Первые такие картинки на Руси появились в XVII веке, их называли «фряжскими», что означало иностранные. Позже переименовали их в «потешные картинки», потому что зачастую на картинках изображали юмористические сюжеты и карикатуры. И только в XIX веке изображения начали называть лубками.
«Мыши кота погребают», 1760
Почему именно так? На этот вопрос однозначного ответа нет. Существует несколько вариантов происхождения этого названия: возможно, от слова липа (лубок в те времена), ведь картинки вырезались из липовых дощечек, а, может, и от лубковых коробочек, в которых продавались эти картинки. Более правдоподобной является, однако, версия о том, что лубки произошли от названия улицы в Москве – Лубянка, на которой жили и рисовали мастера. Образованные богатые слои населения называли картинки Лубочными, так как это определение они давали всему, что имело грубую форму, и было сделано на скорую руку.
Народные картинки рисовали преимущественно простые, бедные люди, необученные живописи умельцы. Богатые вельможи не воспринимали этот вид творчества вероятно из-за того, что лубки рисовал простой, «необтесанный» народ, самоучки, которые часто изображали карикатуры и сатиры на тему политики и жизни высшего светского общества. Также на этих рисунках встречались сатирические сюжеты о православной иерархии, стоявшей на то время практически наравне с правительством. Конечно, никто не мог и подумать тогда, что эти картинки, сохранившиеся до нашего времени, станут настоящим раритетом и будут нести в себе не только историю той эпохи, но и доказательство таланта и умения простого русского народа.
Лубок – это разновидность художественного искусства, графический отпечаток на листке бумаге с подписями и без них. Мастера рисовали сначала рисунок на бумаге, потом переводили его на липовую доску, а потом с помощью зубила делали заглубления мест, которые должны были впоследствии остаться белыми. После на дощечку наносилась черная краска, и сверху прижимали лист бумаги. Отпечаток был готов, оставалось только его высушить. Картинка получалась наподобие современных детских раскрасок. Вначале они были черно-белыми, позже их разрисовывали разноцветными красками. Разукрашиванием, помимо художников, занимались женщины и дети.
Сюжеты народных картинок очень разносторонние. В них изображалось все – от икон до политических карикатур. Часто лубки воспринимали как источник новостей в Руси, потому что основными поставщиками картинок являлись московские умельцы. Произошло какое-либо событие – мастера нарисовали, и отправились лубки по всей глубинке. В таких изображениях никогда не рисовали печальные события. Даже негативные события изображались с чувством юмора. Картинки были на любой вкус. Детям рисовали лубки с буквами и героями народных сказок. Женщинам и девушкам – с одеждой и историями про любовь. Мужское население любило больше изображения на политические темы и карикатуры. Разносили и продавали лубки по всей Руси коробейники. Их ждали повсюду. Было трудно найти дом, в котором не было бы ни одной картинки, они украшали стены наравне с иконами.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
В связи с большим влиянием лубков на мировоззрение простого народа, религиозные и светские вельможи долгое время пытались установить контроль над сюжетами картинок. Специальные люди должны были следить, чтоб на лубках не изображались антирелигиозные сюжеты, и образы царей были несильно искажены. Но такой контроль не всегда успешно срабатывал, и в 1850 году был издан указ о введении на такой вид творчества цензуры. А все лубки, которые были написаны до него, проверялись на сюжетность, и неугодные правительству уничтожались. После этого распоряжения московские полицейские прошли по всем рабочим улицам. Обыскали мастеров и уничтожили огромное количество лубковых картинок. Умельцев заставляли больше никогда не заниматься изготовлением народных картинок. После всех этих событий лубки потеряли свою ценность для народа как источник новостей и сатиры.
Позже похожие картинки, только на угодные правительству темы, начали выпускать на фабриках. И для простого народа они стали неактуальны. Такой вид искусства среди обычных мастеров-художников исчерпал себя.
Василий Корень «Адам и Ева» XVII век
Сейчас лубки, которые были сохранены, по праву размещены в музеях как доказательство природного, врожденного таланта художников-самоучек на Руси. Они несут в себе не только художественную ценность, но и историческую. Многие русские и зарубежные ученые до сих пор изучают этот вид искусства и его влияние на русский народ того периода. Также современные художники пытаются возобновить этот жанр в нынешнем искусстве. Примером этому может служить серия лубков, написанных современной художницей Мариной Русановой на тему: «Пословицы и поговорки для детей».
Комментарии (0)