Историческая справка.
Можа́йский Луже́цкий Рождества́ Богоро́дицы Ферапо́нтов мужско́й монасты́рь — расположен в городе
Монастырь основан св.
Первый каменный собор в честь Рождества Богородицы простоял в Лужецком монастыре до начала
Первый
Лужецкий монастырь просуществовал до
Все бы ничего, но постройка его сопроваждалась масштабным сбором и укладкой в фундамент храма могильных плит с окрестных кладбищ. Практика эта нашему уму не постижима, но вообще-то была довольно распространенной в старину и объясняется якобы экономией дифицитного камня. Могильные плиты не только укладывали в основания построек и стены но даже мостили ими монастырские дорожки. Нас же интересуют собственно сами плиты, хотя их вид заставляет задуматься только ли из экономии ресурсов их так глубоко прятали. Вот собственно что осталось ныне от храме преподобного Ферапонта. Этот тот самый фундамент, на который надкнулись рабочие при расчистке территории монастыря в 1999 году. Крест установлен на месте обретения мощей святого. Весь фундамент сложен из надгробий!
Обычного камня там нет вообще.
Часть Собора Рождества Пресвятой Богородицы (первая половина 16-го века) где виден красный кирпич — полностью находилась под землей. Причем в этом состоянии он претерпел поздние реконструкции о чем свидетельствует положение ворот. Лесница главного входа в собор — новодел, восстановленный по откопанным обломкам оригинала.
Высота освобожденной от земли кладки собора около двух метров.Вот еще вид на фундамент
А вот собственно сами плиты
Большенство артефактов оформлено по единому принципу и содержат узорную окантовку, вилообразный крест (во всяком случае так его принято называть в научной литературе) в нижней части плиты, и розетку в верхней части. В узле ветвления креста и центре розетки располагается круглое раширение с солярным символом или крестом. Примечательно, что солярные символы у креста и розетки всегда одинаковы на одной плите но различны на разных плитах. Этих символов мы еще коснемся, а пока просто их виды крупно.
Ветвления креста
Розетки
Бордюры
Плиты бывают довольно тонкими, сантиметров 10, бывают средними, около 20 сантиметров и довольно толстыми до полуметра. Плиты средней толщины часто имею боковые бордюры примерно такие:
«...есть надписи на русском языке»(с) ВСВ
Как-то с трудом верится что приведенные выше фотографии относятся к Руси, да еще и Руси христианской. Мы не видим решительно никаких признаков традиций к которым привыкли. А ведь по официальной истории Русь на тот момент уже крещена шесть столетий. Недоумение законное, но есть артефакты которые ставят в тупик еще больше.
Некоторые плиты содержат надписи, в большенстве кириллической вызью, иногда очень высокого уровня исполнения.
Вот например такие.
«Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ» Надпись не оставляет кажется сомнения что похоронен христианский монах.
Как видно надпись выполнялась искуссным резчиком (вязь очень хороша) на боковой части камня. Лицевая сторона оставалась свободной от надписей. Саватей почил в 1669 году от р.х.
А вот еще.
«Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея» Т.е. Таисия почила в 1651 году от р.х.
Верхняя часть плиты утрачена полностью, потому нет возможности узнать как она выгледела.
Или вот образец где сторона с надписью уложена в стык блоков. Прочитать ее не разрушив кладку невозможно, но видно что и там работал большой мастер.
Уже из этих трех картинок появляются вопросы. 1. Не кажется вам странными столь богатые надгробия монахов? Схимники конечно почетаемы в православии но настолько ли чтоб иметь подобные последние почести?
2. Даты погребения заставляют усомнится в версии о том что в дело строительства шли якобы только старые надгробия (есть такая точка зрения). Приведенные плиты ушли в фундамент очень молодыми о чем кстати говорит и их сохранность. Будто вчера резаны. Воля ваша, но дюже странно так обходится со свежими захоронениями да еще и святой братии. Я могу осторожно предположить что... не братья они уже были реконструкторам никонианским, а как бы люди иной веры. А с усопшими иноверцами можно не церимонится, тогда и живых не шибко берегли.
Еще несколько плит с надписями разного качества исполнения, прежде чем мы завершим эту часть материала.
Как видно по последним примерам практика гравировки эпитафии на узорную горизонтальную поверхность плиты таки тоже имела место. По видимому в этом случае надпись делалась в поле между вилообразным крестом и верхней розеткой. Вот тут это хорошо видно. И бордюр и розетка и крест и надпись довольно органично соседствуют.
Итак, что мы имеем? В конце 17 века по завершении реформы патриарха Никона на территории Лужецкого монастыря возводят храм преподобного Ферапонта. При этом в основание фундамента храма кладут надгробия наличествовавшие на тот момент в округе. Т.е. плиты разного возраста консервируются в фундамент на триста лет. На триста лет консервируется и дониконианский канон православного надгобия.То что мы можем видеть сейчас по сути есть состояние качества, износа, и косвенно возраста артефактов на момент их закладки в фундамент. Очевидно что менее изношенные плиты соответствуют времени создания примерно 1650-1670 годов. Представленные в этой части образцы как раз соответствуют в основном этому времени. Но! В фундаменте есть и более старые плиты и на них тоже есть надписи. Они не столь эстетичны, но не менее интересны. Посмотрим например вот на эту.
Следы розетки и бордюра едва прослеживаются. Надпись практически процарапана, хотя и довольно аккуратно и при этом выгледит новее самой плиты.
Вот еще. Тут почерк еще менее аккуратен.
А тут впечатление что на старой плите учились писать.:) Буквы сильно напоминают письменность берестяных грамот Новгорода. А может они того же времени? А берестяные грамоты, как мы помним, это 9-15 век. Может быть — гадать не будем.
Вот еще пример из той же серии.
Впрочем это могут быть и брак и черновики или учебные образцы :)
Ясно одно. Использовались старые плиты и качество самого орнамента явно не ученическое.
Есть образцы промежуточные, например вот этот. Тут есть намек на качество, но оно не сравнимо с плитами 17 века.
И снова мы видим что узорный рисунок более качественный и явно старше.
Вот тут это видно лучше.
Следуюший образец уникальный для собрания плит Лужецкого монастыря. Плита, детально описанная еще Фоменко и Носовским в книге «Тайна Русской истории». Парное захоронение двух мледенцев - Андрея и Петра Климентьевых. Младенцы почили в 1641 и 1643 годах.
Надгробие неканоническое и мы не видим тут вилообразного креста, но сделано очень качественно, причем и узор окантовки и буквы явно делались в одно время и одним мастером. Судя по состоянию, эта плита довольно долго находилась на воздухе, прежде чем лечь в фундамент.
Впрочем у меня нет уверенности что плита там вообще была. Выставлена она в некрополе с другой стороны собора и возможна его частью и являлась. Что мы можем сказать, посмотрев на эти снимки? 1. Еще до Раскола существовала практика надгробия без вилообразного креста, о чем говорит плита Клементьевых (40-вые годы 17-го века). При этом орнамент окантовки присутсвует неизменно.
2. Практика надписи на плитах — более поздняя традиция. Т.е. содержание надписи (христианская эпитафия) не стоит отождествляить с рисунком — это разные традиции.
3. Изначально ненадписанные но узорные плиты могли изготавливаться в отдельном производстве и возможно значительно раньше чем были применены в дело.
4. Самы старые по износу и вероятно по времени изготовления плиты имели более простой зубчатый орнамент окантовки в противовес более позднему — витой трехжгутовой волне. Неочевидное но вероятное Теперь несколько примеров из области скорее гипотез и загадок. Вот например осколок плиты с очень качественной вязью а по краю мы наблюдаем полустертые мелкие письмена.
Буквы менее заметны, но то что надпись тут продолжена видно довольно хорошо.
Случайные ли это надписи?
Когда сделаны?
Что там могло быть написано?
В общем тут сплошные вопросы. Что интересно — тут мы наблюдаем явные хотя и малозаметные направляющие линейки для письма.
Стоит отметить что в большенстве надписанных образцов таких линеек нет. Это вовсе не значит что мастера работали влёт без направляющих, скорее оные просто стерлись от времени так-как изначально делались максимально незаметными. Замечание про направляющие важно для рассмотрения следующего образца.
Но возникает вопрос — зачем?
Это почти пропилы, и линейки (если это они) много толще самих букв или сравнимы с ними.
Сомнительно что это направляющие.
Тогда что? Посмотрим детали и поиграем со снимком методами В.А. Чудинова.
Проявим то что можно проявить. Забавные черты и резы :) Конечно это можно списать на брак или ученические эксперименты, но можно посмотреть и иначе.
Характер надписи нам явно что-то напоминает.
Покрутим ее всяко, чтоб понять ее истинное положение на лите. Вариант 3 особенно интересен, тем более что по положению остатков орнамента на плите (а она сильно повреждена) именно такое расположение надписи ближе всего к правильному. Видите на что это похоже?
Такой вариант лигатурного письма «под чертой» характерен для... Велесовой Книги и деванагари — письменной форме древнего санскрита. Еще такую технику записи приписываю
В камне представлен со второй половины 17 века, до этого был полностью деревянным.
Ныне выглядит примерно так
На сегодня от монастыря осталась Церковь Рождества и колокольня. В 90-е передан РПЦ и возрождается ныне как женский монастырь.
А вот в стороне от бурной реконструкции монастыря, на чем то вроде местного огорода лежат себе шесть вот таких вот камней, просто испещренных очень качественной хотя и побитой временем русской вязью.
Все плиты представляют собой правильные параллелепипеды, не имеющие рисунка на горизонтальных плоскостях.
Вообще горизонтальные поверхности явно подвергались обработке. Если помните на можайских плитах мы видили там остатки сюжета с узором, вилообразным крестом и розеткой. Тут таковых нет. Только и исключительно боковые надписи вязью.
1.
Итак, что мы видим на первой плите?
Стандартная эпитафия инокини, весьма схожая с таковыми из Лужецкого монастыря.
В области даты традиционная попытка что-то поковырять, далее «престависе раба божия Агафия во иноцех Александра»
Есть еще одно отличие от можайских плит — орнамент вокруг надписи.
На камне схимницы Таисии такого не было. Сам характер узора тоже уникален — это явно ростительный сюжет. На камнях Лужецкого монастыря таких не встречалось.
Что же с датой?
Все что можно там разобрать пока — 73... и даже в тройке уверенности нет.
Если это таки тройка, то речь может идти о захоронении от конца 18 до... конца 19 века.
Сомнительно! Так что думаю что это всеж не тройка.
2.
Плита изрядно потрепана жизнью. Перетолмачить надпись даже не пытаюсь пока.
А вот дату посмотрим
И... снова облом. 7 тысяч хорошо видно, далее идет явно И (i) десятичное, в представлении цифири не задействованное, и далее 2 которая нас не спасает.
Впрочем это камень интересен другим Вы таки не поверите, но на арене появляется... КРЕСТ
То что мы так безуспешно ищем в течении всего исследования — нашлось!
Вот он крупнее на фоне довольно сильных подчисток в области даты.
2.1
Там кстати и буквы какие-то просматриваются, но уж совсем нечитабельно.
3.
Тут крест уже виден довольно хорошо.
Крест старообрядческий, дораскольный... и похоже пририсованный, ибо качество исполнения с вязью несравнимо.
Это конечно только предположение.
Следы надписей вокруг креста и в его теле тоже видим, точнее это отдельные буквы, что не удивительно.
По всей видимости там было нечто похожее на вот это.
Плиту вообще здорово помучили. И скребли и обкалывали и даже белили.
Но мы можем предположить дату!!! и кое что прочитать.
Итак, если дата разделена крестом то это 7173 год или 1664 год от рх. Надпись гласит следующее: «В лето 7273 ноября в 21 день преставися раба божия девица Пелагея Дмитриева ...» Орнамент, кстати, тоже флоральный, но немного другой чем на плитах выше.
4.
На этой плите третий вид орнамента. Крест хотя и здорово стерт но выглядет родным с надписью. Надпись гласит: « В лето 717? генваря... преставися раб божий Дмитрий Федоров сын Борисов» Дмитрий почил между 1661 и 1670 годом.
Тут имеем третий вид флорального орнамента.
И наконец последнее две плиты
5.
Дату тут разобрать так же не удалось (но первые две цифы несомненно 71... т.е. между 1591 и 1690 годом) и кроме того тут мы видим уже попытку не пририсовать а замазать или сбить крест.
В общем не шуточные там были битвы традиций. :)
6.
Эта плита пострадала более всех, и интересна только четвертым видом орнамента и совсем уж явними следами подчистки, причем похоже отнюдь не в области даты. Впрочем это могут быть и просто следы механического разрушения ибо плита здорово обколота.
Итак, что мы можем сказать по поводу увиденного?
1. Все плиты которые удалось датировать по эпитафиям относятся к 60-м годам 17-го века т.е. непосредственно ко времени проведения реформы патриарха Никона. 2. Надгробия этого периода имеют старообрядческий крест. Т.е. в 17-м веке к моменту Раскола такая традиция существовала как минимум во Владимирской губернии и напрочь отсутствовала в Московской, о чем нам говорят находки Можайска и Звенигорода. 3. Орнаменты Борисоглеба имеют ярко выраженный растительный характер и различны по рисунку на большенстве плит. Т.е. налицо отсутствие тут какого-то жесткого канона. Подобные орнаменты так-же напрочь отсутствуют в Можайске и Звинигороде. 4. Качество исполнения вязи в целом сравнимо с можайским.
Комментарии (6)