В 1613 году на российский престол взошёл первый Романов – шестнадцатилетний Михаил. Так закончилось Смутное время, сопровождавшееся разрухой, войнами и появлением многочисленных самозванцев, претендовавших на русский трон. Чем объяснялся выбор Михаила Фёдоровича на царство, и были ли у Земского собора другие кандидаты?
Михаил Фёдорович происходил из рода, который при Рюриковичах сумел добиться довольно высокого положения в обществе. В 1547 году шестнадцатилетний царь Иван IV (Грозный) женился на представительнице Романовых (тогда звавшихся Захарьиными-Юрьевыми) – Анастасии Романовне. Именно в честь отца Анастасии впоследствии будет зваться российская правящая династия.
Брат Анастасии, Никита Захарьин-Юрьев, сделал неплохую карьеру при дворе Ивана Грозного. Известно, что он был рындой (оруженосцем/телохранителем) царя, к 1563 году получил чин боярина, а впоследствии выполнял важные государственные поручения. После смерти Ивана Грозного в 1584 году Никита Захарьин-Юрьев вошёл в регентский совет при своём племяннике, царе Фёдоре Иоанновиче – последнем правителе из династии Рюриковичей.
Будущему царю Михаилу Фёдоровичу Романову Никита Захарьин-Юрьев приходился дедушкой.
В 1586 году Никита Захарьин-Юрьев скончался. Важное место при дворе занял его сын Фёдор, взявший фамилию Романов, – ещё довольно молодой и энергичный боярин. В 1598 году, когда скончался последний царь из Рюриковичей и встал вопрос об избрании на царство кого-то из бояр, некоторые иностранные наблюдатели считали одним из главных претендентов на трон именно Фёдора Никитича Романова. Однако история сложилась по-другому: в 1598 году Земский собор избрал правителем Бориса Годунова, также входившего в регентский совет при царе Фёдоре Иоанновиче.
При Годунове Фёдора Никитича Романова и его родственников постигла опала. По ложному доносу их обвинили в планах умертвить правителя с помощью неких "волшебных" кореньев. В итоге Фёдор Никитич был насильно пострижен в монахи, наречён именем Филарет и сослан в нынешнюю Архангельскую область. В монастырь отправили и его жену – под именем инокини Марфы. Их сыну – будущему царю Михаилу Фёдоровичу – в тот момент было четыре года. Вместе со своими тётушками он поехал в ссылку в город Белоозеро.
Филарет вернулся из ссылки через пять лет. Оба Лжедмитрия, выдававшие себя за сына Ивана Грозного, пытались подчеркнуть свою близость к Романовым, якобы приходившимся им родственниками (настоящему сыну Ивана Грозного царевичу Дмитрию Филарет был сводным двоюродным братом). В 1605 году Лжедмитрий I вернул Филарета из ссылки и назначил его митрополитом Ростовским. В 1608 году войска Лжедмитрия II захватили Филарета в Ростове, привезли в Тушино и провозгласили патриархом.
Что интересно, сам Филарет даже не помышлял о том, чтобы возвести на трон своего сына. Не одобряя пленившего его Лжедмитрия II, он предпочитал присягнуть на верность польскому королевичу Владиславу Сигизмундовичу. В 1610 году, освобождённый из тушинского плена, Филарет в составе русской делегации поехал к польскому королю Сигизмунду – вести переговоры о возведении на русский престол Владислава. Главное условие, на котором настаивала русская делегация, – чтобы польский королевич принял православие. Договориться, однако, не удалось, и в 1611 году Филарет вместе с другими делегатами был арестован поляками.
В это время Михаил Фёдорович вместе с матерью находился в Москве, куда пришедшая к власти Семибоярщина впустила польско-литовских интервентов. Однако уже в 1612 году народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило столицу от польской оккупации. После этого Михаил Фёдорович с матерью отправились во владения Романовых недалеко от Костромы. В Москве тем временем князья Пожарский и Трубецкой стали созывать Земский собор, чтобы избрать нового царя.
Когда выборные со всех уголков Руси собрались в столице, был назначен трёхдневный пост, которым участники собора хотели "очиститься от грехов Смуты". Только после этого делегаты приступили к обсуждению кандидатур.
Первое, на чём сошлись участники собора, – взойти на престол должен русский православный человек. Таким образом сразу были отвергнуты польский и шведский королевичи. Также без промедления отказались от кандидатуры сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II. На этом, однако, единодушие делегатов закончилось. Много дней шли безрезультатные споры, участники собора разделялись на партии, многие кандидаты пытались подкупать избирателей.
В разгар борьбы партий некий "дворянин из Галича" подал письменное мнение, в котором высказался в пользу Михаила Романова. Обосновывалась кандидатура шестнадцатилетнего юноши тем, что он был "ближе всех по родству" к правителям из династии Рюриковичей (последнему царю Фёдору Иоанновичу Михаил Фёдорович приходился двоюродным племянником). Инициативу поддержали казаки, которые до этого являлись главной опорой Лжедмитриев. Поскольку отец Михаила Филарет более-менее лояльно относился к обоим самозванцам, принял сан митрополита от Лжедмитрия I и сан патриарха от Лжедмитрия II, казаки считали Михаила вполне приемлемой кандидатурой, не ожидая от него опалы или мести за поддержку самозванцев. Сторонники Романова нашлись и среди других сословий: духовенство оценило, что отец Михаила – монах, а бояре ожидали, что неопытный юноша будет легко поддаваться их влиянию. В простонародном сознании самым важным преимуществом Романова было его родство с царями прежней династии, сулившее надежду на возврат к стабильности и на божественное благословение власти.
Таким образом оказалось, что фигура шестнадцатилетнего Михаила устраивает почти всех. Послы от Земского собора отправились в Кострому, чтобы разыскать избранного царя и просить его взойти на престол.
В июле 1613 года состоялось венчание Михаила Фёдоровича на царство.
Комментарии (1)