, а его заместителя называют хакан-бех. Это тот, который предводительствует войсками и командует ими, управляет делами государства, руководит им, появляется [перед народом], совершает походы, и ему изъявляют покорность находящиеся поблизости от него цари. И он входит каждый день к наибольшему хакану смиренно, проявляя униженность и спокойствие. Он входит к нему не иначе, как босым, держа в своей руке дрова, причем, когда приветствует его, то зажигает перед ним эти дрова. Когда же он покончит с топливом, он садится вместе с царем на его трон с правой его стороны. Его замещает муж, конец называемый кундур-хакан, а этого также замещает муж, называемый джавшыгыр. Обычай наибольшего царя тот, что он не дает аудиенции людям, и не разговаривает с ними, и к нему не является никто, кроме тех, кого мы упомянули, а полномочия вершить дела, наказывать [преступников] и управлять государством принадлежат его заместителю хакан-беху.



Когда этот большой царь выезжает верхом, [то] едут [также] все войска по случаю его выезда, причем между ним и частями кортежа миля [расстояния], и ни один из его подданных не видит его иначе, как павши ниц на свое лицо, поклоняясь ему, и не поднимает своей головы, пока он не проследует мимо него.
Продолжительность [правления] их царя - сорок лет. Если он переживет их [хотя бы] на один день, то подданные и его приближенные уволят его или убьют и скажут; “У этого ум уже уменьшился и его суждение [стало] путаным [неясным]".

Обычай кочевников требовал тайного погребения кагана. Из-за этого обычая на данный момент не было обнаружено ни одного захоронения тюркских правителей. Также неизвестно, где были погребены такие интересные личности как вождь гуннов Аттила, Чингисхан и т.д., людей осуществлявших похороны каганов всегда убивали.

Ахмед ибн-Фадлан о путешествии на Волгу в 921—922 гг.
«[Другой] обычай [относительно] наибольшего царя [тот, что], если он умрет, то строится для него большой двор, в котором [имеются] двадцать домов, и в каждом из этих домов для него вырывается могила. Измельчаются камни настолько, что они делаются похожими на глазной порошок, и расстилаются в ней, и поверх этого накладывается негашеная известь. А под [этим] двором [имеется] река, и [эта] река большая, [быстро] текущая, и они помещают [проводят] эту реку над этой могилой, и говорят: “Чтобы не добрался до нее ни шейтан, ни человек, ни черви, ни насекомые&rdquo. Когда он похоронен, то рубят шеи тем, кто его хоронит, чтобы не было известно, в каком из домов [находится] его могила. Могила его называется рай, и говорят: “Он вошел в рай”.

Несмотря на то, что русский каган Владимир Святой принял христианство, во время его похорон соблюдались языческие обряды. Естественно, сохранить полную тайну (как у хазар) похорон Владимира было невозможно, но потаить (потаиша) погребение кагана его окружение пыталось, поэтому его везли в церковь ночью. Причем везли на санях (летом), завернув в ковер. Кагана нельзя было проносить через дверь/ворота, и чтобы доставить тело в церковь ломали стену (межи клетми проимавъше помостъ).

Никоновская летопись:
«Оумре же Володимиръ князь великыи на Берестовъмь, и потаиша и, бе бо Святополкъ в Кыеве, и нощью же межи клетми проимавъше помостъ, въ ковре опрятавши и ужи свесиша на землю възложиша и на сани и везоша его, и поставиша и вь святей Богородици церкви, юже бе самъ создал»

Запрет на пронос мертвого правителя через ворота был широко известен. В 19 веке чтобы внести тело Кутлуг Мурад-инака - правителя Хивы, специально ломали стену Ичан-Калы (цитадели Хивы), так как через ворота его пронести было нельзя из-за суеверий хивинцев.

Сверхъестественная сила каганов позволяла им обращать в бегство целые армии только одним своим видом.
Абу Исхак аль-Истахри «Книга путей государств» («Китаб масалик аль-мамалик»).
«Когда постигает их какая-нибудь великая опасность, то они выводят хакана; и как только увидит его кто-нибудь из Турок или соседних народов «кяфиров», тотчас же обращается в бегство, и никто из них не решается воевать с ним вследствие большого к нему почтения (С добавляет: «и величию его»)

либо в том смысле, что первый правитель был вождем всего хазарского государства, либо в том смысле, что он был вождем только самих хазар, одной хазарской этнической группы. Что касается титулов второго правителя, то «бех» или «пех», конечно же, транскрипция тюркского титула «бек» («бей»), «князь». Судя по титулу, представляется вполне определенным, что в те времена, когда второй правитель назывался беком, он представлял тюркскую группу в хазарском государстве.

othist.ru Хазары

Малик – это арабский перевод того же самого титула. Более интригующими представляются титулы «айша» или «абшад» («аншад»).Эти два слова, вероятно, представляют из себя разные транскрипции одного и того же названия. В связи с этим мы можем также упомянуть имя Анса, встречающееся в персидском трактате «Худуд-аль-Алам»: "Итил <...> – столица хазар и резиденция их царя, которого называют тархан-хаган и который является одним из потомков Ансы"

picsbase.ru Аланы- история и традиции | БК

Источник: http://statehistory.ru/books/Vernadskij_Drevnyaya-Rus/44

https://anthropology-ru.livejournal.com/706130.html


Источник: Хазарский каганат. Структура управления каганата. 3.1.
Автор:
Теги: управление book HTML Апостол армия

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства