А.Д. Кившенко. «Князь Александр ранит ярла Биргера», 1888 г. Ну тут что скажешь? Живого места в этой картине нет с точки зрения исторического реализма. Ни единого! Надо же было так суметь… А еще «Совет в Филях» нарисовал…
Тогда выступил князь Александр
и с ним многие другие
русские из Суздаля.
Они имели бесчисленное количество луков,
очень много красивейших доспехов.
Их знамена были богаты,
их шлемы излучали свет.
Старшая Ливонская рифмованная хроника
Искусство и
Передовица из «Правды» за 5 апреля 1942 года. Обратите внимание, что в тексте нет упоминания потопления рыцарей в озере. А почему? Да потому, что этого нет в самых ранних и достоверных летописных текстах. Вот журналисты «Правды» и составили «правдистский» материал, к которому ни один историк придраться бы не мог, ни наш, ни зарубежный, потому что «Правда» всегда пишет… правду!
Статья в газете «Московский большевик». А вот газете «московских большевиков» никто в ЦК ВКП(б) запретить фантазировать не мог, и уж ее-то журналисты «оттянулись» по полной! А на рисунке и латы, и рога – словом, полный джентльменский набор «закованных рыцарей», которые в итоге, конечно же, тонут!
К этому времени на экранах СССР уже повсеместно шел кинофильм Эйзенштейна «Александр Невский», который сначала был выпущен в прокат, затем, после 23 августа 1939 года, убран из проката и положен на полку, но после 22 июня 1941 года вновь увидел свет, хоть и не сразу, а лишь после слов Сталина о том, что нам в борьбе с врагами нашей Родины надобно равняться на наших героических предков.
Н.К. Рерих. «Александр поражает копьем ярла Биргера», 1904 г. Вообще-то, сначала даже как-то чаще рисовали князя Александра, «возложившего печать копьем на лицо Биргеру». Вот и Н. Рерих отдал дань этому сюжету и в свой декоративной манере написал… чисто декоративную картину. Интересно, что Александр на ней держит копье двумя руками, «по-сарматски», что в 1240 году не практиковалось уже лет 500 как минимум
Второе его полотно, «Русская война», на эту же тему, но написанное в 1942 году столь же декоративно и экзотично
Ну а дальше картины на эту эпическую тему посыпались как из рога изобилия. И ясно почему…
В. А. Серов написал две картины. Первая – собственно битва и вторая: «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». Интересно, что последняя как-то очень перекликается… с «Боярыней Морозовой». И тут нам, по сути нечего искать. Князь есть, пленные немцы у стремени есть, народ присутствует и ликует… Тут придраться не к чему.
Но вот там, где битва…
«Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища» В. А. Серова
«Ледовое побоище». В. А. Серов, 1942 год. Тут, конечно, все интереснее. Не будем о лицах, позах – они «гневом и решимостью полны», как и положено. Но это, наверное, в первый раз было так, чтобы художник рисовал шлемы… из кинофильма. Да-да, посмотрите на «чудинца» в центре полотна, с круглым щитом и мечом. На голове у него «каска» ну точь-в-точь из кинофильма «Александр Невский». Тут же валяется и топфхельм с рогами, ну как же без них. И так и хочется спросить: в каком из филиалов Мосторга, торгующего скобяными изделиями, автор присмотрел тот топор, что в руке у парня в тулупе, которым тот рубит немца в снегу? Ну ведь Оружейная же палата в Москве, ГИМ – в Москве, и разница между топорами боевыми и рабочими, что были в ходу в XIII веке, известна уже была. Но нет, не стал он всем этим заморачиваться. Чем проще, тем «лучшее»!
То есть вот с этого началось, а затем образцы вопиющей небрежности, вовсе недостойной отечественной истории, начали множиться и множиться, и множиться. Вот, например, художник Костылев Дмитрий Павлович. И закончил, и член престижных союзов, и на пленэр во Францию ездил… Словом, мастер. Сам про себя пишет: «Творчество для меня — это попытка найти ответы на вечные вопросы бытия человека… И обращение к достойным и сильным личностям прошлого и современности — таким, как Св. Петр, митрополит Московский или Петр I, император российский, и другим, происходит из желания на примерах их жизни несколько приблизиться к этой цели…» Замечательно! И вот как это решено в цвете…
Князь выписан как надо. Орел князь (фигура слева), что и говорить. Но что же мастерства-то на его противника художнику не хватило? Это что на нем за шлем такой? На голову микроцефала надет, не иначе? А ведь там еще и волосы, и подшлемник… А тут еще и рожки в виде лиры… Ну, известно ведь, что рыцари св. Марии Тевтонской имели устав тамплиеров и им запрещалось украшать свое
«Побоище» работы В. М. Назарука. Тут опять-таки одна сплошная эпичность. И вообще-то, ей куда больше подошло бы название «Всемирный потоп»!
«Побоище» Присекина С. Н.
Тут мы видим прямо-таки буйство безграничной фантазии автора. Начнем слева направо и уж посмеемся вдосталь. Прежде всего лучник в кирасе и шлеме бургиньот, то есть в доспехах где-то середины XVI века. Тут же опять куча касок из «Невского…», и на самом виду стоит арбалетчик и крутит «нюрнбергский вороток», который тоже в 1242 году еще не изобрели. Князь Александр куда-то шлем потерял, но боя не бросил, ну, это бывает, но смешит другое: мужик в исподней рубахе с вилами-тройчаткой. А немцы-то и с алебардами одна другой чудней. Видно, у швейцарских наемников одолжили после битвы при Земпахе. Да и те тогда проще были. А те, что здесь, на картине, — это уж век XVII, ничуть не менее! Ну и на переднем плане, разумеется, кто? Мужик в лаптях! Но лапти были рабочей обувью крестьян, причем летней. По вопросу истории распространения лаптей на Руси существует богатая историография и целый спектр мнений, часто взаимно противоположных. Известно и то, что на войну надевали все лучшее, чтобы произвести на врага впечатление. Так что хотя единого мнения о лаптях и не существует, я бы не стал рисовать лапотника на первом плане. Что за странное желание нашу посконность-то выпячивать? Зачем? Уж надел бы на него какие-нибудь опорки из кожи козла. Делали ли же тогда такие. И хуже картина от этого бы не стала!
Картина В. В. Маторина удивляет другим. Масса пехоты в белом… А где всадники-то? Ведь сказано: «свиньей» братья пошли. Но это же строй конницы. Или пехотинцы ордена, одетые в кольчуги, бежали столь резво, что оказались на линии боевого соприкосновения одновременно со всадниками?
Картина А. И. Борисова выполнена в лучших традициях самого плохого соцреализма. Все рыцари в латах XVI в. а пехота прет, выставив вперед алебарды
В 90-е годы множество батальных картин написал художник Игорь Дзысь. И среди его работ есть и «Побоище». И эта его работа (см. ниже) — отличный пример того, что может сделать художник, который, во-первых, умеет рисовать, а во-вторых, знает исторические реалии, то есть материальную составляющую культуры, уставы рыцарских орденов, а главное — понимает разницу между единичным и массовым. И вот на этом его полотне есть и единичное, и массовое, и соответствующее эпохе, и могущее соответствовать – словом это, пожалуй, единственная работа которую можно поставить другим художникам в пример.
Картина И. Дзыся
А вот художник Е. Емельянов работал над своим масштабным полотном почти 10 лет. И в этого у него вышла огромная диорама, выставленная им в Артиллерийском музее в Санкт-Петербурге. И вроде бы все хорошо: орденский флаг с тремя косицами, и рыцари словно из издания «Оспрей», узнаваемы, но… все равно лед ломается, рыцари тонут — и где? В озере, где воробью по колено! За 10 лет можно было бы уж найти ответ на этот «больной вопрос» современности…
Работа Д. Гордеева
Если посмотреть его блог, то по отдельности воины будут смотреться очень даже неплохо. Но на картине мы видим, что и рыцари, и наши воины совершенно неправильно используют копья. Так они пользовались на «Гобелене из Байё». Но затем доминантным приемом стало куширование копья (то есть когда его зажимают под мышкой!), поскольку сами копья сделались длиннее! И почему-то все они принадлежат к ордену Добжиньских братьев. Может быть, здесь показана их битва с Даниилом Галицким, который разбил их в 1237 году? Потому как на Чудском озере рыцари-то были с черными крестами. Ну и зачем рыцарь в рогатом шлеме так «буйну голову» склонил? Чтобы ничего в щели шлема не увидеть? То есть мало знать, кто как был в то время одет. Надо еще иметь и представление о тактике и не мешать в первых рядах конницу с пехотой!
А вот и творение А. Ежова (2009 г.)
К этому времени, как говорится, ну все, все стало известно, все есть, работает Интернет – бери и пиши. Или… срисовывай. Так нет же! Смотрим на «это» внимательно. Уж бог с ним, с рыцарем, что вылезает из проруби. Но вы посмотрите, как князь Александр, находясь на коне несколько позади от немецкого рыцаря в центре, умудряется тем не менее поразить его копьем в грудь! Ну не бывает так и не нужно было так рисовать! А уж нарисовал, увидел, что ошибся, так можно и нужно было перерисовать, а не смешить людей, которые на такие вот «откровения» наших «художников» смотрят!
А вот это метро в Питере. Мозаика «Ледовое побоище» на станции метро «Площадь Александра Невского». И для мозаичного панно очень даже неплохо. Непонятно только, почему крест ордена красный, а не черный, и как это всадник двумя руками замахивается на своего противника мечом, а так… вполне ничего. Ну и рога-то немцу зачем? Чай, не корова…
Автор:
Комментарии (0)