Один из организаторов советской власти и народно-хозяйственного комплекса СССР исключен из КПСС в конце декабря 1961-го и так в ней и не восстановлен. Ранее, в июне 1957-го снят с руководящих постов (зампредседателя союзного Совета министров и члена президиума ЦК партии) как член «антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова», запоздало выступившей против антисталинских решений XX съезда и губительных хрущевских «экспериментов» (
Пять городов СССР назывались Каганович. Его имя носили вузы и паровозы. Московский метрополитен в 1935–1956 годах был имени Кагановича. На то имелись основания. В середине 30-х Лазарь Моисеевич, будучи главой столичного горкома партии, курировал закладку и сооружение первой очереди метро (нынешней Сокольнической линии). В честь Кагановича с 1937 по 1956-й назывались теперешняя станция «Охотный Ряд» и созданная по его инициативе Военно-транспортная академия. Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта также был имени Кагановича. Паровозы и троллейбусы «ЛК» выпускались и эксплуатировались с конца 30-х до начале 50-х…
“Пять городов СССР назывались Каганович. Его имя носили вузы и паровозы”
В 2018 году в Екатеринбурге был установлен памятник, посвященный истории РЖД и увековечивший Кагановича. Его профиль – рядом с изображением Феликса Дзержинского, первого руководителя НКПС и Высшего совета народного хозяйства.
Выступления и статьи Кагановича по железнодорожной и экономической проблематике издавались не только в СССР, но и в других соцстранах. Причем в КНР с Албанией и после опалы политика.
По воспоминаниям Бориса Бещева, министра путей сообщения СССР в 1948–1976 годах, «к началу 40-х, когда Каганович был уже четыре года наркомом путей сообщения (в 1935–1937-м и с 1938-го. – А. Ч.), появилась метафора: «Советские железные дороги работают как часы». По поручению руководства страны он в считаные месяцы, как в 1921-м Дзержинский, освоил основы работы железных дорог. Именно Каганович инициировал развитие сети стальных артерий в российском Приполярье, на Северном Кавказе, в Средней Азии. Что сыграло стратегическую роль в годы войны, в том числе при эвакуации предприятий и населения из оккупированных и прифронтовых регионов».
«Каганович требовал увязывать развитие морских и речных портов с планами развития железнодорожной сети, выступал за создание дублеров/ответвлений Транссиба и Турксиба», – вспоминал глава Госплана СССР в 1949–1958 годах Максим Сабуров. Сегодня это, напомним, проект Северного широтного хода («Заполярный Транссиб»), строившегося еще в 1948–1953-м. А также созданные ответвления от Турксиба в КНР: Актогай – Дружба – Алашанькоу (к 60-м) и Алма-Ата – Текели – Урумчи (в начале 2000-х).
Подчеркнем: именно эти линии – основа транспортно-экономического проекта Пекина, Москвы и Астаны «Один пояс – один путь».
По словам Сабурова, Каганович курировал на рубеже 40–50-х восстановление путей сообщения почти по всей Восточной Европе, как и советскую помощь в развитии железнодорожной сети Китая, Монголии, Северной Кореи. В середине 50-х «ему вменили противодействие электрификации на стальных магистралях, но то было прологом хрущевской антисталинской кампании. А Каганович выступал за сбалансированное развитие всех видов железнодорожной тяги, против использования в других отраслях пагубных методов освоения целины или возделывания кукурузы».
Транспортный сегмент советской экономической науки тоже связан с Кагановичем. Известный советский экономист, академик Тигран Хачатуров отмечал: «Именно на взаимоувязку транспортных и общеэкономических задач в СССР и странах народной демократии было направлено создание по инициативе Кагановича Института комплексных транспортных проблем в 1954 году при АН СССР и Госплане» (Хачатуров был в 1954–1957-м первым директором этого института).
О легендарном наркоме путей сообщения написано много, есть свидетельства, оставленные им самим (см., например, Л. Каганович, «Памятные записки», М., 2003; Д. Шепилов, «Непримкнувший», М., 2001; Э. Ходжа, «Хрущевцы и их наследники», Тирана, 1984; Ф. Чуев, «Каганович, Шепилов», М., 2001; Р.Медведев, «Окружение Сталина», М., 2006). Но для объективной оценки противоречивой политической фигуры стоит напомнить ряд фактов его биографии, а некоторые – вызволить из забвения..
В сентябре 1917-го он был избран депутатом от РКП(б) в несостоявшееся Учредительное собрание. В начале 20-х, будучи в составе руководства Туркестана (в том числе главой Ташкентского горсовета), настоял на включении в планы ВСНХ задач по развитию в регионе комплексной переработки местного промышленного, энергетического и сельскохозяйственного сырья.
В 1942-м – начале 1943-го – один из руководителей обороны Сочи – Туапсинского района. Был ранен.
В 1948–1952 годах, возглавляя Госкомитет СССР по материально-техническому снабжению, предложил разработать варианты долгосрочной снабженческой схемы между предприятиями-поставщиками и потребителями (частично реализовано в 50-х – середине 70-х, к 80-м эта многовариантная схема охватывала большинство стран СЭВ).
В начале 1953-го он был в курсе хрущевско-бериевских планов по устранению Сталина.
Каганович – Герой Социалистического Труда, кавалер четырех орденов Ленина, имел воинское звание генерал-майора. Но в 1957–1961 годах лишился всего этого «за участие в сталинских репрессиях».
А у него было такое мнение: «Не только я, мы все виноваты, думая, что врагов больше, чем их было на самом деле. Я не выступаю против решений партии по этому вопросу. Ошибки здесь были у сталинского руководства в целом, но легко судить сейчас, когда нет нужды в твердой руке, в борьбе и в жестокости».
В начале – середине 30-х, проводя план реконструкции Москвы, Каганович предлагал разрушить или по крайней мере удалить на задворки столицы храм Василия Блаженного. Но воспрепятствовал Сталин. Взрыв храма Христа Спасителя в Москве тоже не обошелся без поддержки Лазаря Моисеевича.
Во второй половине 20-х и в 1947 году, когда он руководил Украинской ССР, во всех ее руководящих структурах и в республике в целом проводились «зачистки» явных и скрытых адептов украинского национализма. Есть данные о довоенных контактах украинского НКВД с польской разведкой с ведома Сталина и Кагановича по соответствующим операциям.
Будучи главой подмосковного обкома партии (1930–1935), он настоял на создании самодостаточной энерготопливной системы всего столичного региона на базе Шатурской торфяной ГРЭС и Сталиногорского (юго-восток области) угольного бассейна. Эта система работала на полную мощность до середины 60-х.
В 1957–1961 годах он был директором Уральского ГОКа (Асбест, Свердловская область). В те годы комбинат стал одним из флагманов промышленности Урала, но в ноябре 1961-го Кагановича сняли с должности, а в декабре исключили из партии.
Впрочем, он стал пенсионером союзного значения с положенными по этому рангу привилегиями. Умер 28 июля 1991 года. Руководство СССР, учитывая заслуги Кагановича, разрешило похоронить его на Новодевичьем кладбище…
кандидат экономических наук
Комментарии (0)