Сотню-полторы лет назад большинство литовцев занимались сельским хозяйством, принадлежа, таким образом, к классу крестьянства. Традиции в подобных сообществах были очень сильны. В XIX столетии крестьяне жили большими общинами — многопоколенными семьями в пределах одного двора, а бывало и одного дома. Не только суровые реалии крестьянского быта способствовали такой скученности, но и политические тенденции того времени.
Разделение большой крестьянской семьи было экономически невыгодно государству, поэтому оному чинились всяческие препоны. Зачастую старшему поколению, взрослым женатым сыновьям и их детям — порой до совершеннолетия — приходилось обитать под одной крышей. Такое положение вещей сохранялось в общем вплоть до третьей четверти XIX века, а по факту и дольше, и только в первом десятилетии XX века малая, или нуклеарная, семья стала отвоевывать свои позиции.
Что до вышеупомянутой модели семьи, то в таком своеобразном сообществе царили патриархальные законы: главой семьи традиционно считался отец или старший брат, который и принимал все важные решения. Он же решал, когда и за кого выдавать девушек семьи, руководствуясь, конечно, не сентиментальными соображениями, а материальными выгодами для семейства в целом.
Поскольку литовцы исповедовали католицизм, разводы не практиковались и случались в буквально единичных случаях.
Поэтому тот супруг, которого «патриарх» назначал своей дочери, сестре или внучке, становился в полном смысле спутником жизни на все оставшиеся годы.
В этом плане куда более свободно могли распоряжаться собой девушки из рабочих семей и из семей батраков, то есть наемных тружеников. Условия их жизни были порой куда тяжелее, чем в зажиточном крестьянском доме. Именно поэтому уровень личной свободы — хотя бы в плане выбора партнера — был значительно выше, поскольку материальный фактор не оказывал такого довлеющего эффекта.
В качестве одного из элементов того самого материального фактора можно упомянуть приданое, которое полагалось за литовской невестой. Что интересно, оно состояло, прямо как нынешняя пенсия, из двух частей: «страховой» и «накопительной». Первая называлась «пасога» и самой девушки напрямую не касалась, будучи передаваемой от отца к жениху. Чаще всего ее составляли денежные средства, земельные наделы или домашний скот. По поводу размеров пасоги при сватовстве могли разгораться нешуточные торги. Вторая же часть приданого именовалась «крайтис» и принадлежала невесте, ведь она сама ткала и шила вещи, которые в нее входили.
Вещи же обычно представляли собой, помимо скатертей, полотенец и постельного белья, элементы народного костюма, который состоял из многих частей.
Одежда литовки конца XIX — начала XX века включала в себя две рубахи, несколько юбок, передник, лиф, пояс, головной убор, обувь и украшения.
И если верхняя рубашка зачастую шилась из деликатных покупных тканей, то нижняя обычно бывала выткана руками самой девушки. Зато верхняя украшалась вышивкой с растительными или геометрическими узорами. Что касается юбок, литовские женщины носили их до четырех сразу надетыми одна на другую и присборенными у пояса.
Главным отличием повседневной одежды от праздничной был лиф — безрукавная одежда, надеваемая поверх рубашки или кофты. И обязательным с древности элементом был пояс, окраска и ширина которого могли сильно варьироваться. Таким же обязательным был и элемент верхней одежды — большое накидываемое на плечи покрывало, клетчатое или одноцветное, которое и по сию пору еще весьма популярно в некоторых районах Литвы.
А вот новшеством, которое привнес XX век в крестьянский костюм литовской женщины, были шелковые платки в качестве головных уборов. До этого преобладали платки из ситца или домотканой холстины.
Девушки часто носили венки из цветов руты или ярких лент.
Конечно же, любая женщина любит украшения, но эволюция литовского костюма с течением времени шла по пути минимизации оных. Если раньше он включал в себя множество декоративных элементов, то к началу XX века неизменной деталью остались лишь бусы, в большинстве своем многорядные. Зачастую из янтаря, кораллов или стеклянного бисера.
Мужской костюм был куда проще и включал гораздо меньше элементов: рубаха, штаны, пояс, жилет и кафтан. В качестве головного убора часто выступала шляпа, а в холодное время года — меховая шапка.
Неразрывно связанные с землей, литовские земледельцы придавали большое значение различным приметам, имеющим отношение к погоде и урожаю, свято блюли природный календарь, где, например, первый весенний выгон скота на пастбища или выемка меда из ульев отмечались как значительные праздники, едва ли менее важные, чем чтимые церковные.
Слияние этих двух календарей, природного и церковного, помогало людям ориентироваться во времени. Пахать следовало начинать не раньше, чем минует праздник святого Георгия, приходящийся на конец апреля, а день святого Мартина в ноябре ознаменовывал конец сельскохозяйственных работ и время расчета с наемными работниками. Главными же церковными праздниками, разумеется, являлись Рождество и Пасха.
Фото: pinme.ruФото: pinme.ru
Что касается городской жизни, то там царили свои законы. Но, как бы там ни было, население Литвы оставалось очень религиозным. Приезжие удивлялись, сколько в том же Вильнюсе различных культовых сооружений, и далеко не все из них были католическими.
Хотя большинство жителей Литвы принадлежали к католической конфессии, немало было и православных; также значительную долю городского населения страны на период начала XX века составляли евреи, исповедовавшие иудаизм.
Начало XX века ознаменовалось подъемом национального искусства, которое получило название «литовского ренессанса». Первые годы нового столетия пришлись на расцвет творчества безусловного гения литовского искусства Микалоюса Константинаса Чюрлениса.
Но и другие художники оставили в ту пору свой след в культурной истории Литвы. Эти процессы были особенно заметны в крупных городах, но военное лихолетье положило конец творческому взлету, продолжившемуся только после окончания Первой мировой войны. Именно тогда, после 1918 года, когда бежавшие от ужасов войны литовские художники начали постепенно возвращаться на родину и оседать преимущественно в Вильнюсе, стали
организовываться художественные выставки, студии, открываться музеи.
Комментарии (0)