Россия наверное во все времена славилась тем ,что очень редко ценила свои "светлые головы" и легко отпускало их из страны ,особенно в годы революций.
Власть даже пыталасть предложить ,что этим людям взамен эмиграции.
В результате те страны которые принимали наших гениев стали развиваться во многих областях и открытия сделанные по сути русскими учеными ,русскими считаться не могут т.к. были изобретены в других странах......
Далее список наиболее значимых людей которые имигрировали из России и прославились заграницей.
Больше всего русских беженцев в первые годы революционной смуты оказалось за океаном. Они щедро отплатили Америке за гостеприимство...
Алексей Вячеславович Бродович
Alexey Brodovitch (1898-1971)
АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ БРОДОВИЧ
Русский отец американского печатного "глянца"
Чем занимался в России
Алексею исполнилось шестнадцать лет, когда началась Первая мировая война. Юноша отправился на фронт, но беглеца вернули родителям, а те послали сына изучать науку в Тенишевское училище. После окончания в 1917 году Пажеского корпуса осуществил свою мечту и оказался на фронте. После революции в звании капитана вступил в Добровольческую армию. Был тяжело ранен в боях за Одессу. Восемь месяцев провел в Кисловодском госпитале.
Причины эмиграции
При наступлении большевиков был эвакуирован вместе с другими ранеными сначала в Новороссийск, а затем, по проторенной дороге белой эмиграции, в Константинополь.
Что сделал в Америке
За океаном оказался транзитом через Францию, где в 1920 году начал свою выдающуюся карьеру декоратором в антрепризе Сергея Дягилева. Благодаря этому близко сошелся с художественной элитой Парижа - Пикассо, Матиссом, Кокто, Дереном. Тогда же, за кулисами театра, сделал свою первую фотосерию "Русских балетов", которые теперь считаются классикой "абстрактной" фотографии.
В 1934 году Кармель Сноу, редактор американского журнала Harper s Bazaar, увидев работы Бродовича, тут же пригласил его на пост арт-директора. И тот перевернул устоявшиеся понятия о журнальном дизайне. Бродович воспринимал журнальную страницу как трехмерное пространство, открывающее безграничные просторы для творчества; он был первым в мире арт-директором, сделавшим текст и фотографии единым целым. А еще он привил американцам вкус к европейскому авангарду, заказывая работы ведущим европейским художникам, иллюстраторам и фотографам - достаточно назвать Сальвадора Дали и Анри Картье-Брессона.
Вскоре Бродович основал собственный журнал - Portfolio, продолжив новаторский поиск. В казалось бы рутинную журналистскую работу "он привнес дерзость, граничащую с революционностью, непревзойденное видение и вкус к авангардным экспериментам, которые более тридцати лет внушали благоговение всем, кто когда-либо имел привилегию быть им руководимым", - говорил о нем знаменитый писатель Трумэн Капоте.
После Portfolio художественные издания подобного рода стали возникать в Америке сотнями. В мировой индустрии глянцевых журналов и графического дизайна Бродович является такой же культовой фигурой, как Эйзенштейн для кинематографа.
Алексей Вячеславович скончался в возрасте 73-х лет. По всему миру прошли выставки, посвященные его памяти. Имя Бродовича выбито на стене в Зале Славы нью-йоркского Art Directors Club.
Владимир Козьмич Зворыкин.
Vladimir K. Zworykin (1888-1982)
ВЛАДИМИР КОЗЬМИЧ ЗВОРЫКИН
Русский отец американского телевидения
Чем занимался в России
С отличием закончил Технологический институт в Петербурге, еще студентом участвовал в опытах "дальновидения" знаменитого профессора Б.Л. Розинга, о чем вспоминал в книге Оррина Данлопа "Будущее телевидения" (1947): "Когда я был студентом (в 1907-1912 гг.), я учился у профессора физики Розинга, который, как известно, первым применил электронно-лучевую трубку для приема телевизионных изображений. Я очень интересовался его работами и просил позволения помогать ему. Много времени мы посвящали беседам и обсуждению возможностей телевидения. Вот тогда я и понял недостатки механической развертки и необходимость электронных систем".
В годы Первой мировой войны служил на полевой радиостанции в Гродно, преподавал в Офицерской радиошколе в Петрограде.
Причины эмиграции
В первые революционные годы чин поручика и непролетарское происхождение (родился в семье состоятельного купца) были смерти подобны. Сам Зворыкин впоследствии вспоминал: "Становилось очевидным, что ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности для исследовательской работы, в ближайшем будущем не приходилось... Более того, я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые вынашивал. В конце концов я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка".
Последним толчком к отъезду стала информация о том, что ордер на арест Зворыкина уже подписан.
Что сделал в Америке
Был немедленно востребован компанией "Вестингауз" - лидером американского рынка электроники. "Признаюсь, я почти ничего не понял из того первого рассказа о его изобретении, но я был очень впечатлен этим человеком... просто очарован его убедительностью", - скажет позднее о будущем изобретателе телевидения один из его работодателей.
В 1923 году Зворыкин подал патентную заявку на электронный способ передачи изображения и через несколько лет завершил создание целостной электронной телевизионной системы.
В 1929 году перешел на работу в Radio Corporation of America (RCA), где уже работавший здесь Дэвид (Давид) Сарнов, тоже выходец из Российской империи, пригласил Зворыкина на должность руководителя лаборатории электроники RCA. И вскоре тот явил миру "высоковакуумную телевизионную приемную трубку", которая теперь называется кинескопом. А также передающую электронно-лучевую трубку - иконоскоп, сумев выделить в его луче синий, красный, зеленый цвета и получив цветное изображение.
"Иконоскоп - это современный вариант человеческого глаза", - провозгласил тогда Владимир Зворыкин.
В 1931 году RCA передала первые пробные телепередачи в Нью-Йорке. Усовершенствованные кинескоп и иконоскоп Зворыкина открыли новую эпоху в развитии радиоэлектроники. Дэвид Сарнофф, вложивший в Зворыкина громадные деньги, скажет потом: "Мы потратили почти пятьдесят миллионов долларов, прежде чем вернули хотя бы один пенс от продажи первых телевизоров. Но кто сегодня может сказать, что мы потратили эти деньги зря? Я могу с уверенностью заявить, что Зворыкин самый лучший продавец идей из всех, кого я знал".
Но когда американцы попытались присвоить Зворыкину титул "отца телевидения", он пришел в замешательство: "Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!"
Телевидение осталось главной научной страстью Зворыкина, но не единственной. Он стоял у истоков развития электронной микроскопии. Стал пионером в применении средств электроники в биологии и медицине. Запатентовал изобретения в области электронного обеспечения управляемых ракет. А во время Второй мировой войны занялся (и опять успешно) разработкой приборов ночного видения и авиабомб с электронной головкой наведения.
В составленном в США всемирном рейтинге "1000 лет - 1000 человек" имя Зворыкина вошло в первую сотню вместе с именами Толстого, Достоевского, Петра Великого. Один из коллег назвал его "подарком американскому континенту".
Владимир Николаевич Ипатьев.
Vladimir Ipatieff (1867-1952)
ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ИПАТЬЕВ
Русский отец американской нефтехимической отрасли
Чем занимался в России
После окончания Михайловского артиллерийского училища работал в Санкт-Петербургском университете. В 1916 году стал академиком Санкт-Петербургской академии наук. В рекомендации, подписанной выдающимися учеными, подчеркнуто: "Работы Ипатьева отличаются бо'льшим разнообразием, нежели работы Сабатье, получившего в 1912 году Нобелевскую премию... Россия заняла в области изучения контактного катализа новую, более твердую, бесспорно совершенно самостоятельную позицию".
В годы Первой мировой войны посвятил себя разработке методов защиты от химического оружия и добился блестящих успехов. Генерал-лейтенант Ипатьев руководил Химическим комитетом при Главном артиллерийском управлении, выезжал на фронт, проверяя эффективность защиты бойцов от действия
Причины эмиграции
В середине 1920-х годов, после того как от власти был отстранен тесно работавший с ученым Троцкий, Ипатьев ощутил перемену и в отношении к себе: его вывели из Президиума ВСНХ, недвусмысленно напомнили о том, что в свое время он отказался вступить в партию. В 1936 году, во время научной командировки за рубеж, академик АН СССР Владимир Николаевич Ипатьев узнал о преследовании коллег по подозрению во "вредительстве и шпионаже". Его близкий друг, профессор Е. Шпитальский, был отправлен в тюрьму сразу после избрания членом-корреспондентом Академии наук СССР. Ипатьев принял решение не возвращаться на Родину.
Что сделал в Америке
Русскому "невозвращенцу" предложили преподавать сразу в двух университетах - чикагском Северо-Западном и Нортуэстернском в научном центре Эванстоун - и предоставили лабораторию. В нее он вкладывал все заработанные деньги, приглашая на работу только русских и американцев, знавших русский язык. Крупнейшим открытием Ипатьева стал разработанный им революционный способ перегонки нефти, названный "каталитическим крекингом": он позволил кардинально - на 20 процентов! - увеличить выход бензина при переработке нефти. Другим прославившим русского химика изобретением стал высокооктановый бензин, который во время Второй мировой войны дал американским самолетам победный перевес в скорости.
Вклад Ипатьева в органическую химию и нефтяную промышленность Америки настолько велик, что американские коллеги поставили его в один ряд с Ломоносовым и Менделеевым. А Генри Форд называл Владимира Николаевича одним из основоположников современного образа жизни США.
В 1937 году Ипатьев был признан "человеком года", обойдя тысячу претендентов на этот титул; стал академиком Национальной академии наук США. И, наконец, в мае 1939 года был удостоен медали Лавуазье - высшей награды для выдающихся химиков планеты. Нобелевский лауреат Вальштетер сказал о нем: "Никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев".
На Родину память о нем вернулась лишь в 1990 году, когда Академия наук восстановила его в правах действительного члена.
Георгий Богданович Кистяковский.
George B. Kistiakowsky (1900-1982)
ГЕОРГИЙ БОГДАНОВИЧ КИСТЯКОВСКИЙ
Русский отец американской атомной бомбы
Чем занимался в России
Юный Георгий ничего существенного сделать на Родине не успел. Октябрьскую революцию не принял, считал власть большевиков "авторитарной".
Причины эмиграции
Осенью 1918 года вступил в ряды Белой армии. В 1920 году ушел из Крыма в Константинополь.
Что сделал в Америке
В 1921 году недолгим транзитом через Болгарию и Югославию оказался в Германии. Поступил в Берлинский университет, прошел полный курс обучения всего за три с половиной года, стал доктором химических наук. С выходом монографии "Фотохимические процессы", уже под именем Джордж Кистяковский, был признан в научном мировом сообществе. С 1930 года связал свою карьеру с Гарвардским университетом, тогда же получив американское гражданство. Здесь стал одним из лучших специалистов по взрывчатым веществам, за что в 1941 году был избран членом Национальной академии наук США.
В 1942 году исследования Кистяковского привлекли внимание будущего создателя атомной бомбы Р. Оппенгеймера, он пригласил русского в качестве "консультанта по взрывам". И уже к началу 1945 года в подчинении "мистера Кисти", как назвали его коллеги, работал коллектив из шестисот ученых и инженеров.
Первые атомные бомбы делали на основе урана. Но более заманчивым казалось уже тогда использование оружейного плутония. Однако плутоний-239 никак не желал взрываться по принципу, разработанному для урановых бомб. От решения этой задачи зависело будущее ядерного проекта США - и Кистяковский блестяще справился с задачей. Он разработал боратол - "медленную взрывчатку", действие которой (равномерно со всех сторон с силой в тысячи атмосфер) сжимало плутониевый шар и намертво, до плотности критической массы, прижимало его половины друг к другу. В результате запускалась цепная реакция.
Научное открытие Кистяковского позволило не только вовремя завершить создание "рабочей" атомной бомбы, но и успешно провести ее испытание. Говорят, при первом ядерном взрыве никто не был допущен к "запалу" Кистяковского, кроме самого автора.
Через двадцать один день после испытаний в Аламогордо, 6 августа 1945 года, в три часа утра три бомбардировщика В-29 взлетели с острова Тиниан в сторону Хиросимы.
В 1959-1961 годы Кистяковский был специальным советником по науке и технике президента США Д.Н. Эйзенхауэра. Умер в декабре 1982 года от рака легких. Некрологи в "Вашингтон пост" и "Нью-Йорк таймс" отмечали неоценимый вклад ученого в разработку атомного оружия и... борьбу за мир: к концу жизни он стал одним из создателей соответствующего американского Комитета.
Прах Дж. Кистяковского развеян, по завещанию, возле его загородного дома на атлантическом побережье Кейп-Код (в Массачусетсе).
В публикации использован
Продолжение следует........
Комментарии (0)