Святослав (Николай) (
1027—
1076) —
князь черниговский, предполагают, что женат был дважды: первый раз на Килликии (или Кикилии, Цецилии), неизвестного происхождения; второй раз вероятно на австрийской принцессе
Оде, дочери графа Леопольда.
Игорь (
1036—
1060) —
князь волынский[комм 7]. Некоторые историки[68] отводят Игорю пятое место среди сыновей Ярослава, в частности, опираясь на порядок перечисления сыновей в известии о завещании Ярослава Мудрого и известие о том, что по смерти Вячеслава в Смоленске Игорь был выведен из Владимира («Повесть временных лет»).
Илья упоминается только в летописи Новгородской летописи младшего извода в списке «А се по святомъ крещении, о княжении киевьстѣмъ…» перед
посадникомКонстантином Добрыничем, (Константи́н Добры́нич
В
1018годуЯрослав Владимирович (Мудрый), потерпев на юге поражение от
Болеслава Храброго и
Святополка, бежал в
Новгород и приготовился бежать далее, «за море». Но Константин Добрынич и новгородцы, изрубив его суда, сказали князю, что они хотят биться за него с Болеславом и Святополком. Они собрали деньги, наняли
варягов
и сами вооружились. Несмотря на эту услугу, Ярослав в
1019 году за что-то разгневался на Константина и заточил его, по более поздним летописным известиям, на 3 года в
Ростове.
И родися у Ярослава сынъ Илья, и посади в Новѣгородѣ, и умре. И потомъ разгнѣвася Ярославъ на Коснятина, и заточи и; а сына своего Володимира посади в Новѣгородѣ.
А. В. Назаренко также выдвинул
гипотезу, согласно которой именно Илья был «сыном короля Руси»,за которым была замужем
Эстрид (Маргарита) Датская (от её брака с ярлом Ульвом пошла династия
Эстридсенов, правившая в
Дании).
Тогда брак по его мнению мог быть заключен только около
1019 года[3].
Брак с «сыном короля Руси»
Известие об этом браке встречается только у Адама Бременского — в приписке схолии, сделанной самим Адамом: «Кнуд отдал свою сестру Эстрид замуж за короля Руси». Идентификация этого «сына короля Руси», а также время брака, вызывает споры у исследователей
Наиболее часто встречается предположение, что «сын короля Руси» — третий муж Эстрид Тогда брак относится к периоду после 1026 года когда был убит ярл Ульф Однако ряд исследователей считают этот брак первым или вторым
Л М Сухотин высказывал предположение, что этим сыном мог быть Всеволод Владимирович, один из сыновей великого князя Владимира Святославича, которого часто отождествляют с Виссавальдом из Гардарики, упомянутым в «Саге об Олаве Трюггвасоне», погибшим в Скандинавии. Если это предположение верно, то брак мог быть заключён только до 1015 года, когда умер Владимир Святославич. Однако эта версия не была поддержана другими историками Отождествление Всеволода Владимировича с Виссавальдом имеет ряд проблем, поскольку сведения саги о Виссавальде не совсем подходят к Всеволоду8 М Б Свердлов заметил, что если предположить Виссавальд — это Всеволод, то сведения саги о том, что он сватался ко вдове умершего около 993/995 года короля Эрика Победоносного, не соотносятся с известиями Адама Бременского При этом Свердлов, хотя вначале и принял предположение Сухотина, позже пересмотрел свои взгляды, считая, что мужем Эстрид мог быть один из сыновей Владимира Наиболее вероятным мужем датской принцессы Свердлов считал муромского князя Глеба Владимировича, относя брак к 1014/1015 году.
С мнением, что «сыном короля Руси» был один из сыновей Владимира Святославича не согласился А В Назаренко По его мнению, гипотеза Свердлова о том, что сын Владимира в 1014—1015 году мог жениться на дочери короля Дании, плохо соответствует политической ситуации этого времени, поэтому брак мог быть заключён только позже Назаренко считает, что мужем Эстрид мог быть Илья Ярославич, предполагаемый сын великого князя Ярослава Владимировича Мудрого, а сам брак относит к 1018/1019 году2 При этом ряд историков сомневаются в реальности существования Ильи11
Гипотеза Назаренко была подвергнута критике А Карповым Он считает, что построения Назаренко строятся на шатком фундаменте По мнению Карпова, мужем Эстрид вполне мог быть один из сыновей Владимира Глеб, Судислав, Станислав или Позвизд, тогда брак мог быть заключён в период 1014—1019 годов
В качестве возможных кандидатур также указаны тмутараканский княжич Евстафий Мстиславич, полоцкий князь Брячислав Изяславич тогда брак мог быть заключён и после 1026 года Высказывалась ещё возможность, что у Святополка Окаянного мог быть сын, неизвестный летописям, который также мог жениться на Эстрид Кроме того, была высказана гипотеза, что Эстрид могла быть попавшей в плен к Болеславу I Храброму первой женой Ярослава Мудрого, которую упоминает Титмар Мерзебургский12
Последующие годы жизни.
После казни Ульфа Эстрид не утратила доверия брата и получила от него значительные земельные владения Она дала своему сыну Свену церковное образование, делала пожертвования церквям и, возможно, основала первую каменную церковь в Дании Собор Роскилле Она способствовала своим сыновьям в борьбе за господство над Данией
В 1047 году Свен стал королём Дании благодаря происхождению его матери, из-за чего он известен как Свен Эстридсен дат Svend Estridsen, то есть сын Эстрид Самой Эстрид был пожалован почётный титул королева а не королева-мать, который обычно получают жёны королей Таким образом Эстрид Свенсдоттир стала известна как королева Эстрид, несмотря на то, что не была ни монархом, и ни супругой монарха
Гипотеза о том, что Свену Эстридсену могло быть предложено стать наследником Эдуарда Исповедника, была впоследствии отвергнута: из-за брака сестры ярла Ульфа с ярлом Годвином Уэссекским вся семья было прочно связана с противниками Исповедника из англо-скандинавской партииДата смерти Эстрид не установлена, но известно, что на её похоронах службу вёл Вильгельм, епископ Роскилле занимавший этот пост в 1057—1073 годах
Если Илья действительно существовал (многие
историки сомневаются в его существовании[5]), то он мог родиться только от предполагаемого первого брака
Ярослава Мудрого, а матерью его была первая жена Ярослава (предположительно Анна), упоминаемая в хронике
Титмара под
1018 годом как попавшая в плен к
Болеславу Польскому[6].
Возможно, что у Ильи было и другое, «княжеское» языческое имя, которое до нас не дошло; возможно, сведения о нём взяты летописцем из церковного
помянника, где употреблялось только христианское имя.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)