Он был гасконцем и принадлежал к знаменитому роду Пардальянов (приятно встретить знакомых, не правда ли?) и полностью его имя звучало так -- Луи-Анри де Пардальян де Гондрен, маркиз де Монтеспан.
Однако древний род и титул еще не обеспечивают человека богатством. Луи-Анри почти всегда был в долгах. Впрочем, это его не сильно печалило. Он был веселым человеком и смотрел в будущее с оптимизмом. В 23 года он женился. Его жена принадлежала к древнему роду Мортемаров, которые в эпоху Крестовых походов владели Мертвым морем.
Как и все Мортемары, Франсуаза де Рошешуар де Мортемар, мадемуазель де Тонне-Шарант (да-да, у Дюма в "Виконте де Бражелоне" изображена именно она) была красива и остроумна. Но тоже небогата.
Зато супруги любили друг друга, и у них родились двое детей. Сначала дочь Мари-Кристин, а через два года после этого сын Луи Антуан.
Ради жены и детей маркиз де Монтеспан готов был свернуть горы. Он решил, что должен обеспечить им достаток, отправившись на войну. Обычный способ в те времена поправить дела. Где только маркизу не пришлось проявлять свои военные таланты, в том числе и в Джиджелли в Африке (да, об этой неудачной экспедиции под командованием герцога де Бофора Дюма тоже рассказывал -- именно там погиб Рауль). Вот только когда он вернулся в Париж, то обнаружил свою жену беременной от короля.
Для Монтеспана это было немалым потрясением. Он боготворил жену, он доверял ей и вдруг такое... И он не собирался смиряться с ситуацией. К немалому удивлению придворных и столичных жителей маркиз публично возмутился бесчестным поступком короля и жены.
Король был в полном недоумении. Он не понимал, из-за чего так много шума. Родственники его фаворитки с благодарностью принимали от него деньги, должности и титулы и не размахивали как знаменем поруганной честью дочери и сестры. Почему муж не мог поступить так же? Король готов был щедро его одарить, но Монтеспан почему-то не желал принимать милости, хотя и был беден. Он даже не побоялся обвинить тех, кто способствовал карьере жены, в сводничестве.
Оскорбленный такой неблагодарностью, король передал приказ Монтеспану покинуть столицу и отправиться в имение. Но не тут-то было. Гасконцы не имеют привычку сдаваться, а оскорбленный в своих чувствах маркиз стал гасконцем вдвойне. Вместо того, чтобы уехать, Монтеспан явился до двору в черной карете, которая вместо плюмажей была увенчана оленьими рогами. Двор тогда находился в Сен-Жермене, и чтобы взглянуть на карету Монтеспана, придворные облепили чуть ли не все окна королевского замка.
Но маркиз не собирался останавливаться на достигнутом и не побоялся высказать королю все, что думал о его поведении, используя при этом самые энергичные выражения.
В результате этой беседы Монтеспан угодил в тюрьму Фор-л'Эвек. Правда, тюрьма была церковной, так что держать там маркиза долго король не мог. Пришлось выслать соперника в его имение. Но если Людовик Четырнадцатый полагал, что на этом маркиз успокоится, то он был неправ. В родном доме маркиз устроил символические похороны неверной жены, поставив над "могилой" крест с датами своей супружеской жизни.
Людовик был смущен таким упорством, а вот его фаворитка обозлилась. Она готова была полностью разорить брошенного мужа, даже забыв, что тем самым разоряет и собственных детей. Но вот тут в войну супругов вмешалась церковь, и маркизе де Монтеспан дали понять, что она зашла слишком далеко. Ей пришлось умерить свой пыл.
Зато через некоторое время король обнаружил, что без мира с маркизом не сможет исполнить самое заветное желание фаворитки. А та хотела стать герцогиней. Герцогский титул давал множество привилегий, к примеру, право табурета -- возможность сидеть в присутствии короля и королевы. К тому же Луиза де Лавальер была герцогиней, а Франсуаза-Атенаис оставалась только маркизой.
Проблема заключалась в непокорном муже -- он упорно отказывался принимать от короля титул герцога. Придворные удивлялись. Парижане сочиняли непочтительные песенки. Королевская фаворитка могла купаться в роскоши и командовать министрами, но не могла стать герцогиней. Ее нищий муж не желал продаваться!
Оставалось утешаться творением Мольера "Амфитрион", который в комедии на мифологические темы изобразил всем понятную историю. К герою Амфитриону, возмущенному изменой жены, является заменивший его Юпитер и произносит следующую сентенцию:
Смотри, Амфитрион, вот заместитель твой!
В своих чертах признай Юпитера. Явился
Я с громом, чтоб ты знал, кто здесь перед тобой.
Довольно этого, чтоб ты душой смирился,
Чтоб снова ты обрел и счастье, и покой?
То имя, что весь мир, робея, произносит,
Рассеет здесь и толки все и ложь:
С Юпитером дележ
Бесчестья не приносит.
Признав теперь, что твой соперник — царь богов,
Гордиться можешь ты и звать себя счастливым.
С мольеровским Юпитером были согласны все придворные, но не был согласен Монтеспан. Он так и не смирился. Когда через много лет маркиза утратила благосклонность короля и вынуждена была удалиться в монастырь, исповедник посоветовал ей примириться с мужем. Франсуаза-Атенаис с готовностью написала маркизу письмо, предлагая восстановить супружеские отношения и обещая быть послушной и любящей женой.
Маркиз отказался. Он был уже тяжело болен и знал, что ему осталось не так уж и много, но простить жену не мог. Он не простил ей оскорбленной любви и то, что она даже не заметила смерть своей двенадцатилетней дочери. Хотя незадолго до смерти в завещании он сделал Франсуазу душеприказчицей, его отношение к ней не изменилось.
Монтеспан умер в 51 год, и в память о непокорном муже нам осталась комедия Мольера.
Комментарии (0)