A Bible handwritten in Latin, on display in Malmesbury Abbey, Wiltshire, England. The Bible was written in Belgium in 1407 AD, for reading aloud in a monastery.
Уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии и других провинций, а затем среди других
этнических групп. Уже во времена
Карта Римской империи из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
осуществлённое в конце
X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время принятия новой религии[1]. Традиционно, вслед за летописной
хронологией, событие принято относить к 988 году[2] и считать началом официальной
истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что «
крещение» состоялось позже: в 990[1][3][4][5] или 991 году[5]).
Рядом авторов термин понимается так же, как и процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках[6].
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении
До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах
Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (
Армения, вост.
Сирия,
Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди
германских и
славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди
балтийских и
финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности
миссионеров.
Выражение «Крещение Руси» (точнее, «крещение земли Русской») есть в
Повести временных лет:
В год 6582 (1074). … Был также другой брат, именем Еремия, который помнил крещение земли Русской[7][8].
(«крещение России»)[11]. Наряду с ним в литературе также использовались или используются иные термины (обозначения): «Просвещение Руси», «введение христианства», «вторая религиозная реформа Владимира» и др.
Обращение в христианство было стандартной практикой
Византии в отношениях с воинственными народами-язычниками[12]. В IX веке попытки
христианизации предпринимались в отношении
Великой Моравии(862)[Комм. 1] и
Болгарии (864—920)[Комм. 2][13]. Путём крещения правящей верхушки Византия стремилась закрепить государства язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах[12].
После
нападения русов на Константинополь (860) та же тактика была применена в отношении Киевской Руси, для чего Константинопольский патриарх
Фотий I направил
миссионеров в Киев[14][15][16]. По некоторым данным, в это время были крещены киевские князья
Аскольд и
Дир c «боярами» и некоторым количеством народа[17]. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси. По другим источникам, первое крещение на Руси произошло во времена
Василия I (867—886) и патриарха
Игнатия (867—877)[18].
«Крещение русов». Миниатюра из среднеболгарского перевода летописи Константина Манассия (Московский список 1345 года, находится в Государственном историческом музее)
Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру». 1822
Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство
византийского обряда, стала
княгиня Ольга[19] (по наиболее аргументированной версии, в
957 году, хотя предлагаются и другие даты). В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором
Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии», причем её сопровождал
священник Григорий[20]. Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя её сына Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Ольга добивалась крещения и признания Византией Руси как равной христианской империи. При крещении она получила имя Елена. Однако, по мнению ряда историков, о союзе удалось договориться не сразу[21]. В
959 году Ольга приняла греческое посольство, но отказалась послать в помощь Византии войско. В том же году она отправила послов к германскому императору
Оттону I с просьбой прислать
епископов и священников и учредить церковь на Руси. Эта попытка сыграть на противоречиях между Византией и Германией оказалась успешной, Константинополь пошёл на уступки, заключив взаимовыгодный договор, а германское посольство во главе с епископом
Адальбертом Магдебургским вернулось назад ни с чем, а некоторые из его участников были убиты. В
960 году в помощь грекам отправилось русское войско, воевавшее на
Крите против арабов под руководством будущего императора
Никифора Фоки[22][23].
Данные археологии подтверждают начало распространения христианства до официального акта крещения Руси. Начало христианизации Руси документируется распространением христианских древностей — крестов-привесок (
нательных крестов),
свечей и др. — в основном в дружинных погребальных комплексах. Они фиксируются уже с середины — третьей четверти Х века в сети узловых пунктов Древнерусского государства — в городах и на
погостах(дружинных центрах и торгово-ремесленных поселениях): в Киеве,
Гнёздове (вблизи
Смоленска),
Шестовице (в районе
Чернигова),
Тимерёве (под
Ярославлем) и др.[24]. Известны монеты (византийские с христианскими изображениями и восточные,
саманидскиедирхемы) с нанесёнными на них (на Руси)
граффити, передающими крест и
молот Тора. Такие византийские монеты носились как
иконы. Кроме того, кресты вырезались из дирхемов. Граффити в виде крестов и молоточков Тора могли изображаться на бытовых предметах. Для начальной стадии христианизации (середина — вторая половина Х века) характерны крестовидные подвески из листового серебра, включая вырезанные из дирхемов. Они обнаружены в Гнёздове, Киеве, Тимерёве, на территории
Искоростеня, в некрополе
Пскова. Потоки монет на международных путях контролировала и распределяла княжеская дружина, религия которой становилась
синкретичной. Эту дохристианскую эпоху, в отличие от более поздней, и можно считать периодом «
двоеверия»[25][26]. В некоторых захоронениях знати, совершённых в языческих некрополях X века в специальных деревянных «камерах», углублённых в землю, найдены свечи, отражающие христианские элементы погребального обряда (Гнёздово[27], Тимерёво[28], Шестовица[29]).
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)