Гарем султанов (Харем-и Хумаюн), существовавший в Османской империи в течение пяти веков и располагавшийся в стамбульском дворце Топкапы, имел сложную структуру. Гаремом управляла валиде-султан (мать повелителя), там же проживали дети султана, его сёстры и другие родственницы, но, конечно, большую часть Топкапы занимали фаворитки и наложницы правителя османов.
Дж. Розати. Танцы в гареме
Идеальные женщины
Девушки попадали в гарем разными путями. Одних захватывали в плен. (Так, например, берберские пираты, державшие в страхе всё Средиземноморье, переправили в Османскую империю не менее миллиона европейцев). Других, в надежде на лучшую жизнь, во дворец султана привозили родители.
Гарем был весьма пёстрым местом — в нём жили представительницы разных культур и национальностей. Европейки, славянки, африканки, азиатки, все они отличались красотой и изяществом, ведь во дворец отбирали только самых миловидных девушек.
Хотя все наложницы были прекрасны, среди них выделялись те, кого сами османы считали идеальными женщинами. Победительницами неофициального «конкурса красоты» османского гарема были черкешенки.
Ф. Бриджман. Черкешенка
Жёны и матери султанов
Представителей черкесского народа в Османской империи было немало, поскольку Северо-Западный Кавказ граничил с Османской империей, а в гареме турецкого султана черкешенки играли важную роль. Многие из них сумели достичь высокого положения и даже стать матерями шахзаде (наследников) династии. Особого влияния черкесские красавицы добились в XIX веке, на закате империи.
Гюльбахар Махидевран-султан — главная наложница османского султана Сулеймана I, по одной из версий, принадлежала к знатному черкесскому роду. В то время, как молодой Сулейман был наместником отца в Манисе, Махидевран стала его главной наложницей и родила сына Мустафу, который долгое время считался преемником султана и его любимым сыном.
Черкешенка по происхождению, Пертевниял-султан, была влиятельной валиде при собственном сыне, султане Абдул-Азизе, и последней, кто занимал покои матери во дворце Топкапы.
Пиристу Кадын-эфенди, последняя валиде-султан Османской империи, вероятно, также была черкешенкой. Попав в гарем с согласия родителей, она стала одной из жён Абдул-Меджида I и приемной матерью будущего султана Абдул-Хамида II.
Абдул-Меджид II. Супруга султана, черкешенка Шехсувар Кадын-эфенди, играет на скрипке
Вдохновение для поэтов
Черкешенки неспроста считались самыми красивыми женщинами в султанском гареме. Они отличались изящным сложением, тонкой талией, полупрозрачной, как будто светящейся изнутри, белой кожей, огромными миндалевидными глазами и пышными, уложенными в затейливую причёску, волосами. Кроме того, черкешенки имели репутацию умных и воспитанных девушек: многие из них прекрасно танцевали и играли на музыкальных инструментах.
О черкешенках слагали легенды, а слава об их красоте распространилась далеко за пределы Османской империи и стала вдохновением для многих писателей, поэтов и художников. Красавицами восторгались Вольтер, Байрон, Лермонтов, Пушкин и многие другие европейские литераторы.
Красота и реклама
Черкесские девушки не зря прослыли первыми красавицами гарема. Немало времени они уделяли уходу за собой и даже, как утверждали их уязвлённые соперницы, знали особые секреты привлекательности.
Э. Лонг. Древний обычай
Этот факт широко использовали рекламе косметики конца XVIII—начала XIX веков. В Европе продавались румяна «Цветы Черкесии», предназначенные «сделать щёчки похожими на розы», жидкость для придания гладкости коже «Бальзам Мекки», которую, как утверждала реклама, использовали черкешенки, «Черкесский лосьон» от веснушек, «Черкесская краска» для волос.
В 1908 году гарем османских султанов был ликвидирован, а легенды о его прекрасных обитательницах остались лишь в произведениях искусства.
Комментарии (0)