По работам Г.В.Вернадского и других историков 19-21 веков.
Тематическая компоновка интернет-версий
авторских работ А.Романченко
Теперь снова обратимся к Киеву. Как мы видели, в 860 г. Аскольд и Дир объединили силы с приазовскими русскими для
Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Рисунок из Радзивилловской летописи, XV столетие
нападения на Константинополь. Известно, что после кампании 860 г., по крайней мере, некоторая часть русских была обращена в христианство и оказалась под владычеством епископа, чей престол был, предположительно . B связи с таким развитием событий нам бы, естественно, очень хотелось знать отношение к христианству тех русских, которые находились под контролем Аскольда и Дира, и собирались ли сами Аскольд и Дир способствовать распространению христианства в Киеве. К сожалению, в наших источниках нет доступной информации. С другой стороны, представляется вполне возможным, что в 860-е и 870-е гг. некоторые христианские миссионеры добирались до Киева не только с юга, но и с запада, а именно из Моравии. Мы видели, что благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, христианство прочно утвердилось в Моравии, и славянский язык стал первым, хотя только на время, языком моравской церкви. Таким образом, на протяжении ряда лет Моравия была важным центром славянской культуры и образования.
Хотя князь Святополк (870 – 894 гг.) и не был поборником славянской церкви, он косвенным образом способствовал ее
распространению, расширяя границы своего государства.
распространению, расширяя границы своего государства.Именно к его царству мы можем отнести упоминание Аль-Бахри и некоторых других восточных писателей о могучем славянском государстве, столица которого называлась аль-Фирак (Прага). Согласно Гардизи, имя славянского правителя было Свет-Малик. Этот царь, наряду с другими землями, управлял областью джервабов, то есть хорват. Нет сомнений, что здесь имелись в виду хорваты из Галиции. Город джервабов, упомянутый Аль-Бахри, вероятно, Краков. Эти хорваты происходили от того же корня, что и южные (балканские) хорваты,
но из-за географического положения вошли в близкую связь с восточными славянами, а затем и в объединение русских племен, которыми управляли киевские князья. Даже в тот отдаленный период, видимо существовали коммерческие отношения между Киевом и Галицией, а с купцами, как это бывало везде, возможно, приходили и христианские миссионеры. Мы вполне допускаем, что некоторые последователи Св. Кирилла и Мефодия приходили проповедовать в Галицию, а оттуда кто-то из них, возможно, пытался установить связи с Киевом. Именно к этому«Моравскому периоду» можно отнести происхождение идеи о единстве трех славянских племен – чехов, поляков и русских, позднее
Каждый славянский народ имеет легенды о своем происхождении, возникновении власти и государства, об основании городов. Начало отдельного существования народа связывали, как правило, с мифическим родоначальником.
Эти легенды и мифы мы встречаем на страницах древних летописей — чешских, польских, русских.
Славянские народы помнили о своем древнем родстве, и существовало предание, что они произошли от трех родных братьев — Леха, Чеха и Руса. Чех был родоначальником чехов, Лех — поляков, Рус — русских.
Чех, Лех и Рус — одна из наиболее известных и распространённых легенд о трёх славянских братьях, основателях, Чехии, Польши и Руси. По одной из версий, три брата охотились вместе, но каждый из них решил пойти по своему пути. Рус пошёл на восток. Чех продвинулся на запад на гору Ржип, недалеко от Богемии, тогда как Лех пошёл на север, до тех пор, пока не встретил огромного белого орла, охраняющего своё гнездо. Он основал поселение Гнезно и выбрал белого орла в качестве своего герба.
позднее легенда о трех братьях – Чехе, Ляхе (поляке) и Русс – была пущена в ход, чтобы еще более ясно выразить идею единства этих трех славянских народов. Говоря о расширении киевской торговли в 870-е гг., нам теперь следует выделить возрастающую важность верхнеднепровского пути. История захвата Киева Олегом (878 г.), как она рассказана летописцем
одиннадцатого века, достаточно характерна. Согласно этой истории, Олег притворился купцом, и с помощью этой уловки
ему удалось захватить город.Очевидным подтекстом этой истории является то, что к тому времени не было ничего
Смерть Аскольда и Дира
необычного в прибытии купеческих кораблей в Киев из Смоленска. Из-за недостатка свидетельств мы не в состоянии
привести какие-либо точные данные о культурном и экономическом развитии Киева в 870-е гг. Однако, принимая в расчет то, что город установил достаточно близкие отношения – как коммерческие, так и иные – со Смоленском на севере, Галицией на западе и Приазовьем на юго-востоке, вполне можем допустить, что, благодаря этим различным влияниям, в Киеве происходили важные культурные перемены. В коПолитически же, как уже отмечалось Киев в это время находился под мадьярским контролем. В конце 870-х гг. мирное, по-видимому, течение жизни в Киеве было нарушено появлением нового отряда варягов, добравшихся до города из Новгорода. Чтобы разобраться в причинах этого события, нам следует теперь переключить наше внимание на Новгород. Мы видели, что ютландский князь Рюрик появился на Ладоге около 856 гг., а несколько позднее он захватил Новгород.
Должно быть, прошло несколько лет, прежде чем Рюрик навел порядок в своих новых владениях на новгородской земле. Однако, он продолжал наблюдать за развитием событий на западе и в 867 г. предпринял неудачную попытку возвратить себе Фрисланд с помощью датчан. Смерть в 869 г. Лотаря, короля Лотарингии, который в 854 г. получил Фрисланд в ленное владение от своего отца, императора Лотаря, вызвала общее перераспределение всех владений во Франкской империи, и Рюрик решил, что это благоприятный момент для предъявления его требований. Поэтому он отправился в Нимвеген для беседы с КарломСмелым (братом императора Лотаря) и обещал поддерживать его за соответствующее вознаграждение. В 873 г. Рюрик получил Фрисланд обратно, и после этого его имя больше не упоминалось во фракийских хрониках. В русской
Рюрик I (? - 879) (кол. I) - князь Новгорода (862 - 879), основатель династии Рюриковичей. Долгий спор о проихождении Рюрика пока не привел к единой версии. Больше всего склоняются к норманской версии. По одной из версий родители - Годослав (? - 808), князь бодричей, а мать Умила. Есть летописные известия (В.Н.Татищев "О истории Иоакима"), позволяющие предположить, что Рюрик был внуком новгородского князя Гостомысла по линии матери. Одна из известных жен - Ефанда (Енвига), дочь князя урманского ("норманка"), из рода норвежских королей (слово "урманка" можно перевести иначе - "мурманка" - уроженка Мурманской земли, где также жили варяги). По-видимому, от нескольких жен у Рюрика были еще дети. Согласно договору Игоря с византийцами двое из присутствовавших при его подписании - Слуда и Акун - сказано, что они являются племянниками Игоря, то есть детьми его брата (братьев) или сестры (сестер). Участие в заключении договора свидетельствует о высоком и прочном месте племянников при великокняжеском дворе. Об их дальнейшей судьбе и их потомстве ничего не известно. По некоторым данным Рюрик погиб "в войне в Кореле".
«Повести временных лет» запись о смерти Рюрика помещена под годом 879.
Если мы допустим, что здесь та же хронологическая ошибка, что и в рассказе о нападете русских на Константинополь – то есть, ошибка в шесть лет, – мы можем отнести смерть Рюрика к 873 г. Но, как мы вскоре увидим, расчеты летописца постепенно корректировались, и в таком случае ошибка составляла четыре или три года вместо шести. Во всяком случае, Рюрик умер, вероятно, вскоре после возвращения ему старого лена. По преданию в «Повести временных лет», Рюрик оставил в Новгороде своего юного сына Игоря, от чьего имени сначала правил его родич Олег. Имя «Игорь» встречается в клане Скьелдунгов. Прародителя Скьелдунгов – пра-пра-прадеда Рюрика -звали Ивар, это имя можно считать иной формой имени Ингвар, или Игорь. Согласно летописям, сын Рюрика был тем самым Игорем, ставшим киевским князем после смерти Олега
Игорь, сын Рюрика, всю жизнь прожил под опекой могущественного дядюшки Олега и лишь номинально считалался великим князем. Он умер еще при жизни своего опкуна, не дождавшись возможности получить реальную власть. Но успел жениться и обзавестись детьми.
Анализ отрывочных сведений из различных источников дает основания утверждать, что детьми Игоря Рюриковича были: дочь (предподожительно, старшая) Ефанда, сыновья Игорь и Олег.
Игорь, сын Игоря и внук Рюрика был тем самым Игорем Старым, который назван первым в ряду великих государей Руси в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Именно правление этого Игоря отображено в летописях; он же был мужем Ольги Святой, отцом прославленного воителя Святослава и дедом равноапостольного Владимира, крестителя Руси.
(далее…)
и правившим с 912 по 945 г.. Однако, вряд ли допустима идентификация двух этих Игорей. В таком случае, Игорю Киевскому было бы больше 70 лет ко времени смерти (родился не позднее 873 г. умер в 945 г.). Между тем, в летописях нет указаний на то, что князь Игорь был так стар. В 941 – 944 гг. он сам вел полную тягот кампанию против Византийской империи. В 945 г. он сам руководил походом на древлян, во время которого и был убит1425. К тому же, его сын Святослав родился в 942 г.. Ввиду этих соображений мы можем предположить, что между Рюриком Новгородским и Игорем Киевским было, по меньшей мере, одно промежуточное поколение, а возможно, и два. Что касается Олега, то в так называемой Иоакимовой летописи он назван «урманином», то есть норвежцем. Его можно идентифицировать с Оддом норвежских саг. Возможно, что имя, под которым он упоминается в русских летописях, есть всего лишь производное от названия его родной страны. Олег – это русская транскрипция слова «Хельги», которое, возможно, обозначает уроженца Халогаланда (Хельгаланда) в Норвегии. В Олеге, таким образом, мы имеем представителя третьей струи скандинавского потока в Северной Руси, первые два были представлены шведами (Аскольдом и Диром) и датчанами (Рюриком). Мы допускаем, что Олег, вероятно, прибыл в Новгород не один, а во главе большой свиты, состоявшей главным образом из норвежцев, и это объясняет тот факт, что он стал правителем после смерти Рюрика, а может быть, даже раньше, после последнего отъезда Рюрика на запад. Уплывая на запад, Рюрик, должно быть, взял с собой, по крайней мере, часть своей датской свиты, а те датчане, что остались в Новгороде, вынуждены были пойти на компромисс с норвежцами и дать клятву верности Олегу. Мы уже видели, что разрыв связей с Приазовьем, происшедший около 840 г., болезненно сказался на благосостоянии Севера. Хотя Аскольду и Диру удалось добраться до Киева, они, в свою очередь, потеряли связь с Новгородом. С другой стороны, Рюрик, даже будучи правителем Новгорода, продолжал настойчиво стремиться к тому, чтобы возвратить свои западные владения, и поэтому мало был заинтересован в экспансии на Юг. Именно поэтому
Олегу следует воздать должное за объединение Севера и Юга Руси. Начало его южной кампании описано в летописи
Поход Олега в Царьград. Гравюра
Ф. А. Бруни, 1839.
следующими словами: «Отправился Олег, взяв с собой много воинов из варягов, чуди, славян, мери, веси и кривичей».
Ясно, что Олег к тому времени был признанным предводителем всех северных племен. Показательно также, что русские (русь) не упомянуты среди его приверженцев, и на то есть очевидные причины. Старые русы (шведского происхождения, из Приазовья), должно быть, ушли из Новгорода в Киев значительно раньше с Аскольдом и Диром, в то время как новая фрисландская русь, или, по крайней мере, те, кто остался от них после отъезда Рюрика во Фрисланд, смешались с варягами Олега. Поход Олега в первой летописи отмечен датой 6390 (882 г. н.э.). Как и раньше, здесь можно ожидать хронологической ошибки, хотя и не в шесть лет, как в случае с русским нападением на Константинополь. Нам следует принять в расчет, что летописная дата договора Олега с греками верна (911 г.). Ясно, что по ходу повествования летописец постепенно уточнял свои расчеты. Поэтому мы можем предположить, что ошибка в датировке первого похода Олега – меньшая, нежели в датировке набега Аскольда на Константинополь, возможно, не в шесть лет, а, мы бы сказали, между четырьмя и двумя годами. В таком случае, поход Олега можно отнести ко времени между 878 и 880 гг. (скорее, к 878 г.). Олег продвигался с осторожностью, стараясь обеспечить свой контроль над наиболее важными пунктами на днепровском речном пути, в каждом из которых он оставлял гарнизон своих солдат. «И он занял город (Смоленск) и оставил там гарнизон. Оттуда он пошел дальше и захватил Любеч, и там оставил гарнизон. Затем он подошел к киевским холмам». Согласно первой летописи, Олег захватил Киев хитростью. Он спрятал свои войска недалеко от берега реки, а затем отправил гонцов к Аскольду и Диру, чтобы известить о прибытии торгового каравана. Вполне возможно, что вестниками Олега были какие-то смоленские купцы, которые и раньше приезжали в Киев, так что их появление не вызывало подозрений у киевских правителей. Обман сработал: Аскольд и Дир отправились на кораблях без достаточной охраны и были убиты на месте воинами Олега. Как мы уже упоминали, их тела затем были отнесены к дворцу Олома. С их убийством прекратилась власть мадьяр над Киевом. «И Олег сам сел князем в Киеве».
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)