Фушуньский угольный разрез, крупнейший в Маньчжурии и в мире
Эта часть
Индустриализация Маньчжурии проводилась, разумеется, в интересах японской военщины. Однако ее методы, цели и общий облик были настолько похожи на индустриализацию в СССР, что исследования этой темы явно не поощрялись. Иначе можно было дойти до интересного вопроса: если советская индустриализация была для народа, а маньчжурская — для японской военщины, то почему они так похожи?
Если отрешиться от эмоций, то надо заметить: два чрезвычайно схожих случая индустриализации прежде слабо развитых в промышленном отношении территорий имеют большую научную ценность для исследования общих закономерностей первоначальной индустриализации.
Маньчжурия — неплохой трофей
Отторгнутая от Китая в конце 1931 — начале 1932 года японскими войсками Маньчжурия была для японцев весьма значимым трофеем. Общее население ее составляло 36 млн. человек, в том числе около 700 тысяч корейцев и 450 тысяч японцев. С того момента, когда в 1906 году Япония по Портсмутскому миру получила от России Южно-Маньчжурскую железную дорогу (ветка Чаньчунь — Порт-Артур), в эту часть Маньчжурии началось переселение из Японии и Кореи.
Маньчжурия ежегодно давала около 19 млн. тонн зерновых культур, добывала около 10 млн. тонн угля, 342 тысячи тонн чугуна. Работали мощная железная дорога, крупный порт Дайрен, в то время второй по мощности порт на всем побережье Китая после Шанхая, мощностью около 7 млн. тонн в год. Уже в начале 1930-х годов имелось около 40 аэродромов, в том числе в Мукдене и Харбине аэродромы были с ремонтно-сборочными мастерскими.
Иными словами, уже к моменту японского захвата в Маньчжурии имелось весьма неплохо развитое хозяйство, обладавшее огромными и почти нетронутыми запасами всевозможных полезных ископаемых, свободными землями, обширными лесами, пригодными для гидростроительства реками. Японцы взялись за превращение Маньчжурии в крупную военно-индустриальную базу и весьма в этом преуспели.
Характерной особенностью именно Маньчжурии было то, что фактически управлявшее ею командование Квантунской армии было категорически против привлечения крупных японских концернов к ее развитию, поскольку военным не нравилась типичная для японской экономики капиталистическая стихия, с трудом поддававшаяся управлению. Их лозунг был: «Развитие Маньчжоу-Го без капиталистов», на основе централизованного управления и планового хозяйства. Потому в маньчжурской экономике поначалу безраздельно доминировала Южно-Маньчжурская железная дорога (или Мантэцу) — крупный концерн, имевший исключительные права и владевший всем, от железных дорог и угольных шахт до гостиниц, торговли опиумом и борделей.
"Азия-Экспресс" ЮМЖД на вокзале, скорее всего, в Мукдене
Однако для крупномасштабного развития нужны были капиталы, и японским милитаристам в Маньчжурии пришлось договориться с крупным японским концерном «Ниссан», учрежденным в 1933 году в результате слияния автомобилестроительной компании «ДАТ Дзидося Сэйзо» с металлургической компанией «Тобата». Учредитель Ёшисуке Аикава (также известный как Гисукэ Аюкава) быстро нашел общий язык с японскими военными, стал выпускать для них грузовики, самолеты и двигатели. В 1937 году концерн переехал в Маньчжурию и принял название «Маньчжурская компания развития тяжелой промышленности» (или «Мангё»). Две компании, «Мангё» и «Мантецу», поделили сферы влияния, и индустриализация в Маньчжурии началась.
Первая пятилетка
В 1937 году в Маньчжурии был разработан первый пятилетний план развития, который предусматривал вложения сначала 4,8 млрд. иен, затем, после двух пересмотров, планы увеличились до 6 млрд. иен, в том числе 5 млрд. иен направлялось в тяжелую промышленность. Точно как в первом пятилетнем плане в СССР.
Уголь. В Маньчжурии было 374 угленосных района, из которых 40 были в разработке. Пятилетний план предусматривал увеличение добычи до 27 млн. тонн, потом до 38 млн. тонн, однако выполнен не был, хотя добыча увеличилась до 24,1 млн. тонн. Однако японцы старались добыть самый ценный уголь в первую очередь. Фушуньские угольные копи, созданные еще русскими во время строительства КВЖД и ЮМЖД, обзавелись крупнейшим на тот момент открытым угольным карьером по добыче высококачественного коксующегося угля. Его вывозили в Японию.
И еще Фушуньские угольные копи
Уголь должен был стать сырьем для производства синтетического горючего. Строилось четыре завода синтетического топлива суммарной мощностью до 500 тысяч тонн в год. Кроме того, имелись запасы нефтеносных сланцев в Фушуне, для разработки которых был построен завод. План предусматривал производство 2,5 млн. тонн нефти и 670 млн. литров (479 тысяч тонн) бензина.
Чугун и сталь. В Маньчжурии был построен крупный металлургический завод «Сиова» в Аньшане, который японцы рассматривали как ответ Кузнецкому металлургическому заводу. Он был хорошо обеспечен запасами железной руды и угля. К концу первого пятилетнего плана на нем было десять доменных печей. В 1940 году завод давал 600 тысяч тонн сталепроката в год.
Помимо него, расширялся металлургический завод в Бэньсиху, который должен был дать 1200 тысяч тонн чугуна в 1943 году. Это был важный завод. Он выплавлял чугун с низким содержанием серы, который шел в Японию на выплавку специальных сталей.
Алюминий. Для развития самолетостроения в Маньчжурии была начата добыча сланцев с содержанием глинозема, и построены два алюминиевых завода — в Фушуне и Гирине.
В Маньчжурии был даже свой «ДнепроГЭС» — Шуйфынская ГЭС на реке Ялу, пограничной между Кореей и Маньчжурией. Плотина длиной 540 метров и высотой 100 метров давала напор для семи гидроагрегатов фирмы «Сименс» по 105 тысяч кВт каждый. Первый агрегат был пущен в августе 1941 года и дал ток для снабжения крупного металлургического завода «Сиова» в Аньшане. Японцы построили и вторую крупную ГЭС — Фынманскую на реке Сунгари: 10 гидроагрегатов по 60 тысяч кВт каждый. Станция была пущена в марте 1942 года и дала ток в Синьцзинь (ныне Чаньчунь).
«Мангё» была ядром индустриализации, в ее состав входили: «Маньчжурская угольная компания», металлургические заводы «Сиова» и Бэньсиху, производство легких металлов, добыча и производство цветных металлов, а также автомобильный завод «Дова», «Маньчжурское акционерное общество тяжелого машиностроения», компания промышленного машиностроения, авиастроительная компания, и так далее. Иными словами, японский аналог Наркомата тяжелой промышленности.
В июле 1942 года в Синьцзине состоялось совещание, подведшее итоги первой пятилетки. В общем, план был выполнен на 80%, но по ряду пунктов был хороший эффект. Выплавка чугуна увеличилась на 219%, стали — на 159%, проката — на 264%, добыча угля — на 178%, выплавка меди — на 517%, цинка — на 397%, свинца — на 1223%, алюминия — на 1666%. Командующий Квантунской армией генерал Умэдзу Ёсидзиро мог бы воскликнуть: «У нас не было тяжелой промышленности, она у нас есть теперь!»
Командующий Квантунской армии генерал Умэдзу Ёсидзиро
Оружие
Маньчжурия обзавелась крупными промышленными мощностями и теперь могла производить много
Авиастроительный завод в Мукдене, по некоторым сведениям, мог выпускать до 650 бомбардировщиков и до 2500 моторов в год.
Автозавод «Дова» в Мукдене мог производить 15-20 тысяч грузовых и легковых автомобилей в год. В Аньдуне в 1942 году также открылся второй автозавод, сборочный. В Мукдене был также завод резиновых изделий, производивший в год 120 тысяч автопокрышек.
Два паровозостроительных завода в Дайрене, еще один паровозостроительный завод в Мукдене и вагоностроительный завод в Муданцзяне — суммарной мощностью 300 паровозов и 7000 вагонов в год. Для сравнения: в 1933 году ЮМЖД имела 505 паровозов и 8,1 тысячи товарных вагонов.
Японские офицеры рядом с танком "Шинхото Чи-Ха". Маньчжурия, 1944 год
В Мукдене, помимо всего прочего, возник Мукденский арсенал — конгломерат из 30 производств, выпускавших винтовки и пулеметы, производивший сборку танков, выпускавший патроны и артиллерийские боеприпасы. В 1941 году появилась «Маньчжурская пороховая компания» с шестью заводами в основных промышленных центрах Маньчжурии.
Второй пятилетний план
О нем известно весьма мало и только из работ американских исследователей, которые изучали захваченные в Японии документы и материалы. В России, в принципе, должны быть трофейные документы из Маньчжурии, но пока что они совершенно не исследованы.
Второй пятилетний план в Маньчжурии не был отдельным планом, как первый, а был разработан в тесной интеграции с потребностями Японии и был, по сути дела, частью общих планов военно-экономического развития Японии, включая все захваченные территории.
В нем больший акцент был сделан на развитие сельского хозяйства, производство зерновых культур, особенно риса и пшеницы, а также соевых бобов, и на развитие легкой промышленности. Это обстоятельство, так же, как и во втором пятилетнем плане в СССР, было связано с тем, что индустриальный замах все же должен опираться на пропорциональное развитие сельского хозяйства, дающего продовольствие и сырье. К тому же и Япония больше нуждалась в продовольствии.
Детали второго пятилетнего плана и развития Маньчжурии в 1942-1945 годах еще требуют исследования. Но пока что можно указать на пару странных обстоятельств.
Во-первых, странный и пока необъяснимый спад производства в 1944 году по сравнению с 1943 годом. В 1943 году выплавка чугуна составила 1,7 млн. тонн, в 1944 году — 1,1 млн. тонн. Выплавка стали: 1943 год — 1,3 млн. тонн, в 1944 году — 0,72 млн. тонн. При этом добыча угля осталась на том же уровне: 1943 год — 25,3 млн. тонн, 1944 год — 25,6 млн. тонн. Что такого произошло в Маньчжурии, что производство стали сократилось почти наполовину? Маньчжурия была вдалеке от театров боевых действий, ее не бомбили, и чисто военными причинами этого объяснить нельзя.
Во-вторых, есть интересные данные, что японцы зачем-то создали в Маньчжурии огромные мощности по производству сталепроката. В 1943 году — 8,4 млн. тонн, а в 1944 году — 12,7 млн. тонн. Это странно, поскольку мощности выплавки стали и мощности выпуска проката обычно сбалансированы. Мощности были нагружены на 31% и 32% соответственно, что дает выпуск проката в 1943 году 2,7 млн. тонн, а в 1944 году — 6 млн. тонн.
Если это только не ошибка американского исследователя Р. Майерса из Вашингтонского университета, опубликовавшего эти данные, то это чрезвычайно интересный военно-экономический факт. В 1944 году Япония выпускала 5,9 млн. тонн стали. Если дополнительно к этому было еще производство 6 млн. тонн проката, то Япония суммарно обладала очень значительными ресурсами по стали, а, стало быть и по производству вооружения и боеприпасов. Если это правда, то Япония должна была получать откуда-то извне значительный объем стали, годной для переработки в прокат, вероятнее всего, из Китая. Этот момент пока неясен, но он очень интригующий.
В общем, в военно-экономической истории Второй мировой войны еще есть что исследовать, и военное хозяйство Японской империи и оккупированных территорий тут на первом месте.
Автор:
Комментарии (0)