Монгольское нашествие было величайшей катастрофой в истории. Монголы появились внезапно и смели с лица Земли цветущие цивилизации Азии и Восточной Европы. Навсегда исчезли города, государства и целые народы. Разумеется, на месте руин вскоре снова расцвела цивилизация под властью Чингизидов, но это уже были иные, новые цивилизации. Монгольское нашествие разделило Русь на века, а единый народ Древней Руси раскололся на три родственных, но уже разных народа: русских, украинцев и белорусов.
Любое историческое событие требует от современников и последующих поколений осмысления произошедшего. Как мы сейчас видим монгольское нашествие? Как эпоху порабощения азиатской империей, что кажется нам позорным. На самом деле это поверхностное мнение, основанное на чуждом западном взгляде на Азию вообще, где якобы царит рабство, нет свободы и прогресса. Можно, подумать, что европейские империи подарили своим колониям свободу и процветание. Однако, именно такая точка зрения царила в прошлом и существует до сих пор, когда речь заходит о монгольской империи. Она была распространена в 19 в., а в 20 в. была принята коммунистами. Как же иначе, когда сам Карл Маркс писал:
"Это иго не только давило, оно оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшего его жертвой. Монгольские татары установили режим систематического террора, причем разорения и массовые убийства стали его постоянными инструментами.
С Марксом в Советском Союзе желающих спорить не было. Эта концепция прочно вошла в учебники и научные труды. Но так ли это? На самом деле Маркс ни чего своего не сказал. Он только озвучил господствующую в европейской историографии негативную точку зрения Монгольскую империю - расистскую и русофобскую. Таким образом, под влиянием западноевропейской исторической мысли, укоренился взгляд на эпоху золотой Орды, как на эпоху рабства и на русских, которые якобы только желали как поскорее сбросить с себя иноземное иго. Никакой критики такая русофобская точка зрения не выдерживает - изучая прошлое мы не видим в наших предках ничего рабского и рабы никогда бы не сумели построить такое великое государство, как Россия.
Другой взгляд на монгольский период Руси выдвигают евразийцы. Для них это не иго, а политический союз Руси с монголами. Взгляд чересчур радужный: получается, что и города монголы не сильно разрушали, и население не очень убивали и угоняли в рабство и вообще монголы пришли чуть ли не как освободители от европейской агрессии. Разумеется, такое толкования монгольского нашествия не соответствует историческим реалиям.
Но как же монгольское нашествие осмыслили наши предки? Должны же они были сделать выводы из накрывшей их Родину катастрофы. Конечно люди Древней Руси осмыслили нашествие, но по разному. И сделали свой исторический выбор. Вот этот выбор и разрушил единство древнерусского этноса, породив три новых. Между русскими, украинцами и белорусами внешне нет никакой разницы, разница между народами открывается в менталитете и поведении. Казалось бы мелкие черты характера, но именно они делают нас разными. Но как это произошло? Думаю, что ответ лежит именно осмыслении монгольского нашествия населением Древней Руси. Ответить на этот вопрос могли люди, интеллект которых превосходил интеллект обычного человека. Не каждый человек, живущий обычной жизнью среди общества, семьи и быта способен осознать событие во всей его многогранности. Таких людей, которые могли дать ответ, называют философами. На Руси они тоже были, но философия в то время на Руси была только одна - религиозная, то есть народ и правители обратились православной церкви в поисках ответа. Церковь же ответила в духе времени: монгольское нашествие - это наказание от Бога за грехи.
Сначала посмотрим на наших соседей, какой же выбор был сделан их предками. Предки украинцев начали искать покровителя, который бы спас их от татар. То есть они решили, что пострадали за то, что не правильно в Бога верили. Раз Европу Бог пощадил, значит правда за Европой. В итоге, будущая Украина сдалась без боя Европе и приняла унию с католическим Римом. И с тех пор украинцы вечно ищут покровителя. А вот белорусов ураган нашествия не затронул. То есть они получаются перед Богом не виноваты, а значит они все делали правильно. С тех пор белорусы не вмешиваются в исторические события, предпочитая стоять в стороне, пока события напрямую их не затронут.
А что же наши предки, которые пострадали больше всего? Наши предки осознали нашествие, как Божью кару за свои собственные грехи. Уже в описаниях нашествия летописцы вкладывают в уста соответствующие мысли:
"Всеволод же и Мстислав пожалели брата своего Владимира и сказали дружине своей и Петру-воеводе: "Братья, лучше нам умереть перед Золотыми воротами за святую Богородицу и за правоверную веру христианскую"; но не разрешил им этого Петр Ослядюкович. И сказали оба князя: "Это все навел на нас Бог за грехи наши», ведь говорит пророк: «Нет у человека мудрости, и нет мужества, и нет разума, чтобы противиться Господу. Как угодно Господу, так и будет. Да будет имя Господа благословенно в веках".
Лаврентьевская летопись.
Таким образом, наши предки осознали, что в прошлом они совершили ошибки, которые привели к грехам и последующей каре. И эти ошибки нужно исправлять. Главной причиной катастрофы люди уже тогда видели в феодальных междоусобицах, однако призыв автора "Слова о полку Игореве" прозвучало в пустоту - князья просто не услышали и не хотели слышать слова о единении. Поэтому вместо анархии вольности наши предки начали воспитывать в себе чувство ответственности перед властью и государством. Это называется гражданское самосознание. Ответственность каждого перед государством и властью и власти перед государством и народом стало основой нашего менталитета. Эту ответственность на Западе назвали "рабством", как всегда европейцы ничего не поняли. Дважды русские нарушали эту основу - в Смутное время и в 1917 году и каждый раз, осознав пагубность такой воли и свободы, собственноручно восстанавливали государство. Вспомним, события августа 1991 года - тогда люди вышли в защиту власти от мятежников. Так же и в октябре 1993 года народ не поддержал мятежников против власти. Именно поэтому мы - русские.
А в то время властью были монгольские ханы, поэтому Россия чтила и подчинялась ханам Орды, не делая попыток освобождения. Потому что апостол Павел писал в "Послании к Римлянам":
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
С тех пор мы на власть скрепим зубами, ругаемся, но против власти не выступаем - это завещано нам предками и крепко вошло в наше сознание, что мы сами этого не осознаем. Именно поэтому бесполезны старания продажных либералов и авантюристов раскачать народ на волнения, как это случилось на Украине, потому что мы - русские, а не украинцы. Мы может сами не понимаем, но весь наш исторический опыт показывает: пока есть власть в государстве - есть и народ русский. Если власть опрокинется, то не будет ни России, ни русского народа. На Западе такое мироощущение кажется рабским и нелепым. Но с другой стороны нам так же кажется нелепой вера европейцев в силу закона.
На поле Куликово русские вышли не освобождаться, а биться с узурпатором Мамаем, когда Мамай явно нарушил все законы. Освобождение же пришло, когда Золотой Орды не стало естественным путем. Когда стало известно о походе Мамая князь Дмитрий Донской пришел к митрополиту Киприану, однако митрополит призвал князя одарить Мамая.
"А князь великий Дмитрий Иванович, взяв брата своего князя Владимира Андреевича, пришел к преосвященному митрополиту Киприану и сказал ему: "Знаешь ли, отче наш, предстоящее нам испытание великое, — ведь безбожный царь Мамай движется на нас, неумолимую в себе ярость распаляя?" И митрополит отвечал великому князю: "Поведай мне, господин мой, чем ты пред ним провинился?" Князь же великий сказал: "Проверил я, отче; все точно, что все по заветам наших отцов, и даже еще больше, выплатил дани ему". Митрополит же сказал: "Видишь, господин мой, попущением Божьим ради наших грехов идет он полонить землю нашу, но вам надлежит, князьям православным, тех нечестивых дарами насытить хотя бы и вчетверо. Если же и после того не смирится, то Господь его усмирит, потому что Господь дерзким противится, а смиренным благодать дает".
Сказание о Мамаевом побоище.
И это не была трусость или предательство. Это была последняя попытка договориться с центральной властью, пусть и узурпированной.
Перерождение людей того времени происходило медленно, старые привычки, приведшие к катастрофе отмирать не спешили. Вот интересный случай, произошедший с тверским епископом Семеном (умер в 1288 году):
"Полоцкий князь Константин, прозванный Безруким, собираясь укорить у себя на пиру за что-то своего тиуна, сказал при всех епископу: «Владыко, где будет тиун на том свете?» Епископ Семен отвечал: "Где и князь!" Князь же, рассердившись, говорит епископу: "Тиун неправедно судит, взятки берет, имущество людей с торгов продает, мучит, злое все делает, а я тут при чем?" И говорит епископ: "Если князь хороший, богобоязненный, людей бережет, правду любит, то выбирает тиуном или иным начальником человека доброго и богобоязненного, исполненного страха Божия, разумного, праведного, творящего все по законам Божиим и судить умеющего. Тогда князь — в рай, и тиун — в рай. Если же князь лишен страха Божия, христиан не бережет, сирот не милует и вдовиц не жалеет, то ставит тиуном или начальником человека злого, Бога не боящегося, закона Божия не знающего, судить не умеющего,— только для того, чтобы добывал князю имущество, а людей не щадил. Как взбесившегося человека напустить на людей, вручив ему меч,— так и князь, дав округу злому человеку, губит людей. Тут и князь — в ад, и тиун с ним — в ад!"
Так и слышится в словах князя бессмертное украинское "А меня за шо?" Не понимал князь Константин своей ответственности перед народом и княжеством, как не понимают этого нынешние политики Украины да и весь украинский народ в целом. Мы, русские, эту гражданскую безответственность выдавили из себя за века власти Орды.
В избавлении от греховного менталитета, вот в чем видели задачу наши предки. Не поисках сильного покровителя, не в надежде отсидеться от бед, а в внутренней работе над собой. Потому что только изменившись можно было избавиться от власти Орды. Послушаем монаха Серапиона Владимирского (умер в 1275 году):
"Ныне — землю трясет и колеблет, грехи беззакония желая с земли отрясти, как листья с дерева. Если же скажет кто: "И до этого землетрясения войны и пожары бывали",— то отвечу: "Да, верно, но что же потом было с нами? не голод? не мор ли? не сражения многие? И все равно не покаялись мы, пока не пришел на нас немилостивый народ, как наслал его Бог; и землю нашу опустошили, и города наши полонили, и церкви святые разорили, отцов и братьев наших перебили, над матерями и сестрами нашими надругались". Теперь же, братья, все это признав, убоимся страшного этого наказанья и припадем к Господу своему с обещаньем: да не падет на нас еще больший гнев Господень, да не наведем на нас казни сильнее прежней. Недолго еще будет ждать он нашего покаяния, ждать нашего обращения. Если откажемся от греховных судов и безжалостных, если отстранимся от неправедного лихоимства и всякого грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодейства, отлучающих от Бога, сквернословия, лжи, клеветы, божбы и доносов и прочих сатанинских деяний,— если в этом переменимся, хорошо я знаю: во благости примут нас не только в сей жизни, но и в будущей, ибо сам Господь сказал: "Возвратитесь ко Мне — вернусь и я к вам, отступитесь от всех — покину и Я вас, казня".
Обратите внимание на список грехов у Серпиона: "неправедного лихоимства и всякого грабежа, воровства, разбоя и грязного прелюбодейства, отлучающих от Бога, сквернословия, лжи, клеветы, божбы и доносов". Это перечисление всего, что русские презирают и ненавидят. Не уважают русские доносчиков, а вот на Западе "стучать" не считается зазорным, наоборот человек выполняет свой гражданский долг. Лихоимцев, то есть взяточников мы так же не считаем героями.
В 13-14 вв. нашим предкам и его духовным учителям пришлось провести огромную работу по духовному перерождению народа. Когда процесс закончился к 1380 году, то на свет появился новый народ - русские, который не был похож ни своих древнерусских предков, ни на своих соседей - украинцев и белорусов. В этом и заключается главный исторический смысл пребывания России в составе Золотой Орды. Это время рождения и становления Русского государства и русских, как народа.
Комментарии (0)