Москва до начала 30-х годов была, что называется, "большой деревней", причем, в буквальном смысле слова. В городе не было асфальтированных дорог, набережных, водопровода, широких улиц, проспектов, садов, парков и многоэтажных зданий. Столица не оправдывала свое гордое звание. Москва как центр мирового коммунистического движения должна была иметь соответствующий вид, что и подтолкнуло развитие различных архитектурных идей по переустройству столицы.
В эти же годы руководство страны столкнулось и с более насущными проблемами. Дело в том, что из-за коллективизации и масштабного голода начала 30-х годов в Москву рекой потекли целые группы крестьян, желавших найти спасение у стен Белокаменной столицы (к 1939 году население города увеличилось до 4,2 млн человек), что вызвало проблему с жильем и заставило задуматься над расширением города. Также большой проблемой было то, что провинциальная по устройству Москва не справлялась с новыми вызовами, например, с автомобильными потоками, что требовало расширения улиц. Все эти моменты и заставили руководство города заняться в 30-х годах коренным переустройством Москвы.
Одним из главных этапов была ликвидация зданий, которые, по мнению градостроителей, мешали городскому движению или считались устаревшими по чисто материальным или идеологическим мотивам. Так, под снос попали: построенная при Петре I Сухарева башня, Страстной монастырь около памятника Пушкину, храм Христа Спасителя и множество других церквей, Симонов монастырь, Триумфальные ворота, древняя Китайгородская стена, Иверские ворота и т.д. Последние, кстати, мешали продвижению колонн демонстрантов во время парадов. А вот храм Василия Блаженного, который по проекту мешал движению танков на парадах, тронуть не посмели (говорят, сам Сталин запретил сносить собор). Но в большинстве случаев строители не взирали ни на культурную ценность, ни на историю, ни на религию (больше всего было снесено храмов, монастырей, церквей и часовен).
Сносились не только памятники истории и культуры, но и обычные здания, причем, очень редко при помощи динамита, а чаще - посредством рабочих рук, ломов и техники. Правда, некоторые жилые дома и здания решили не сносить, а передвигать. Для этого под строения подводились специальные ролики, рельсы и механизмы, с помощью которых здания передвигались в другие места. Причем, жителей этих домов не выселяли, тем более что они часто даже не замечали ночных передвижений - настолько осторожно и искусно проводились эти операции. Жители просто просыпались утром и видели в окне немного другой вид. Так же был перенесен и памятник Пушкину с одной стороны площади на другую (правда, это было уже после войны).
"Дом стоял на этом месте,
Он пропал с жильцами вместе!
Поищите за углом -
И найдёте этот дом" (А. Барто).
Таким образом, при помощи сносов и перетаскиваний зданий были расширены многие центральные улицы и площади (например, Красная площадь, увеличенная вдвое, нынешние Садовое кольцо, Тверская, Новый Арбат, Охотный ряд и т.д.). Кроме того, было проложено множество новых улиц, проспектов и автодорог. Также было воздвигнуто огромное количество новых жилых домов и различных зданий. Самыми известными можно назвать гостиницу "Москва", здание Совета Труда и Обороны (нынешняя Государственная Дума), Дом на набережной (т.н. "дом расстрелянных"), здание Наркомзема и т.д. Были возведены различные памятники, например, "Рабочий и колхозница". Правда, самый грандиозный проект - сооружение на месте уничтоженного храма Христа Спасителя почти 400-метрового Дворца Советов с гигантской скульптурой Ленина наверху - воплощен не был (помешали война и болотистость почв).
Но, пожалуй, самым главным и самым полезным проектом было строительство Московского метрополитена. Оно началось по поручению руководства страны в 1931 году. Открытие метро с пуском первой очереди состоялось 15 мая 1935 года. Были открыты несколько линий и 13 первых станций (например, "Комсомольская", "Охотный ряд", "Дзержинская", "Библиотека имени Ленина"). Каждая из них была невероятно искусно отделана и украшена мозаиками, статуями, лепниной и мрамором. Это был не только общественный транспорт, но и своеобразное произведение искусства.
К концу 1930-х годов советская столица невероятным образом преобразилась. Те, кто знали Москву до реконструкции, не могли узнать старый провинциальный город. Белокаменная стала настоящей столицей государства, визитной карточкой СССР. Конечно, не все планы были реализованы, а что-то было построено только после войны, но и то, что было сделано, восхищало. Москва приобрела новый облик.
Комментарии (0)