Как и когда появились коммунисты? После 1917 года при Ленине? Или может раньше, при Карле Марксе? Оказывается, нет. Намного раньше!
Любопытно, что в советское время абсолютно все словари и энциклопедии происхождение термина «коммунист» объясняли лишь с той позиции, что коммунист – это сторонник идей коммунизма, либо член коммунистической партии. Про коммунизм же говорилось, как и дается объяснение и по сей день в Википедии, что он происходит от латинского слова «общий» и что в марксизме так назван гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Костел коммунистов в Пинске (Белоруссия).
Но оказывается, коммунисты существовали за много веков до Маркса. Орден коммунистов был основан еще в средние века в Германии. Карл Маркс просто переписал у них и само название, и многие их идеи. В Италии также существовал орден светских ксендзов-коммунистов. Назывались они так потому, что жили в коммунах, то, к чему, кстати, изначально призывали и большевики, но что позже резко ушло у них в тень.
Однако в первом комсомольском уставе так и записано, что семья – это пережиток буржуазного образа жизни и что все молодые люди члены Ленинского союза молодежи должны жить в коммунах. Сейчас это звучит дико, но в 1920-е годы комсомольцы были настроены весьма решительно. Даже голыми ходили по улицам на демонстрацию с плакатами «Долой стыд! Долой семью!»
НАСТОЯЩИЕ КОММУНИСТЫ ВКЛ
Резиденции варфоломитов-коммунистов были в Люблине, Сандомире, Кольцах и других польских городах. Первые коммунисты у нас появились в Белоруссии. В 1695 году из Италии в Пинск прибыли светские ксендзы, их объединение имело много названий – бартоши, бартолиновцы, варфоломиты. Они построили костел Святого Карла Баромея – монастыря ордена коммунистов. Сами называли себя «ксендзы светские, живущие в коммуне». Первоначально костел построен из дерева, в 1770 году был переделан в каменный. Из исторических источников становится понятно, что бартоломиты появились только в Пинске и это был единственный город в Великом Княжестве Литовском, где присутствовал этот орден.
В отличие от иезуитов, орден коммунистов был менее активен, он не занимался так сильно, как иезуиты, пропагандой католицизма в практически протестантской на то время Белоруссии. Не устраивал торжественных парадов, не организовывал жарких дискуссий с представителями других конфессий, а сосредотачивался в основном на педагогической деятельности среди молодежи, решившей посвятить себя служению церкви. Кстати, не обязательно католической. Но именно благодаря иезуитам и коммунистам тоже, Белоруссия частично вернулась на рельсы католицизма, который почти утратил здесь в первой половине XVII века свои позиции.
Однако есть немало оснований полагать, что коммунисты уже были в Белоруссии задолго до приезда итальянских ксендзов в Пинск. На это указывает в частности пасквиль («Лепей было пане Филипе, сядеть у Липе») 1655 года на Филиппа Обуховича, мозырьского шляхтича, руководившего обороной Смоленска летом 1654 года от нападения царских войск. Смоленск мужественно держался четыре месяца, но потом в сентябре капитулировал. Филипп Обухович до последнего не хотел сдаваться, но его вынудили с одной стороны взбунтовавшиеся под началом городского судьи Галимонта горожане, уставшие от осады и постоянных обстрелов города, а с другой – отсутствие какой-либо помощи от Радзивилла и обещания царя отпустить всех сдавшихся восвояси.
Неприятели Обуховича среди литвинских шляхтичей (а таковых хватало) тут же написали язвительный пасквиль, не лишенный, правда, литературного дара изложения. В пасквиле Обухович обвинялся в том, что не удержал Смоленск, что, мол, позарился, видимо, на деньги, выплаченные ему царем, подвел-де родину и всех горожан. Подписан пасквиль был неким Комунякой, что явно псевдоним.
Комуняка – это не только обидное прозвище коммуниста ХХ века, бытовавшее среди людей, не жаловавших красный режим. Как видим, этот уменьшительный термин от слова «коммунист» ходил в XVII веке. Доказывающий, что коммунисты уже в 1655 году жили в Великом Княжестве Литовском.
Подпись «Комуняка» была сделана автором пасквиля неспроста: она как бы показывала, что писал пасквиль непредвзятый ксендз-коммунист, а Обухович был католиком. Истинный автор пасквиля как бы говорил, что обвиняет католика Обуховича тоже католик, мол, никаких религиозных претензий тут нет, не подумайте.
Впрочем, суд Речи Посполитой вполне справедливо оправдал Обуховича. Было четко доказано, что этот геройский воевода сделал многое и даже невозможное, чтобы укрепить оборону Смоленска за короткий срок и отбить несколько приступов. Ну а капитуляция – это уже было желание самих смолян. Обухович, как истинный демократ, организовал голосование, и большинство высказалось за капитуляцию.
Вот почему есть повод говорить, что коммунисты, вероятно, работали на территории Белоруссии задолго до прибытия итальянской миссии в Пинск. Вероятней всего, что коммунисты массово приехали в ВКЛ вместе с иезуитами, т.е. начиная с 1633 года.
В библиотеке Варшавского университета есть рукописная книга, в которой размещены работы и стихи Михаила Кодлубовского – воспитанника Пинской семинарии и будущего гродненского оффициала. Это четыре трактата о философии Аристотеля и три стихотворения.
Дела у ксендзов-коммунистов шли неплохо, поэтому в 1770 году они начали строительство нового – каменного – храма на месте деревянного. Костел открыл свои двери перед прихожанами в 1782 году. Его освятили в честь Святого Карла Баромея, освящение прошло в 1784 году. Карл Баромей был одним из видных деятелей католической церкви времен Контрреформации. За его труды его канонизировали. Святой Карл был представителем знатного итальянского рода, имел родство с Папой римским и был кардиналом-епископом Милана. Создание семинарий по всей Европе – его инициатива.
В конце XVIII века для варфоломитов наступают непростые времена. Постепенно их деятельность в Пинске становится все незначительнее и незначительнее. Совсем она прекращается в 1836 году, когда умирает последний ксендз Исидор Контонович. После этого костел долгое время находится в запустении. Правда, в 1860 году горожане собирают деньги на его ремонт. После ремонта костел снова освящают, но уже под именем Святой Троицы. А в 1912 году он присоединяется к костелу Успения Девы Марии.
XX век несет храму новые испытания. Сведений об этом костеле нет ни в одном советском учебнике по истории или архитектуре. Причиной этому стали ксендзы-коммунисты. Советская власть не могла допустить упоминания о том, что коммунисты на эту территорию пришли на двести лет раньше, и что они были священниками.
Сейчас в костеле располагается концертный зал. О возвращении костела верующим речь пока не идет.
ВСЕ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Зато летом 1812 года при Наполеоне делами в Белоруссии занимались комиссары. В ВКЛ комиссарами называли членов комиссий, назначенных Великим князем, радой или сеймом для какого-либо вопроса или для переговоров во время войны. Комиссар – с латинского «комиссариус» – так и переводится как уполномоченный. Также в Речи Посполитой комиссарами называли управляющих имением. Или же по-польски – комиссарчик. Были комиссары и в америкаской гражданской войне. И как раз со сходными функциями, что и в нашу гражданскую.
Так что коммунисты и комиссары не порождение революции 1917 года. Все новое – это хорошо забытое старое.
Комментарии (0)