Не смотря на то, что княгине Ольге (в крещении Елене, жене князя Игоря, матери князя Святослава, которой приписывается правление Русью на протяжении 20 лет), посвящено немало статей, она и по сей день продолжает оставаться одной из самых загадочных фигур Древней Руси. Точку в данном вопросе ставить рано, а мешает этому наличие чрезмерного количества вопросов, ответы на которые, увы, до сих пор отсутствуют. По большому счету жизнь княгини Ольги можно назвать Системой со множеством неизвестных.
Взять, к примеру, вопрос о ДАТЕ РОЖДЕНИЯ. Ни в одном источнике мы такой даты не найдем. Правда, такую дату можно вычислить, совместив между собой данные нескольких источников. Вот только насколько такое вычисление будет отражать действительность, вопрос!
Возьмем для примера "Повести временных лет", в которой имеется сообщение о дате смерти княгини - "В лЬто 6477 [1] (969 г)". Если воспользоваться "Преложным житием Ольги", в котором записано, что умерла она в возрасте 75 лет, и из даты смерти вычесть указанную продолжительность жизни княгини, то получим год ее рождения. Таким годом будет 894 год.
Казалось бы, с датой рождения разобрались и на этом можно ставить точку. Однако, не все так просто. Если вместо "Преложного жития Ольги" воспользоваться "Мазуринским летописцем" [2], то там найдем сообщение о совсем иной продолжительности жизни Ольги: "Всех же лет живота ее бяше 80, инда пишет 88 лет" [3]. Если попытаться вычислить дату рождения при помощи этого источника, то получим совершенно иную цифру; в этом случае датой рождения княгини будет не только 889, так и 881 год. В такой ситуации закономерно появление вопроса, а какая из этих дат верна? 881, 889 или 894 год? Правильно ли производить отчет от одной даты?
Не больше ясности и в вопросе о МЕСТЕ РОЖДЕНИЯ княгини. В одном источнике Ольга названа уроженкой города Изборска: «Егда Игорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, иже Прекраса нарицашеся, а Олег преименоваю и нарече во свое имя Ольга. Име же Игорь потом ины жены, но Ольгу мудрости ея ради паче иных чтяше» [4].
Во втором - местом рождения княгини назван Плесков [5]. Но, и тут не все понятно: о каком именно Плескове идет речь - о русском Пскове или же о болгарской Плиске?
Да и со Псковом-то тумана хватает. "Житие святой великой княгини Ольги" уточняет, что родилась она в деревне
Получается, что Ольга может быть не только уроженкой Пскова, но и Плиски, Изборска, Выбут и даже уроженкой Скандинавии, как на этом настаивают исследователи, усматривающие сходство имени Ольга со скандинавским - Helga [6].
ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Не меньше вопросов существует и по поводу происхождения княгини и ее социального статуса. Одни авторы, беря во внимание скандинавский аналог имени Ольга - Helga, отстаивают точку зрения об ее скандинавском происхождении. Правда, тут в отношении социального статуса Ольги сказать что-нибудь внятного вообще невозможно.
В другом источнике указывается на то, что Ольга происходила из рода Гостомыслова [7].
В третьем повествуется о том, что Ольга была дочерью князя Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга» [8]. Если вспомнить о том, что Игорь был сыном Олега, то утверждение о том, что Ольга была дочерью Олега, выглядит чем-то вроде фантазии. Безусловно, что Ольга могла происходить из рода Олега, но уж точно не из его семьи. . . в этом случае, противоречия уже не будет.
В четвертом источнике содержится запись о том, что Ольга была из болгарского княжеского рода: «Игорѧ жє ожєни [Ѻльгъ] въ Българѣхъ, поѧтъ жє за нєго кнѧжну Ѻльгу» [9].
В пятом источнике социальный статус Ольги вообще сводится до уровня обыкновенной крестьянки, понравившейся князю Игорю [10]: «Игорь переправляясь через реку на лодке, заметил, что перевозчиком была юная девушка. Игорь тотчас же «разгорѣся жєланіемъ» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание» [11].
Иными словами, даже если отказаться от скандинавских корней и упоминания о деревне Выбуты, то все равно можно говорить о трех местах рождения.
ДАТА СВАДЬБЫ. Подогревает интерес в Ольге и сообщение "Повести временных лет" о дате свадьбы Ольги, а именно о 903 годе: «и приведоша ему жену отъ Плескова именемъ Ольгу» [12]. Сочетание такой даты с датой рождения сына Ольги - Святослава (942 год), делает такое сочетание противоестественным. Не понятно, как могла родить ребенка женщина в шестидесятилетнем возрасте?
Правда тут стоит отметить, что если опираться на "Степенную книгу" [13], повествующую о том, что Ольга прожила в супружестве 42 года, то можно получить не только еще одну дату смерти Ольги – 945 год, но и еще одну дату свадьбы – 927 год. Однако с выводами спешить не будем.
Что мы имеем в итоге? А имеем мы неоднозначную информацию. С одной стороны, конечно, наличие информации – это хорошо, но вот ее избыток – всегда плохо, ибо все это только вносит путаницу и неопределенность в вопросе.
Что можно сказать по поводу такого разнообразия дат? С одной стороны, когда удается высчитать три даты рождения, складывается такое впечатление, что речь идет не об одном человеке, а о трех. С другой стороны, когда речь заходит о месте рождения, наблюдается аналогичная картина: так же можно говорить о трех местах рождения, а значит и о трех женщинах. В третьем случае, когда речь заходит о социальном статусе Ольги, упуская из виду упоминание о незнатном происхождении Ольги, прозвучавшее из уст самой Ольги, что могло и не соответствовать действительности, так же можно говорить о трех женщинах.
Но чего нет во всех этих цифрах? А нет дат свадеб, кроме одной из них. Получается, что для того, чтобы говорить о трех женщинах, следует найти еще две даты свадеб (если это, конечно, возможно).
Но самое большое противоречие состоит в том, что заводя разговор об Ольге, все исследователи стоят на одной и той же позиции – речь у них всегда ведется только об одной и той же женщине. Ни один из них не посмел предположить, что речь может идти не об одной, а о трех женщинах, которые, по каким-то причинам, носили одно и то же имя. По этой причине, закономерен вопрос, а можно ли из всего этого разнообразия, сформировать хоть какую-то более-менее внятную точку зрения?
Учитывая то, что данная тема непосредственно связана с темами престолонаследия в Русской Земле и походами русов на Каспий, все вопросы, касающиеся судьбы русской княгини, придется рассматривать особенно тщательно.
Начать, лучше всего, с поиска закономерностей. Первая закономерность нами уже найдена; складывается такое впечатление, что речь идет не об одной, а о трех, женщинах, каким-то образом носивших одно и то же имя.
Для того, чтобы найти другие закономерности, требуется ключ, благодаря которому и удалось бы приоткрыть потайную дверь знаний.
Как ни странно, но ключом к данной теме является поиск ответа на вопрос о дате свадьбы княгини. Если для подтверждения правомочности высказанного утверждения следует найти дату второй свадьбы, то за этим дело не станет: стоит только вспомнить о дате рождения Святослава - о 912 годе [14]. Нет ничего необычного в том, что спустя 9 месяцев после свадьбы у супружеской четы рождается чадо. А раз так, то вторая свадьба должна была состояться если не в 912, то в 911 году. Безусловно, для того, чтобы сделанное допущение стало аксиомой, его следует проверить и найти доказательства. Вот этим и займемся!
ДАТЫ. Перво-наперво, ознакомимся с событиями 911-912 годов и поищем те, которые хоть как-то, можно увязать со свадьбой Игоря с Ольгой и рождением у них будущего князя - Святослава.
Такое событие действительно имеется и зафиксировано оно в "Повести временных лет" - это подписание мирного договора между Византией и Русью, в котором говорится о том, что: "В лето 6420 (912 год). Посла Олегъ мужи свои построити мира и положити ряды межи Грекы и Русью... И таково написание дахомъ царства вашего на утверждение обоему пребывати, таковому свещанию, утвержение и извещение межи вами бывающаго мира, месяца себтября въ 2, а в неделю 15, в лето создания миру 6420" [15].
Что заставляет обратить внимание на данный договор? Прежде всего, дата, стоящая под договором - 2 сентября лета 6420 (912г.), которая позволяет определить не только более точное время заключения такого договора, но и дату проведения свадьбы Игоря с Ольгой и возраст невесты на момент свадьбы.
В соответствии с существующим взглядом на датировку, данное событие современными учеными, с опорой на текст летописи, однозначно фиксируется 912 годом. Однако, если вспомнить о том, что год в те времена начинался с 1 сентября, то придется такое мнение менять. Получается, что в реальности следует говорить не о 912, а о 911 годе или, как нами было показано ранее, о 911/912 годе (сентябре-декабре 911 года).
А вот для того, чтобы понять, как договор о мире с Византией, связан с рождением Святослава, читателю придется запастись терпением.
Как уже отмечалось, в качестве дат рождения княгинь можно рассматривать три даты, но мы пока ограничимся двумя - 894 и 881 годами.
Если говорить о свадьбе, состоявшейся в 911 году, то под нее, скорее всего, подходит невеста, родившаяся в 894 году, ибо в 911 году ей должно было исполниться 17 лет. Более того, именно эта невеста, прожив 75 лет, умерла в 969 году и именно она была матерью Святослава.
В то же время вторая дата рождения - (881 год) больше подходит для невесты, которая была уроженкой Изборска и к которой относится запись в летописи: «Егда Игорь возмужа, ожени его Олег, поят за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, иже Прекраса нарицашеся, а Олег преименоваю и нарече во свое имя Ольга. Име же Игорь потом ины жены, но Ольгу мудрости ея ради паче иных чтяше» [16]. То есть, это была любимая жена Игоря. Если вспомнить о том, что первая любовь чаще всего бывает наиболее сильной, то можно предположить, что смерть Прекрасы-Ольги приходится на тот же самый год, что и смерть Игоря – на 941 год. Если мы воспользуемся данными, содержащимися в "Степенной книге" [17], повествующей о том, что в супружестве Ольга прожила 42 года, то мы получим и дату свадьбы – 899/900 год. В этом случае получается, что на момент свадьбы невесте было 18 – 19 лет.
Но, как следует из текста "Повести временных лет", у Игоря была еще одна жена, свадьба с которой у него состоялась в 903 году [18]: «и приведоша ему жену отъ Плескова именемъ Ольгу» [19]. В этом случае, невеста и впрямь могла быть из того же самого рода, что и Олег [20]. Чего у нас нет в этом случае? А нет ни даты смерти, ни даты рождения. Но, наберемся терпения. . .
ДЩЕРЬ ТУТРАКАНА. Поскольку у нас появились новые вопросы, а вопрос о том, как договор о мире с Византией, связан с рождением Святослава, остался без ответа, уделим внимание именно дате 911 года. В этом случае у нас появляется возможность выяснить, откуда была родом Ольга, выданная замуж в 911 году, и проверить истинность легенды о том, что: "Игоря же (Олег) жени в Болгарехъ, поях за него княжну именем Олги и бе мудра вельми”.
Приведенная нами выдержка из летописи, очень хорошо увязывается с другим летописным сообщением: «…женись князь Игорь Рюрикович во Плескове, поя за себя княжну Ольгу, дщерь Тмутаркана…» [21]. Поскольку летопись писалась значительно позже описываемых в ней событий, в текст могла закрасться ошибка: летописцем название такого населенного пункта как Тутракан, находившегося неподалеку от Плиски, записано как Тмутаркан [22].
Теперь относительно датировки. Если мы женитьбу Игоря, как и летописец, увязываем с Болгарией, то почему проверку следует проводить не по 907, а по 911 году? Ответ прост: если придерживаться текста "жени в Болгарех", то конечно, следовало бы рассматривать и вариант, когда свадьба Игоря и Ольги могла состояться именно в 907 году вскоре после похода Руси на Константинополь? Но здесь вызывает возражение не только возраст невесты, которой в 907 году должно было исполниться всего лишь 13 лет, но и ее статус. Замуж просили выдать не простую смертную, а княжну: невесту следовало подготовить, дождаться подходящего возраста, выторговать для Болгарии какие-то преференции, подумать как можно использовать такой брак во благо болгарского государства и много еще чего. Для осознания случившегося, нужно было подготовиться и сформулировать позицию. По этой причине царь Семион не мог вот так запросто взять и выдать княжну замуж, руководствуясь принципом: «Бери Боже, что нам негоже».
То есть, если о 907 годе хоть и следует заводить речь, то только как о годе помолвки и не более того.
Теперь обоснуем причину, по которой следует увязывать в одно целое свадьбу и посылку посольства Руси в Константинополь. Раз невеста в Болгарии, а жених на Руси, то для того, чтобы сыграть свадьбу, нужно было кому-то к кому-то ехать. Кому? Мог ли за невестой ехать Игорь? На наш взгляд нет. Данный шаг и Болгарией, и Византией, да и верхами Руси, должен был восприниматься не иначе как более низкий статус Руси по отношению к Болгарии: за невестой ведь ехал не простой русич, а будущий глава государства, лицо, стоявшее на вершине пирамиды власти. Поэтому свадьба могла состояться только на территории Руси. Но, в таком случае, остается или болгарам везти невесту к жениху, что опять-таки выглядит как навязывание и ставит уже Болгарию ниже Руси (на что не согласились бы сами болгары), или русам самим доставлять невесту жениху. Второй вариант предпочтительней. Жених выглядит заинтересованной стороной и тем самым происходит уравновешивание не только положения, но и интересов обеих сторон. В общем-то, так поступали все женихи и в более поздние времена. Но раз уж невесту должны были сопровождать к месту свадьбы поверенные люди жениха, то уместен и такой вопрос: как и каким образом это было сделано? А вот тут самое время вспомнить о посольстве, перед которым могла стоять задача не только заключения договора о мире с Византией, но и сопровождения невесты на Русь при возвращении домой. В таком случае остается найти подтверждение сказанному. Это лучше всего сделать, посчитав количество времени, которое посольство могло пробыть в пути. Поможет в этом "Повесть временных лет", в которой сообщается о том, что: "Ярославъ и выиде ис Киева 7 день постиже и побежи Ярославъ Брячислава - Ярослав выехав из Киева за 7 дней преодолел расстояние (от Киева до Полоцка - А.Л.) и победил Ярослав Брячислава" [23].
Если учесть, что расстояние от Киева до Константинополя по Днепру и Черному морю, составляет чуть больше двух расстояний от Киева до Полоцка, то это расстояние форсированным маршем можно преодолеть дней за 20. Если же учесть, что посольство шло значительно медленнее воинов спешивших на битву, то можно предположить, что ему для того, чтобы добраться до Константинополя, требовалось дней 30. Добавим сюда еще дней 20, которые могли уйти на подписание договора. Сюда же приплюсуем еще месяц, который требовался на обратный путь и еще дней 10 на всякие непредвиденные обстоятельства. В результате получим 3 месяца. Конечно, нами взято максимальное количество времени, хотя процедура подписания могла быть значительно короче, а непредвиденных обстоятельств вообще могло и не быть. Если вспомнить о дате договора между Русью и Византией (месяца себтября въ 2, а в неделю 15, в лето создания миру 6420" [24]), то посольство на Русь должно было вернуться где-то к началу ноября. Если посольство шло в Константинополь и возвращалось домой одним и тем же путем, то есть, через Болгарию, то что ему могло помешать выполнить задание по сопровождению невесты на Русь? Учтем и то обстоятельство, что посольство состояло из лиц занимавших важное положение на Руси, а раз так, то невеста отбывала на Русь с почетом и в окружении знатных вельмож.
Но раз уж невеста к ноябрю-месяцу должна была появиться на Руси, и вслед за этим была сыграна свадьба, то вполне закономерным будет и рождение первенца спустя 9 месяцев после нее. То есть, ребенок должен был появиться на свет к концу "лета 6420", а если излагать суть в нашем летоисчислении, то к концу лета 912 года – в июле, августе. Сделаем проверку: "отъ перваго лета Игорева до перваго лета Святославля летъ 33 - от первого лета (от года рождения - А.Л.) Игорева до первого лета (года рождения - А.Л.) Святослава 33 года" [25]. Если сказанное перевести на язык цифр, то все это будет выглядеть следующим образом:
6387 + 33 = 6420 лето, т.е. 879 + 33 = 912 год.
Все сходится! Таким образом, для признания Ольги болгарской княжной у нас имеется дата приезда Ольги на Русь, обстоятельства при каких она сюда попала, а так же наличие данных, позволяющих все это проверить, то есть, дата рождения у супружеской четы сына.
Еще одним подтверждением болгарского происхождения Ольги является то, что при ней находился монах Григорий, бывший высшим болгарским духовным сановником, да к тому же бывшим еще и любимцем самого царя Симеона Великого. Без сомнения, в свите княжны были и другие представители из болгар.
Таким образом, в 911 году болгары, спустя двадцать семь лет, вновь оказались на Киевских горах.
После всего этого, можно утверждать, что еще одной женой Игоря была болгарка, уроженка города Плиска (Тутракана). Датой свадьбы Игоря с Ольгой был 911 год.
ИМЯ. Проверка версии о болгарском происхождении Ольги позволяет понять, откуда княгиня была знакома с тонкостями христианской религии, знание которых ею и было продемонстрировано после повторного крещения. Повторного крещения потому, что Болгарией христианство было принято еще в 865 году и, потому, сложно себе представить, чтобы княжна была некрещеной. В этом случае становится понятным, почему в свите Ольги, при поездке ее в Константинополь, присутствовал священник – монах Григорий.
Но тут появляется еще один вопрос, если Ольга была болгарской княжной и была крещена еще в младенчестве, то каково ее подлинное имя? Если бы имя Ольга было в святцах того времени, то данного вопроса не возникло бы, но дело в том, что в святцы это имя попало значительно позже, а это говорит о том, что имя «Ольга» болгарская княжна получила только по прибытии на Русь! Так как же звучало ее подлинное имя? Тут самое время вспомнить о крещении Ольги в Константинополе - разгадку следует искать именно там. Дело в том, что если принять это событие за непреложный факт, то появляются и ответы на отсутствующие вопросы и в частности, когда и в каком году произошло крещение Ольги в Константинополе?
Оказывается, если человек уже крещен и после этого от веры не отрекался и в другую веру не переходил, а его, тем не менее, повторно крестят, то данная процедура является не более, чем формальностью. Но тут появляется другой вопрос, может ли христианин, исповедующий православие, иметь два имени, данных ему одной и той же церковью? Нами преднамеренно не затрагивается вопрос о «постриге» - эта процедура совершенно другого порядка, нежели та, которая в данном случае рассматривается. Иными словами, может ли человек предстать пред богом с двумя именами? Вот то-то и оно, что нет! Символ Веры гласит: «…исповедую единокрещение во оставление грехов…». Но, если человек пред Богом может предстать только имея одно имя, то не является ли повторное крещение со стороны Ольги хорошо продуманным шагом? Если крещение - это хорошо продуманный шаг, то княгиня, зная данное положение и идя на это, не желая вступать в противоречие с постулатами православия, должна была позаботиться и о том, чтобы при повторном крещении, имя, полученное ею, не расходилось с тем именем, которое ей было дано в младенчестве при крещении. А раз так, то имя княгини Ольги, до ее прибытия на Русь, должно было быть тем же самым, что и во время крещения в Константинополе - Елена.
Допустим, что крещение - это хорошо продуманный шаг. Но как сделать так, чтобы при повторном крещении получить то же самое имя, что и при крещении при рождении? Оказывается, сделать это не так уж и сложно – достаточно пройти крещение в "день ангела" на который и выпадает имя Елена (или ближайший к нему день). Таким образом, человек остается чист и перед Богом и перед совестью, ибо не нарушил догматов церкви сам и других к этому не подталкивал.
Но откуда взялось имя Ольга? Как-то уж слишком сильно оно совпадение с именем князя Олега! Здесь следует вспомнить о том, что болгары имели родственные контакты с Тюркским миром. Были ли они тюрками или нет будем разбираться в следующий раз, вот только титулатура правителей и знати у болгар была если не тюркской, то из мира степей. Стоит вспомнить и о том, что имя Олг, Олга, Ольга, Олге могут быть калькой со слова Олгъ (Олгьо) или Оглу – сын, наследник. Получается, что Олга (Ольга) означает – Наследница? Наследница чего? Скорее всего, болгарского княжеского, а если точнее, царствующего рода. Случайно ли появление такого имени? Может быть запись в летописи: «а Олег преименоваю и нарече во свое имя Ольга» [26] подходит и для этого случая? Неспроста же Олег дал Прекрасе новое имя? А ведь неспроста! Прекраса была наследницей рода Гостомысла и получила новое имя не просто так ради забавы. По-сути, Ольга – это даже не имя, а титул. В этом случае, Олег, называя Елену Ольгой, давал ей титул «наследницы» болгарского рода и трона. Не зря народ прозвал Олега Вещим! Хитер был мужик, далеко смотрел!
А теперь вернемся к ходу событий. Болгарский царь Симеон, увлеченный идеей греко-славянской империи, после похода Руси на Константинополь, усмотрел в союзе с Русью не плохой шанс для реализации своей мечты.
С другой стороны, князь Олег, мог быть озабочен тем, что у Игоря все ни как не рождался наследник и по этой причине мог начать подыскивать Игорю невесту. Подрастающая болгарская княжна могла заинтересовать правителя Руси. В этом случае предложение Олега к болгарской стороне о женитьбе княжича на княжне не могло не последовать. Да и последовало, если исходить из текста летописи.
Симеон же в свою очередь увидел в таком предложении Олега перспективу реализации своей давней мечты, которую все ни как не удавалось воплотить.
Но Симеон таким шагом добивался еще одной цели. Выдачей Елены замуж за иноземного правителя, Симеон отсекал возможность воцарения на троне Болгарии потомков своего брата Владимира Расате [27] и закрепления болгарского престола за своими потомками.
Как видим, интересы сторон совпали и стороны согласились на предстоящую свадьбу. Правда, как мы заметили, интересы у сторон были совершенно разные и шли в разрез с интересами противоположной стороны: обе стороны даже и не помышляли «ложиться» под другую сторону. То есть, интересы болгарской элиты были одними, а интересы русской – совершенно другими.
Не смотря на это, Симеон надеялся на то, что ему удастся в дальнейшем, вовлечь своего зятя, а тому, в свою очередь, Русь, в сферу интересов Болгарии.
В 911 году болгарская княжна Елена, дочь князя Владимира Расате, брата царя Симеона, прибывает на Русь и становится женой князя Игоря. Некоторое время спустя у Игоря с Еленой рождается сын, получивший имя, которое до этого никогда не использовалось на Руси – Святослав. Более того, Святослава окружали и воспитывали болгарские дядьки, именно по этой причине его поведение и тактика, применяемые им во время военных походов, разительно отличалась от тех, что использовалась и применялась Русью и очень сильно напоминали тактику степняка, а не жителя лесов и рек.
Более того, сын Святослава получил имя Владимир в честь своего деда - Владимира Расате отца Елены. Кстати, такое имя на Руси до этого момента так же не использовалось. Здесь, как мы понимаем, без учета интересов Елены и ее мнения по этому поводу не обошлось.
В общем, не зря Игорь был холоден не только к Елене, гнувшей свою линию не смотря ни на что, но и к сыну Святославу.
Что мы имеем в ИТОГЕ? А в итоге мы имеем следующее.
Первая жена Игоря происходила из рода Гостомысла и была уроженкой Изборска. В девичестве эта жена Игоря носила имя Прекраса. В замужестве ее имя было изменено на Ольгу – Наследница. Датой рождения Прекрасы был 881 год 10 февраля [28]. Годом замужества был 900 год, датой смерти – 941/942 год.
Вторая жена Игоря была уроженкой Пскова и даже деревни Выбуты. Дату рождения этой жены Игоря, как и год смерти, мы пока назвать не можем. Зато мы знаем год ее свадьбы с Игорем - 903 год. Каким было ее имя в девичестве, пока неизвестно, но в замужестве она получила то же самое имя, что и первая жена Игоря – Ольга.
Третья по счету жена Игоря происходила из болгарского княжеского рода, была дочерью Владимира Расате и уроженкой Тутракана. В девичестве эта жена носила имя Елена. В замужестве ее имя, как и имя первых жен Игоря, было изменено на Ольгу – Наследница. Датой рождения Елены было 3 июня (или 24 июля [29]) 894 года. Годом замужества был 911 год, датой смерти – был 969 год.
© А. Н. Лебедев, 2000, 2019
[1]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник, 1990. - С.108.
[2]"Мазуринский летописец". См.:
[3]Литаврин Г.Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь//История СССР., 1981. - №%. - С.177. См. так же: ПСРЛ.- М. 1968. Т.ХХХ1. - С.40
[4]Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.
[5]Гиляров Ф. Предания русской начальной летописи. - М., 1878. - С.153-158; Татищев В.Н. История Российская. - М.,Л.,1963. -Т.1.
[6]Древне-скандинавское ᚼᛁᛚᚴᛅ, Helga. См.: Гедеонов С. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. — Спб, 1862. — С. 198—200.
[7]Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.
[8]
[9]Поздний список Повести временных лет. Архимандрит Леонид. Откуда родомъ была св. великая княгиня Ольга //
[10]
[11]«Степе́нная кни́га» — один из крупнейших памятников русской
[12]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник, 1990. - С.40.
[13]«Степе́нная кни́га».
[14]Лебедев А.Н. Закон престолонаследия. См.:
[15]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник, 1990. - С.48-54.
[16]Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.
[17]«Степе́нная кни́га» — один из крупнейших памятников русской
[18]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник, 1990. - С.40.
[19]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник, 1990. - С.40.
[20]Просьба не путать род с семьей.
[21]Сообщение летописца из Погодинского сборника под 1606 годом.
[22]
[23]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник. 1990. - С.230
[24]Повесть временных лет. - К.: Радянський письменник, 1990. - С.48-54.
[25]Повесть временных лет .- К.: Радянський письменник. 1990. - С.26.
[26]Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М.-Л.: АН СССР, 1962. – С.111.
[27]
[28]День ангела Ольги.
[29]День памяти равноапостольной Ольги, великой княгини русской.
Комментарии (2)