Всем знаком и многими любим старый советский фильм «Офицеры». Но кем были реальные прототипы Ивана Вараввы, Алексея Трофимова и его жены Любы? Как сложилась их судьба, их жизненный путь?
Инициатором создания фильма был тогдашний министр обороны СССР Андрей Антонович Гречко. Заказанное военными кино должно было повествовать о нелегкой судьбе офицерских жен. Сценарист Кирилл Раппопорт предложил писателю Борису Васильеву написать киносценарий по его пьесе «Танкисты» (в театре она шла под названием «Офицеры»). Он хоть и отходил от канвы офицерских жен, а повествовал о потомственной семье офицеров, но очень понравился Гречко. Просить грозный маршал не умел, поэтому сказал: «Полный вперед, но лишь одно пожелание. Воспринимайте его как приказ. В фильме должна быть фраза: «Есть такая профессия – Родину защищать!».
Хотя Гречко не отличался красноречием, фраза стала знаковым афоризмом – своего рода, девизом советских, а затем и российских офицеров.
Первоначально сценарий предусматривал две серии. Первая должна была заканчиваться арестом главных героев во время «сталинской чистки». Во второй их с началом войны выпускают и отправляют на фронт. Но надо открыть страшную тайну – главными врагами советских режиссеров и сценаристов были не цензура и партийный контроль, а обычная бухгалтерия. За отсутствием фондов киностудия не хотела выпускать двухсерийный вариант. Васильев не соглашавшийся резать сценарий, предложил переделать его Раппопорту.
Правдивости добавил тот факт, что почти все создатели и актеры были участниками Великой Отечественной войны или хотя бы ее свидетелями. Борис Васильев ушел на фронт 17-летним мальчишкой-добровольцем, защищал родной Смоленск, в 1943 подорвался на мине и был комиссован. Похожая судьба и у режиссера фильма Владимира Рогового – ушел в 18 лет добровольцем на фронт, защищал Ленинград, прошел всю войну в пехоте. Кирилл Раппопорт Победу встретил курсантом военного училища. До 1954 года служил в армии. Георгий Юматов, он же красный командир Алексей Трофимов, был юнгой, а затем рулевым матросом на бронекатере Дунайской флотилии. Шрамы на его спине – это не грим и бутафория, а последствия настоящих ранений. Алина Покровская (Любаша) и Василий Лановой хоть войну не прошли, но помнили. Лановому в Победу было семь лет, Покровской – пять.
Только одному из героев Борис Васильев дал имя реально существующего человека – Ивану Варавве. Так звали его товарища-поэта. Лихой лейтенант из кубанских казаков, он прошел всю войну, был ранен и контужен, дошел до Варшавы и Берлина и даже оставил стихотворный автограф на стене рейхстага. Вернувшись с десятком орденов и медалей на груди, поступил в Литературный институт, работал в журналах, писал стихи и, как и его киношный герой, дарил женщинам цветы, сорванные с клумб. Был одним из инициаторов возрождения Кубанского казачьего хора. Умер Иван Федорович Варавва сравнительно недавно – в 2005 году.
Иван Федорович Варавва
Хотя прототип киношного Вараввы это не только сам поэт, но и его дед, Тихон Варавва, кубанский казак, участник Первой мировой и Гражданской войн. Служил в Первой Конной Армии, воевал с махновцами и басмачами. Поэт частенько рассказывал Борису Васильеву про него, в том числе и забавную историю, как в горячке конной рубки у деда порвались по шву галифе, и комиссар наградил его «красными революционными шароварами». Так что красные шаровары в реальности принадлежали не Алексею Трофимову, а Варавве.
Слева красный командир Тихон Варавва
А вот образ Алексея Трофимова и командира эскадрона, Георгия Петровича, Борис Васильев полностью срисовал со своего отца – Льва Александровича, кадрового офицера царской армии. Тот закончил юнкерское училище, в Первую мировую Войну дослужился до чина поручика. Однажды солдаты, рискуя собой, спасли молодого офицера, и с тех пор он относился к нижним чинам с уважением и заботой. Когда после революции бойцы его роты приняли решение перейти на сторону красных, он, как командир, посчитал своим долгом остаться с ними. Хотя был дворянином, но всю жизнь верно служил той власти, которую выбрал его народ. «Чудом пережил три армейских чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...». Умер в звании полковника в 1968 году. Борис Васильев познакомил Георгия Юматова со своим отцом. Актер, попав под обаяние этого неординарного человека, полностью перенял его интонации, мимику, походку.
Лев Александрович Васильев
Рядом с настоящим офицером всегда его верная жена. Прототипом Любы Трофимовой стала мать Бориса Васильева – Елена Николаевна, в девичестве Алексеева, происходившая из древнего дворянского рода, связанного родственными узами с Пушкиными и Толстыми. С уделом офицерской жены была знакома с детства – в ее роду все мужчины были потомственными военными. Кстати, те первые кадры знакомства красного курсанта Алексея с дворянкой Любой позаимствованы из рассказа о знакомстве родителей Васильева. Та же голодная и промерзшая Москва, тот же театр, где ценой билета были дрова. Только вместо пролетария-курсанта был молодой красный командир эскадрона Лев Васильев, бывший поручик и дворянин.
Елена Николаевна Васильева
Актриса Алина Покровская, игравшая в театре Советской Армии, тоже была знакома с тяжелой жизнью офицерских жен. Поэтому и сыграла так убедительно. До нее режиссер Владимир Роговой снимал в роли Любы известную тогда актрису Елену Добронравову. Но та не поняла замысла сценаристов и режиссера – играла женщину, тайно влюбленную в Варавву, но по долгу живущую с Алексеем Трофимовым. Уже после первых дублей ее поменяли на Покровскую, и та стала символом верной спутницы офицера.
Первоначально не понимал своей роли и Василий Лановой. Как красивый, молодой, волевой мужчина не может отбить женщину, пусть даже у своего товарища?! Раппорт и Роговой долго с ним беседовали и, наконец, определили ему романтическую канву. Он – не просто офицер, а романтик, безнадежно влюбленный в жену друга. Он не может переступить через святое для него чувство дружбы. «Но в нем нет уныния от безнадежности любви. Он все равно любит, он счастлив, что наделен этим высоким чувством, что снизошло к нему, как дар, как награда, и он радуется этому: «Как все же замечательно, что мне дано любить ее!» – так определил актер свою роль. – «Привлекала в нем, помимо других черт характера, одна, главная черта – верность. Верность в любви и дружбе, верность долгу – человеческому, воинскому, верность Отечеству. Это качество его испытывается в фильме в самых различных жизненных ситуациях – в боевой обстановке, в быту, в отношениях с любимой женщиной, с другом – и везде выдерживается на самом высоком счету».
Снимали фильм по всему Союзу – в жаркой Туркмении, холодной Москве, благодатном Севастополе. Всякое было по ходу съемок. И кони под актерами понеслись, и были они на волосок от смерти, и второй режиссер Владимир Златоустовский, упав со скалы, сломал ногу, но с фильма не ушел, и даже вместо Ланового спел песню «О героях былых времен». И Георгий Юматов, случалось, уходил в запои. И игравшие в массовке студенты-китайцы несколько раз переходили холодную Москву-реку. Чтобы массово не заболели, им помимо заработка выдали ещё ящик водки.
В первоначальном сценарии внук Алексея и Любы Иван Трофимов должен как отец и дед стать танкистом. Но вмешался сам «десантный батя» генерал Василий Маргелов. В неформальной обстановке, за бутылочкой конька он уговорил создателей фильма сделать Ивана Трофимова десантником. Даже организовал поездку съемочной группы на боевые учения ВДВ.
Премьера фильма «Офицеры» состоялась в неудачное время – 26 июля 1971 года. Все в отпусках – зал кинотеатра был практически пуст. Но зато на премьере была жена маршала Гречко. Ее настолько тронула эта житейская картина, что в конце она заплакала. Вернувшись домой, посоветовала мужу обязательно посмотреть фильм: «Это про нас с тобой! Это почти наша жизнь!» Гречко, затребовав копию картины, поехал с ней к Брежневу на дачу. Друзьям-фронтовикам фильм очень понравился, и Брежнев приказал провести повторную премьеру (простите за лингвистическую ошибку) осенью, когда все отдыхающие вернутся в столицу. Фильм с тех пор стал культовым, и хотя у него мало международных наград (всего одна), зато он любим народом.
Комментарии (1)