Здравствуйте, уважаемые читатели. На днях появились новые (регулярно повторяющиеся одни и те же) вопросы из серии затопленных городов, в том числе и Питера.На сей раз они были заданы в таких формулировках
И т.д. и т.п. Отвечать из раза в раз на вопросы об одном и том же непродуктивно. Поэтому я решила ответить отдельной статьёй. Речь идёт о подвальных этажах, имеющих оконные проёмы.
Слово подвал, я думаю, объяснять никому не нужно. Издавна люди поняли, что продукты лучше всего хранить в погребах. А если погреб помещается под полом, то он и называется подпольем или подвалом.
Если земли у хозяина дома недостаточно, то под домом в подполье хранили не только запасы провизии, но и запасы дров и прочих нужных материалов и вещей. Подвалы были не только в жилых помещениях, но и в общественных, в том числе и в церквях и храмах. Посмотрите, как объясняется нужда в устройстве подвального помещения:
Конечно, многим современным горожанам может быть и невдомёк, для чего требуются подвалы, кроме размещения систем технического обслуживания, вроде водопровода и канализации, но сельчане успешно пользуются подпольями до сих пор. Так что, находить по просторам интернета картинки домов с подвалами и заявлять об утоплении домов - просто демонстрация своего невежества. И ещё большая глупость заявлять, что современные строители строят дома с подвалами только потому, что научились в Питере первые этажи закопанными строить. Первый этаж - это первый этаж, а подвал - это подвал :о)
На этом можно было бы завершить статью, но это не в моих правилах. Я подготовила для вас разсказ, связанный именно с подвальными этажами. Начну с фотографий Политехнического института, который был построен в Петербурге на стыке XIX - XX веков. На снимке котлован, выкопанный под фундамент
А это уже выстроенное здание института
На фотографии прекрасно видно окна подвального этажа. Это здание и несколько ещё зданий комплекса политехнического института были спроектированы и построены архитектором Эрнестом Францевичем Виррихом.
"В 1878 году он поступил в Императорскую Академию художеств сначала на живописное, а затем архитектурное отделение. Уже во время учебы работал как помощник представителей зарождающегося стиля модерн – видных петербургских архитекторов В.В. Шаубе и П.Ю. Сюзора. За годы обучения в Академии художеств Э. Виррих был награжден пятью золотыми медалями, двумя из них – за проект Городской думы в столице. В 1890 году Э. Виррих заканчивает Академический курс наук и удостаивается звания Классного художника первой степени с предоставлением права производить постройки. Его первой самостоятельной работой стало проектирование кафедрального собора в Омске, созданного в модном тогда неорусском стиле.
За годы работы в Петербурге Э.Ф. Виррих осуществил около 10 проектов. Одним из первых он стал применять наиболее современные на тот период стройматериалы – железобетонные конструкции – в общественных и жилых зданиях, удивительно корректно и бережно вписывая свои постройки в сложившийся исторический архитектурный ландшафт города. Наиболее значимыми его работами являются комплекс Политехнического института (1899-1907), Торговый дом Гвардейского экономического общества (1907-1909), жилой комплекс-гигант Бассейного кооперативного товарищества собственников квартир (1912). Следует отметить, что эти масштабные проекты осуществлялись в соавторстве с талантливыми петербургскими архитекторами." [3]
Прочитав эту статью, я заинтересовалась Успенским собором Вирриха в Омске, который от Балтийского моря находится далеко :о)
На боковом фасаде собора явно видны окна подвального помещения. Есть они и на чертеже
И из чертежа ясно видно, что это окна не первого этажа, а именно подвального.
"Успенский кафедральный собор – легенда города Омска. Когда он был построен в конце XIX века, современники так описывали свои впечатления: «Пятиглавый, со стройной колокольней, собор стал украшением города. Луковичные купола с золочеными главками, обилие полуциркульных окон, прорезавших барабаны куполов и верхнего яруса колокольни, древнерусские декоративные детали фасадов, окрашенных в белый цвет с вставками из красного кирпича и цветным орнаментом вокруг большого барабана купола, создавали праздничное, торжественное настроение. Собор был в два уровня: в полуподвале проходили службы по усопшим. Вход украшало высокое широкое крыльцо. Звон колоколов был слышен в ясную погоду не только в городе, но и в окрестных селах».
Успенский собор был символом нашего города, по его изображению на открытках узнавали Омск, как Москву по фотографии Спасской башни Кремля. Замечательным был выбор места для храма на свободном от застройки пространстве. Необычный для Сибири образ исторической Руси волновал и притягивал ароматом древности, ассоциацией с теремами, со сказочными пряничными домиками..." [1]
Церемонию закладки нового храма приурочили к приезду будущего российского императора Николая II. Состоялась она 14 июля 1891 года.
"...Храм был заложен под именем Вознесенского собора. Его строили семь лет и, окончив стройку, посвятили другому празднику. Кафедральный собор Омска был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы...
...От закладки храма в 1891 году до его освящения в 1898-м прошло семь лет, поэтому принято считать, что Успенский кафедральный собор возводили семь лет. На самом же деле в 1895 году был только устроен фундамент. Строительство затягивалось и откладывалось из-за нехватки средств. Когда же значительная сумма была собрана, работа пошла на удивление споро.
У строителей храма в XIX веке не было механизмов, ставка делалась исключительно на мастерство. Высоким профессионализмом должны были обладать руководители стройки. Ведь тот проект, который был передан строителям, сегодня назвали бы эскизным. Чертежи Эрнеста Вирриха представляют собой образ храма, а детального проектирования, когда зодчие выдают горы документации, в то время не существовало. Архитекторы полагались на опыт, здравый смысл и ответственность строителей.
Строительный комитет очень серьезно подошел к подбору специалистов на строительство храма. Многих подрядили не в Омске, а в разных уездах Степного края и даже в дальних губерниях. Например, каменных дел мастеров пригласили приехать из Нижегородской губернии. Так как в Омске еще не было людей с опытом воссоздания древнерусского архитектурного стиля. Все эти затейливые украшения фасадов выложенными из кирпича поясами, карнизами, наличниками-«дыньками» выглядели как цитаты из далекого прошлого. И строителям нужно было научиться работать так, как их коллеги по ремеслу лет 300 назад. Такие мастера были в России наперечет.
Они трудились дружной артелью, успевая много сделать в короткий срок. Причем сложной кирпичной кладки в XIX веке было даже больше, чем при воссоздании храма в XXI столетии. Раньше, например, и своды в виде полусферы сооружали из кирпича. Как же управились за одно лето? Дело в том, что у каждого специалиста было двое помощников-чернорабочих: один доставлял мастеру кирпич, другой – раствор. Кирпич носили за плечами, на «козлах». Задержек не было.
А о качестве труда каменных дел мастеров омичи могли судить в 1935-м, когда взрывами не сразу сумели разрушить собор, и в наше время после того, как на раскопках были обнаружены фрагменты старой кладки – на редкость прочной. Специалисты говорят, что каждый кирпич перед укладкой предварительно мочили, а известь для раствора готовили на стройплощадке заранее и долго...
Храм был возрождён в наше время.
Полностью о храме и его истории можно прочитать в первоизточнике [1], а я поясню, почему я выделила некоторые места в тексте. На днях я уже выкладывала материал с ответами на вопрос Guillermo про безграмотных мастеров, которые без механизмов, мол, не могли построить Петербург [4], как видите, не только Башуцкий отмечал умение наших мастеров быстро и качественно возводить прекрасные строения.
Возвращаясь к подвалам тех же соборов. Они сооружаутся в церквях и, даже, были регламентированы
Перед вами подвал Исаакиевского собора
Во время блокады, в нём находились ценные экспонаты не только из самого собора. Часто, подвальные помещения выстраивались не на одном уровне, из них были выходы в подземные ходы, в них хранились сокровища... Да, разве человеку сложно придумать, для чего изпользовать то или иное помещение? :о)
Что касается случающихся подтоплений подвалов. Эта проблема встречается не только в граде Питера. Вот, что говорится о причинах такого явления
Про дом в Казани, и культурный слой тема другая, её уже столько раз в комментариях разъясняли, что я решила в этой статье её не разсматривать.
Всем желаю здравствовать.
Комментарии (0)