Как русский офицер узнал страшную правду о замученном чекистами прадеде
Сотрудники НКВД на занятиях по стрельбе, 1930-е годы.
Фото: Public domain
Кто мы и откуда? Кем были наши предки и как их звали? Совсем недавно у нас об этом мало кто задумывался. Тяжелый опыт ужасного и великого XX века подсказывал нашему народу, что чем меньше знать — тем проще жить. Однако без глубокой и живой семейной памяти невозможен подлинный патриотизм, а любви к Родине нельзя научить в школе. Но сейчас в российском обществе ситуация меняется — все больше людей пытаются узнать историю своей семьи. Одним из таких энтузиастов стал отставной армейский офицер Владимир Варковский, выяснивший недавно обстоятельства трагической гибели своего прадеда в годы Большого террора.
Своих предков я долгое время знал лишь до третьего колена — до деда и бабки по обеим линиям. Все, что было до них, для меня оставалось покрыто мраком неизвестности. И хотя я всегда увлекался историей, но изучать прошлое моей семьи начал, будучи уже взрослым. После военного училища меня распределили в Забайкалье, где я прослужил много лет. Общаясь с местными, с удивлением обнаружил, что буряты знают своих предков минимум до седьмого колена, и с родней они живут дружно. Выглядеть «Иваном, не помнящим родства», мне не хотелось, и я стал расспрашивать об этом отца — он у меня тоже отставной военный.
Владимир Варковский
Оказалось, что и отец мало что знал. Помнил лишь смутно, что его деда, орловского крестьянина Максима Варковского, расстреляли в 1937 году. За что и почему — неизвестно. Как он мне признавался, в советские годы распространяться об этом было не принято, лишние вопросы на такую тему не приветствовались. Тогда я стал расспрашивать дальних родственников: у одних мать знала, что прадед где-то воевал, у других бабка помнила, что он «был чернявым».
Мне удалось узнать некую семейную легенду, которую как-то давно рассказал дед, умерший в 2001 году. Якобы как-то вечером к его отцу в дом зашел знакомый пастух, которого прадед пригласил за стол. Гость стал рассказывать политические анекдоты, они вместе посидели-посмеялись, потом пастух ушел, а ночью прадеда забрали, и больше его никто не видел.
В середине нулевых годов в отдаленном гарнизоне на самой границе с Монголией, где я тогда служил, наконец провели интернет. И, как я теперь знаю, тогда же российские архивы стали оцифровывать свои фонды и выкладывать их в открытый доступ. Я быстро нашел в сети сайты и форумы любителей истории и семейной генеалогии. Стал общаться с людьми, они делились со мной опытом, давали полезные советы.
По одной из таких наводок в Книге памяти жертв политических репрессий Орловской области я
Пару лет назад я уволился с военной службы, дослужившись до майора, и переехал с семьей из Бурятии в Подмосковье. Появилось время, чтобы более активно заниматься выяснением судьбы своего прадеда, да и какой-никакой опыт по этой части уже имелся. Мне подсказали, что для получения более подробных сведений следует обратиться в
Мне довольно быстро пришел ответ, что подобная информация в письменном виде предоставляется только родственникам после предъявления соответствующих доказательств. Возникла проблема — свидетельство о рождении деда 1927 года оказалось потрепанным и наполовину порванным. Нотариусы отказались его заверять из-за «потери целостности документа». В общем, проще оказалось съездить туда лично. Делать было нечего — этой осенью я взял отпуск и отправился в Орел.
Памятник Феликсу Дзержинскому в Орле, рядом со зданием областного УФСБ
Фото:
Приехал туда после полудня, ближе к обеду. Архив находится в том же здании, что и областное управление ФСБ. Рядом стоит забавный памятник Дзержинскому — Железный Феликс сидит в вальяжной позе: нога за ногу, руки в карманах. Потом оказалось, что пропуск нужно было заказывать заранее и на строго определенное время. Я говорю, что не знал об этом и вообще приехал из Москвы. Мне отвечают: «Молодой человек, у нас серьезная организация. А приезжают к нам отовсюду, даже из-за границы». Надо отдать должное нынешним чекистам: в итоге мне пошли навстречу и записали на следующий день.
В архиве ко мне отнеслись доброжелательно, это тоже следует отметить. Еще запомнилось вот что. Меня вышла встречать сотрудница архива, который находится на втором этаже здания областного УФСБ. Рядом с лестницей наверх есть спуск в подвал. Когда мы проходили мимо, оттуда слышались выстрелы и чувствовался едкий запах пороха. Не то чтобы я испугался, но, учитывая цель моего появления в этом здании, ощущение было не из приятных. Сопровождающая меня женщина поспешила успокоить: «Не волнуйтесь. В подвале у нас тир, там сейчас зачеты сдают». Отвечаю: «Да я и не волнуюсь». Она усмехается: «Тут как-то приехала одна старушка посмотреть дело своего расстрелянного отца. Проходила здесь, в этом месте, услышала выстрелы, упала вдруг на колени и расплакалась. Заголосила, что опять 1937 год вернулся. Еле ее успокоили».
У меня забрали мобильный телефон и отвели в комнату, где лежало уголовное дело прадеда. Оно рассекречено, поскольку уже прошло 75 лет, но в нем есть страницы, с которыми до сих пор нельзя ознакомиться. Эти листы сложены пополам и скреплены обычными канцелярскими скрепками. Мне пояснили, что это нежелательная к разглашению подробная информация о семьях людей, дававших показания на моего прадеда: имена детей, их домашние адреса. Как мне сказала сотрудница архива, иные посетители после прочтения дел сначала плакали, потом ругались, а затем грозились найти потомков доносчиков и отомстить им.
Я ознакомился с показаниями на своего прадеда. Кто их давал, я теперь знаю — это четверо мужчин, его односельчане, фамилии я запомнил. Как я потом выяснил, потомки некоторых из них до сих пор живут в Корсуни. Я не испытываю к ним ненависти или неприязни — я к ним вообще ничего не испытываю. Я только хочу знать, где, как и почему погиб мой прадед Максим Федорович Варковский, где он похоронен и как он выглядел.
Из материалов дела я узнал много нового. Выяснилось, что мой прадед не состоял в колхозе, и по меркам того времени считался зажиточным крестьянином. Он много работал, имел два надела земли, четыре овцы, лошадь, корову и поросенка. В предваряющей уголовное дело анкете он указан как «хлебопашец». Далее следует отрицательная характеристика из сельсовета, датированная несколькими днями до ареста. Видимо, сведения о прадеде собирали заранее, чего-то ждали.
Лицевой лист протокола допроса Максима Варковского
Из личного архива Владимира Варковского
1/7
Еще я узнал, что у Максима Варковского было два брата, погибших еще до революции. Его отец, мой прапрадед, тоже умер еще до Гражданской войны. Об этом говорят показания доносчиков — четыре допросных листа с одинаковыми вопросами и почти одинаковыми ответами, записанные одним и тем же почерком. И дата везде тоже одна — 6 августа 1937 года.
Согласно тем же показаниям, потомственный орловский крестьянин Максим Варковский из деревни Корсунь был «белогвардейцем» и одновременно сочувствовал троцкистам. Еще его обвиняли в том, что он держал батраков, давал в долг зерно и поддерживал связь со своим осужденным, но сбежавшим и скрывающимся в лесах дядей. Мой прадед, если верить этим доносам, отказывался вступать в колхоз и отговаривал других крестьян, поносил советскую власть и якобы «матершинно ругал товарища Сталина по национальному признаку».
Из тех же показаний выяснилось, что мой прадед действительно успел повоевать: во время империалистической войны он был ранен и списан с военной службы. Совсем недавно, когда отмечалось столетие окончания Первой мировой войны, я случайно узнал о сайте, где об этом можно найти подробную информацию. И нашел ее: в сентябре 1916 года лейб-гвардии рядовой Волынского полка Максим Федорович Ворковский (так его записал полковой писарь) после ранения в правую руку
В показаниях самого прадеда упоминается, что его уже арестовывали в 1932 году — непонятно, за что конкретно, но потом отпустили. Как явствует из материалов следствия, причина задержания ему была неизвестна. Наверное, семейная легенда о пастухе и анекдоте относится именно к тому времени. Недавно дальние родственники, с которыми я общался, рассказали еще одно семейное предание, которое я раньше не знал. Оказывается, накануне ареста в августе 1937 года родня предупреждала прадеда: «Скройся, уйти в леса, иначе за тобой опять придут». Однако он недоумевал: «Что я такого сделал? За что меня брать?» Семью, наверное, не мог бросить, да и свое обширное хозяйство тоже.
В результате после ареста Максима Варковского все его имущество, в том числе дом, забрали в колхоз. Его жена, моя прабабка Агриппина Аристарховна, осталась без средств к существованию и с четырьмя малолетними детьми: Владимиром 1924 года рождения, Вениамином (моим дедом) 1927 года рождения, Лидией 1930 года рождения и Валентиной 1934 года рождения. Поначалу она пыталась выяснить судьбу мужа, хлопотала за него, но потом добрые люди ей сказали: «Не ходи никуда и не ищи его — целее будешь». Как она потом одна поднимала четырех детей — я не могу понять.
Как выяснилось из материалов дела, прадеда
Владимир Варковский с родственниками на месте, где был дом его прадеда. Деревня Корсунь, Орловская область, 2018 год
Влад Варков/YouTube
Других снимков с ним тоже не сохранилось. Во время войны деревня была под немецкой оккупацией, и перед отступлением в 1943 году немцы согнали всех жителей в ближайший лес, а их дома сожгли. Я недавно был в Корсуни — на месте нашего родового дома сохранилась лишь бугристая пустошь, поросшая бурьяном и кустарником. Кое-где остались одинокие яблони да остатки окопов с торчащими из земли фрагментами немецкой колючей проволоки.
После освобождения от немцев семья прабабки Агриппины долго жила в землянке. Старшего ее сына (брата моего деда) вскоре призвали в Красную армию. Но воевал он недолго — 27 июня 1944 года рядовой 506-го стрелкового полка 177 стрелковой дивизии Владимир Максимович Варковский, 1924 года рождения, пропал без вести на Карельском фронте, в районе деревни Райполла под Выборгом, при штурме высоты 39,6. Об этом я тоже
Я обратился в Подольский архив (Центральный архив
Дело своего прадеда в Орле я изучал часа два. Спросил у архивариуса, много ли людей к ним приезжает и какого возраста. Она мне ответила, что ездят часто, поэтому для посетителей установили предварительную запись и строгий график ознакомления с документами. Очень много пожилых, для которых это едва ли не последний шанс узнать об участи своих репрессированных и погибших родственников. Но есть и молодежь, и люди моего возраста. Видимо, не только у меня сейчас появился интерес к семейной памяти.
После протокола о расстреле прадеда в дело вшито письмо его младшей дочери Валентины, написанное в марте 1956 года и адресованное генеральному прокурору СССР. Она жаловалась, что никто не может ей сказать о судьбе отца. Дело в том, что в 1930-1940 годах территория Верховского района относилась то к Орловской области, то к Курской. Поэтому уцелевшие после войны архивные документы находились как в Курске, так и в Орле. В обоих городах на все запросы отвечали отписками — обращайтесь, мол, в соседнюю область. В итоге найти концов так и не удалось, но семья питала слабую надежду, что мой прадед может вдруг оказаться живым.
Я не знаю, получила ли тетка какой-то ответ, но после ее письма в деле хранятся протоколы повторных допросов свидетелей обвинения — попросту говоря, тех самых деревенских стукачей. Что характерно, все эти четыре мужика успешно пережили войну и немецкую оккупацию. Я прочитал их объяснения. Один оправдывался давлением следствия, другого тоже «заставили», третий вообще подписывал уже готовые листы, якобы не понимая, что в них. В итоге в 1956 году все четыре стукача отказались от своих показаний, данных в 1937 году. В апреле 1956 года прадеда посмертно реабилитировали.
Почему раньше об этом в семье почти ничего не знали? Потому что мало кто мог рассказать, а теперь и спросить не у кого. Старший сын Владимир пропал без вести на Карельском перешейке, младшая сестра Валентина тоже потом погибла. В послевоенной деревне ловить было нечего, и семья разъехалась. Мой дед вскоре женился и уехал восстанавливать Донбасс. Он поселился в городе Стаханове и устроился на шахту, в кузнечный цех. До последнего времени там жило много наших родственников. В 2014 году, когда в Донбассе началась война, они все уехали в Россию.
После Великой Отечественной моя прабабка поселилась в Крыму, в Джанкое. Старшая дочь ее потом осела в Ленинграде. С моим дедом они общались, но в основном письмами. В гости к друг другу ездили редко — в послевоенной разрухе жили трудно, лишних денег на путешествия не было. Тогда же не существовало интернета и мобильной связи. Например, мой отец свою бабушку Агриппину видел лишь два раза в жизни. Она прожила долгую и тяжелую жизнь, умерла в глубокой старости в 1973 году.
Я вообще поражаюсь этому поколению. Как писал мой тезка Маяковский, «гвозди бы делать из этих людей». Моя прабабка пережила две мировые бойни (причем в одной из них была во вражеской оккупации), революцию и Гражданскую войну, коллективизацию, арест и расстрел мужа, гибель на фронте старшего сына. Глядя на все это с высоты своего нынешнего возраста, по-другому воспринимаешь те проблемы и трудности, с которыми сталкиваешься сейчас.
Анкета арестованного, составленная на Максима Варковского
Из личного архива Владимира Варковского
1/3
Мой отец только недавно, после всех моих архивных изысканий, понял, почему его при рождении в 1953 году назвали Владимиром. Он раньше думал, что в честь дальнего родственника, но оказалось, что на самом деле в память о погибшем на войне дяде, про которого он толком и не знал. Могу понять молчание деда — он долго жил с клеймом сына врага народа. Родство с репрессированным дедом и с пропавшим без вести на войне дядей могло помешать отцу поступить в Харьковское военное авиационное училище.
Но отец все-таки выучился на боевого вертолетчика, а когда в марте 1980 года родился я, его отправили в Афганистан. Он недавно вспоминал, как перед отъездом на войну с трудом уговорил врачей роддома, чтобы ему позволили попрощаться с супругой и пару минут посмотреть на меня. Пришлось их щедро отблагодарить. В Афганистане отец пробыл год, заразился там тяжелой формой вирусного гепатита и потом еще почти год лечился в госпитале в Узбекистане.
После этого с летной работы его списали. До 1993 года, когда отец уволился из армии в звании подполковника, наша семья моталась по разным гарнизонам. Он получил высшее образование и выучился на историка, а через три года в военное училище поступил уже я.
У меня сейчас растут три сына: два подростка и один дошкольник. Все, что узнал о наших предках, я им подробно рассказываю, они внимательно слушают. Хотя понятно, что это им пока не очень интересно. Но я этим занимаюсь не столько для себя, сколько для них. Когда дети повзрослеют и спросят меня: «Папа, откуда мы?» — мне будет что им ответить.
Комментарии (0)