Календарные системы Европы.
У разных народов, живших на территории Европы, были разные системы счета дней. У кельтов и
скандинавов
Тор, сын Одина, один из главных асов
изначально был 9-и месячный календарь,
но впоследствии он был заменён 24-х месячным. Это было
Такое чередование в первую очередь было связано с фазами Луны, периодичность которой ‒ 29,5 дней. Таким образом, первые 4 месяца Рунического календаря (14+15+16+14=59) соответствовали 2-м полным лунным месяцам (29,5+29,5=59). А дальнейшая система чередования месяцев соединяла между собой лунные фазы с солнечным календарём. Т.е. год Рунического календаря содержал 360 дней.
Но так как в Рунике была еще и 25 пустая руна, иногда называемая руной Одина, то и она нашла своё применение в календаре. В конце каждого третьего года, вставлялся дополнительный 25 месяц, в котором шло чередование дней сначала 14, потом 15, а затем 16 дней. Этот 25 месяц помогал выровнять цикличность солнечного года, также как сейчас это делают при помощи високосного года.
На юге Европы, на территории современной Италии, жили Расены,
которых больше знают под названиями Этруски
или Тиррены, которые также пользовались 9-и месячным календарём.
Тиррены (аттич.
По мнению
В честь тирренов названо
Тиррен, основатель государства этрусков
Рубрики:
Want create site? Find
Тиррен, греч. — сын лидийского царя Атиса, основоположник этрусского государства в Италии.
Как рассказывает Геродот, во времена правления Атиса в Ливии начался голод. Сперва лидийцы мужественно переносили лишения: они придумали игры с мячом и в кости и играли в них через день с утра до вечера, чтобы забыть о пище. Благодаря такой диете (каждый второй день — пост) они сократили расход продовольствия вдвое. Но когда этот режим питания растянулся на 18 лет и конца ему не предвиделось, царь решил проблему более радикальным способом. Он разделил население на две части и решил жребием, какая половина останется на родине и какая выселится, чтобы искать себе пропитания в других краях. Предводителем переселенцев он назначил своего сына Тиррена. Эмигранты сосредоточились в Смирне, построили корабли и отплыли на запад. Окончательно они обосновались только в Центральной Италии, и Тиррен основал там город Агиллу (этрусскую Цисру, которая затем стала называться Цере, а теперь называется Черветери). По имени своего первого царя переселенцы стали называть себя тирренами.
В отличие от Геродота, Страбон утверждает, что Тиррен дал свое имя только новому месту поселения, а тиррены вывели свое имя уже из названия страны. Разница не так уж велика, но в любом случае известно, что греки с незапамятных времен называли их тирренами или тирсенами, а римляне, ближайшие их соседи, — этрусками или тусками. Обе формы их имени сохранились в названии Тирренского моря и итальянской области Тосканы. (Кстати, когда в 1801 г. Наполеон искусственно образовал на территории Тосканы зависимое королевство, он дал ему древнее имя Этрурии; однако, в отличие от древней Этрурии, это королевство просуществовало всего семь лет и вскоре стало опять называться Тосканой.)
Хотя Геродота называют «отцом истории», а Страбона — «отцом географии», их рассказы о Тиррене следует считать легендой. (Тем более что сами тиррены или этруски называли себя «ретами» или «расеннами».) Если верить их рассказам, этрусков следовало бы считать лидийскими колонистами в Италии. Многие современные исследователи в принципе соглашаются с ними, другие видят в этрусках пришельцев из-за Альп, третьи считают их исконными жителями Апеннинского полуострова. Все эти точки зрения высказывались уже в древности. Лучше не будем их разбирать, иначе мы безнадежно увязнем в вопросе о происхождении этрусков — самом запутанном узле чрезвычайно сложной «этрусской проблемы». Нельзя отрицать, что в малоазийской Лидии были обнаружены гробницы, похожие на этрусские, и что на острове Лемнос найдена надпись, письменность которой (а может быть, и язык) похожа на этрусскую, но дело в том, что этрусский язык до сих пор не расшифрован, несмотря на изобилие фактического материала. Во всяком случае, Боссерт, лучший знаток древностей в этом районе земного шара, утверждает: «Несмотря на все усилия, присутствие этрусков в Малой Азии с точностью не доказано: ни археологически, ни исторически, ни лингвистически».
Конечно, новые находки могут преподнести в будущем любой сюрприз, но пока Тиррен спокойно может пребывать в компании мифических героев — так же как Эллин, Дардан, Эней, Ромул, или праотец чехов Чех, или основатель Киева Кий.
Источник:
Прибывшие на территорию Италии латиняне и сабиняне,
принесли с собой свои календарные системы. В последствии появились и новые системы, например греческие "Олимпийские циклы" или латинские "Календы от Основания Рима".
Латиняне пытались навязать Расенам, свою календарную систему, а когда эта затея провалилась, латиняне объявили Этрусков глупыми, решили просто уничтожить Расенов.
Юлианский календарь
Вот это большое многообразие календарных систем, иногда вводило большую путаницу в определение "больших торговых дней". Поэтому в 45 г. до н.э. по указу Императора Юлия Цезаря,
была введена "новая" Календарная система, которую требовалось соблюдать на территории всей Римской империи. За основу этого "нового" календаря был взят действующий календарь жрецов Египта. Юлий Цезарь его несколько изменил, таким образом, появился всем известный Юлианский календарь.
А теперь представьте, с какими проблемами столкнулись христианские миссионеры, которые отправились "просвещать" язычников Европы. Даже если они кого-то приобщали к новой вере, то тут же сталкивались с проблемами, когда проводить праздники или в какое время соблюдать посты.
Иная календарная система, не позволяла христианам-миссионерам правильно определить, какая дата местного календаря соответствует Юлианскому календарю, ибо местные календари были более сложные для понимания христиан, и к тому же сравнительные даты постоянно "плавали".
Выход был найден только один. Запретить старый календарь и ввести новый ‒ Юлианский.
Та же самая картина наблюдалась и при крещении Руси. Введённый Юлианский календарь народ не принял. Потому что народу было непонятно, зачем нужен на Русской земле чужеродный календарь, с номерными месяцами на латинском языке, которых на 3 больше, да к тому же еще начинавшийся не в День Осеннего Равноденствия, а в начале весны.
Но христиане нашли выход из создавшегося положения, они придумали славянские названия для Юлианского календаря и месяца вместо номеров на латыни получили славянские названия: Березень, Квiтень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Жовтень, Листопад, Грудень, Сiчень, Лютий.
Только в таком виде христианам удалось навязать славянским народам чужой календарь. В других славянских странах была проделана та же реконструкция Юлианского календаря, и месяца получили свои славянские названия.
Но даже после того, как христиане нашли выход из создавшегося положения, и в Юлианском календаре месяца получили славянские названия древний Славяно-Арийский календарь не перестал существовать. На всех славянских землях продолжали использовать два календаря, т.к. по новому (Юлианскому) календарю можно было узнать о церковных праздниках, и о событиях прошлого произошедших далеко от славянских земель. А старый календарь, нужен был в первую очередь для повседневной жизни людей, ибо по нему определяли, когда начинать и когда заканчивать сельхоз работы, и другие дела. Ведь одними молитвами сыт не будешь.
Но церковные и светские власти не устраивало то, что народ праздники отмечал по обоим календарям, но больше всего не устраивала путаница, которую создавали летописцы, ведь русские летописцы использовали даты старого, славянского календаря, а приглашенные греки-летописцы использовали даты из нового календаря, где Новолетие отсчитывалось от первого весеннего полнолуния...
Например: дата 1 марта 1005 г. н.э. по Славяно-Арийскому календарю выпадала на Лето 6513 от С.М.З.Х, а по христианскому на Лето 6512 от С.М., таким образом, разница между Славяно-Арийским календарём и календарём от Рождества Христова составляла 5508 лет, а у христианского календаря ‒ 5507 лет.
Чтобы как-то упорядочить несогласованность нового календаря, в Лето 6856 (1348 г. н. э.) по указу царя Ивана III, Новолетие в новом календаре было зафиксировано на 1 марта, а число года взяли от старого Славянского календаря.
Кроме того, началась подгонка нового календаря под повседневную жизнь, одни праздники запрещали, другие, которые праздновали несмотря на запреты, христианская церковь стала адаптировать под себя. Так, например:
День Бога Велеса
был заменён Днём Власия;
Икона «Чудо о Флоре и Лавре, Власий, Спиридон» (фрагмент). Из деревни Типиницы. XV — начало XVI века. 67х50,7. Русский музей, Санкт-Петербург.
День Масленицы-Марёны был объявлен просто Масленицей;
«Масленица».
День Бога Купалы стал днём Иоанна Крестителя, или как его называли на русский манер ‒ Иваном Купалой, т.е. Иваном, который в реке всех купал;
День Триглава (Сварога-Перуна-Свентовита)
превратился в Троицу;
Вышний День Бога Перуна заменили
Днём Ильи-Пророка, и т.д.
Огненное восхождение Ильи-пророка. Великий Устюг. 1570-е годы
Но больше всего церковные и светские власти не устраивало, что народ пользуется двумя календарями, отмечает два Новолетия.
Христианское Новолетие 1 марта, и
Индикт нового лета (Летапреложение) Век: XVI-XVII Место создания: Россия Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Реставрация: нет данных Размер: 36 х 30,8 см Материал: Дерево, темпера Персоналии: Спаситель, апостолы, иудейские учителя Иконографическая справка: Композиция строится по принципу симметрии. Сюжет основан на тексте евангелиста Луки, рассказывающем о том, как Христос учил в Синагоге в Назарете. автор Семен Бороздин
Славянское Новолетие в День Осеннего Равноденствия.
Никакие запреты Славяно-Арийского календаря не помогали, а принятие жестких мер вплоть до казней, дало обратный эффект. Во многих городах и сёлах началась смута и поднялись восстания, везде шло поголовное уничтожение христианских священников и их помощников. Дело дошло до того, что были уничтожены многие тысячи "божих людей", и тогда пришлось царю Ивану III "идти в народ", ибо только так власти смогли успокоить восставший народ.
Чтобы впредь не возникало смуты и разора, царь не только разрешил людям пользоваться старым календарём, но и узаконил право почитать Старую Веру Предков. Таким образом, на Русской земле было официально узаконено Двоеверие и два календаря. Церковный календарь стал считаться официальным, т.е. государственным, а старый календарь ‒ народным.
Следующее изменение официального календаря произошло через 1 Круг Жизни (144 года). При приближении Лета 7000 году от Сотворения Мира (1492 г. н.э.), среди христиан в России росли апокалипсические настроения. Все ждали конца света и даже не составляли пасхалию на последующие годы. Но когда все ожидаемые сроки конца света прошли, Московский церковный собор в сентябре Лета 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала года с 1 марта на 1 сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.
Григорианский календарь
Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы
В Лето 7090 (1582 г.) католической церковью по указанию папы римского Григория XIII был введен новый календарь, который получил его имя. В новом календаре датировка шла уже не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова. Необходимость введения нового календаря связывалась с тем, что продолжительность Юлианского календарного года немного больше продолжительности года природного, а потому он стал немного отставать от природы, так что за 128 лет накапливались одни сутки. Поэтому на момент введения Григорианского календаря набежало уже 10 дней разницы.
Но не все европейские страны сразу перешли на новый календарь, некоторым странам понадобились годы или даже столетия, чтобы перейти на новый Григорианский стиль. В России на данный стиль перешли окончательно только в феврале 1918 года.
Григорианский календарь также не является абсолютно точным: он отстает от природного на одни сутки за 3300 лет; кроме того, григорианский календарь «неравномерен», он содержит своего рода «скачки». Но постепенно григорианский календарь был принят большинством государств и сегодня является общепризнанным.
Источник:
Комментарии (0)