Даже в XVIII веке житье на Дону было вольным, и фраза «С Дона выдачи нет» воспринималась буквально: на Дон, к казакам, бежали крестьяне с севера России, обретая там свободу. Но в 1707 году Петр I решил покончить с таким обычаем и подписал указ о непременном розыске беглецов на Дону и возвращении их помещикам, что положило начало конфликту властей и казачества.
Вспыхнул бунт, предводителем которого стал атаман Кондратий Булавин. Восстание было жесточайшим образом подавлено: атамана убили, а Войско Донское было вынуждено принести Петру присягу в верности. Однако часть казаков с атаманом Игнатом Некрасовым (около 8 000 человек) уцелела даже после столкновения с армией и, спасаясь от преследования, ушла за Кубань, на территорию Крымского ханства, которое находилось в ту пору под протекторатом османов. Там казаки приняли крымское подданство и какое-то время жили вместе со старообрядцами, а затем расселились по Тамани, основав несколько станиц.
Но когда императрица Анна Иоановна снарядила экспедицию, главной целью которой было вернуть некрасовцев в Россию, те дружно ушли сначала на Дунай, во владения Турции (так пишет историк казачества Иван Анцупов в работе «Казаки и военные переселенцы на Днестре и Буге в конце XVIII – начале XIX века»), а потом под напором приезжавших туда запорожских казаков перебрались на побережье Эгейского моря в восточной Фракии и в азиатскую Турцию – на озеро Майнос. Несмотря на то что сначала Порта дала казакам все те привилегии, которыми они пользовались в Крымском ханстве, вскоре турки стали притеснять иноверцев – отнимали наделы, повышали размер подати, заставляли служить в армии. В 1911 году перед Первой мировой какое-то количество некрасовцев вернулось в Россию, где им было разрешено поселиться в Грузии. Оставшиеся 1 500 человек возвратились на родину только в 1962 году. В СССР их поселили в Ставропольском крае, они, как и все, работали в колхозах, но не стеснялись нательных крестов и ходили в церковь. Некрасовцы переняли у турок множество традиций: блюда турецкой кухни, турецкую музыку и даже восточные сказки.
Комментарии (0)