Мысли об истории вообще и русской в частности
А. Романченко
По работам Ю.И. Венелина и других историков 19 - 21 веков.
Исто́рия — область знаний,
а также
занимающаяся изучением
Первоначальное значение слова «история» восходит к
В
Истории, популярные в той или иной
Слово история пришло из
В
Юрий Иванович Венелин | |
Georgius Hutza |
Дата рождения |
|
---|---|
Место рождения |
|
Дата смерти |
|
Место смерти |
|
Страна |
|
Научная сфера |
|
|
|
Известные ученики |
|
Известен как |
|
Слово история, Бог весть с чего взятое, означает описание или изображение; посему история России есть то же, что изображение России.
Таким образом, вы напишите историю нынешней России тогда только, когда изобразите её со всех сторон и во всех её частях, представите её на ладони. Дело идёт о народе.
Так:
1) Откройте его отличительные черты от прочих народов, язык, имя;
ЯЗЫКИ НАРОДОВ РОССИИ
В обзоре рассматриваются языки тех народов, носители которых живут на территории России и не имеют гос. образований вне Российской Федерации. Таких языков насчитывается ок. 100. Статус некоторых языковых единиц (языков или диалектов) до сих пор не нашёл окончательного решения в науке.
Языки народов России различаются по генетической принадлежности, типологии, численности говорящих на каждом из них, территории распространения, наличию или отсутствию письменности и письменных традиций, графическим основам письменности, своему правовому статусу, объёму своих социальных функций.
Генетическая принадлежность
Языки народов России принадлежат к следующим языковым семьям: индоевропейской, алтайской, уральской (эти три семьи включаются некоторыми языковедами в т. н. ностратическую макросемью), чукотско-камчатской, эскимосско-алеутской, енисейской (иногда, вместе с языками юкагиров и нивхов, условно объединяемыми в группу т. н. палеоазиатских языков) и северокавказской.
Индоевропейские языки
Из индоевропейских языков к языкам народов России относятся представители славянских, иранских, германских и индоарийских языков.
Славянские языки. Представлены русским языком, входящим в их восточнославянскую подгруппу. Русский язык распространён по всей территории РФ (сведения о количестве говорящих на языках народов России приведены в таблице на стр. 210).
Иранские языки. Представлены осетинским и татским языками.
Осетинский язык входит в вост. подгруппу иранской группы языков. Распространён в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (данные о распространении языков даются для территории РФ).
Татский язык входит в юго-зап. подгруппу иранской группы языков. Распространён в Дагестане, в некоторых городах Северного Кавказа (в осн. в Кабардино-Балкарии).
Германские языки. Представлены языком идиш, входящим в их западногерманскую подгруппу. Идиш распространён в разных регионах России (компактной территории распространения не имеет).
Индийские (индоарийские) языки. Представлены цыганским языком, входящим в их индийскую подгруппу. Цыганский язык распространён в центральных, сев. и сев.-зап. областях России, в Западной Сибири, на Алтае (компактной территории распространения не имеет).
Алтайские языки
Из алтайских языков к языкам народов России относятся представители тюркских, монгольских и тунгусо-маньчжурских языков.
Тюркские языки. Наиболее многочисленная группа языков народов России, представленная татарским, чувашским, башкирским, якутским, кумыкским, тувинским, хакасским, карачаево-балкарским, ногайским, алтайским, шорским, долганским, тофаларским, чулымским (чулымско-тюркским) языками.
С 1989 по 2002 год увеличилась численность армян (на 212 %), чеченцев (на 50 %) и башкир. Численность татар почти не изменилась. Незначительно сократилась численность чувашей
В
А максимальная убыль среди народов России с количеством населения свыше 30 000 человек наблюдалась:
Национальный состав населения Крыма
Основная статья:
Рождаемость
Репродуктивные установки и нормы детности в России имеют этнические особенности
Народы | 1897 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Все население | 1417 | 1269 | 1070 | 876 | 731 | 656 | 747 | 396 | 455 |
Русские | 1310 | 1233 | 1191 | 863 | 703 | 667 | 759 | 384 | 450 |
Татары | 1454 | 1432 | 1592 | 1105 | 992 | 680 | 713 | 374 | 401 |
Чеченцы | 1904 | 1805 | 2174 | 2179 | 2256 | 1400 | 1267 | 942 | 1027 |
Евреи | 1490 | 795 | 824 | 337 | 296 | 305 | 343 | 225 | 286 |
В
Самые высокие показатели рождаемости у ингушей (2257 детей на 1 000 женщин), чеченцев (2196) и даргинцев (1975). А также у якутов и бурятов. Ниже всего у русских: на 1000 женщин 1405 детей
Возрастная структура
Доля пожилых (60 лет и старше) % | Уровень старости
| Доля в населении России (% к указавшим национальность) 2002 | Доля в населении России (% к указавшим национальность) 2010 | Народы |
---|---|---|---|---|
Демографическая молодость | ||||
~6 | до 0,25 | 2,17 | 2,78 | киргизы, таджики, турки, цыгане, тофалары
|
Преддверие старости | ||||
~8 | 0,25—0,4 | 2,56 | 2,6 | табасараны, негидальцы, эвены
|
Старость — невысокий уровень | ||||
~12 | 0,4—0,9 | 4,39 | 3,82 | итeльмeны
|
Старость — заметный уровень | ||||
~18 | 0,9—1,5 | 6,35 | 6,11 | (без русских) тазы, осетины, шапсуги, корейцы, марийцы, кумандинцы, молдaвaнe, грузины, татары, грeки, чуваши |
80,64 | 80,9 | русские | ||
Старость — значительный уровень | ||||
~20 | 1,5—4 | 0,74 | 1,47 | удмурты, коми, коми-пермяки, нагайбаки, бесермяне, немцы, мордва |
Старость — высокий уровень | ||||
~30 | 4—7,5 | 2,62 | 0,06 | карелы, финны, вепсы |
Старость — крайне высокий уровень | ||||
~40 | 7,5+ | 0,16 | 1,9 | евреи, украинцы, белорусы |
____________________
2) Изобразите его устройство (organisatio) ибо народ как целое, есть тело органическое; организм этот есть не иное что, как только порядок; порядок же есть единственное условие существования, или жизни целого.
Устройство народа состоит из двоякого порядка:
а) внешнего, или формы устройства, и
б) из внутреннего, или законов и прав.
Вот два условия жизни народа как целого, из коих первое представляет нам органы, или орудия жизни народной, а последнее самую внутреннюю, жизненную силу.
Оба рода порядка имеют между собою столь тесную связь, что один без другого существовать не может. Изображение всего первого на чужом языке называется археологией,
археографией ( )
. Русского названия для этой науки нет, ибо учёные, для общего блага, до сих пор думали, что понятнее будет название науки, вымастеренное из какого-либо бусурманского языка, чем русское и что полезнее для уразумления оного имени заставить юношу коптеть 7 лет над Эллинским языком, чем посредством русского слова дозволять ему понять то в одну секунду.
Это просто, по русски, можно перевести чинопись, т.е. описание чинов.
Археография (от
Археография тесно связана с
Изображение последнего есть (номография) nomographia, законопись, dicaeographia описание прав и законов, иначе,
правоведение,
Правоведение – это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.Так, предметом правоведения являются:
1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;
2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;
3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;
4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.
Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.
В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.
Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).
Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.
Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.
законоведение.
в смысле научного изучения положительных законодательств — см. Правоведение. В смысле более элементарного знакомства с отечественным законодательством оно составляет особый предмет преподавания в военно-учебных заведениях — кадетских корпусах, военных и юнкерских училищах. До 1864г. З. преподавалось и в гражданских гимназиях. Устав учебных заведений 1804 г. к предметам,преподаваемым в гимназиях, между прочим, относил: нравоучение, право естественное, право народное и политическую экономию. С преобразованием гимназий в 1828 г. преподавание этих предметов было отменено. В 1845 г. преподавание З. в некоторых гимназиях было восстановлено, а с изданием правил 1849г., разделивших гимназический курс на общий и специальный, русское З. получило характер главного предмета для готовившихся к поступлению непосредственно после окончания гимназии на государственную службу. Начиная с пятого класса, ему посвящалось по 4 урока (см. Гимназия). Уставом 1864 г.законоведение из гимназического курса исключено и не было восстановлено уставом 1871 г.
В военно-учебных заведениях преподавание З. было введено в 1830 г. Оно имело сначала характер сообщения фактических сведений, касающихся положительного отечественного законодательства, преимущественно военного. Высочайше утвержденное 24 декабря 1848 г. "наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений" признало такой характер преподавания З. несоответственным задачам кадетских корпусов. "Для воспитанников, — сказано в наставлении, — не столь важно запомнить большую массу фактов, сколько развить вообще свои понятия об основных истинах, из которых проистекает и на которых утверждается законодательство всякого благоустроенного государства". Сообразно с этим были переработаны программы по З. и учебное руководство. С преобразованием в 1863 году кадетских корпусов в военные гимназии преподавание З. было перенесено во вновь учрежденные в замен специального курса корпусов военные училища; при этом изучение военных административных законов было выделено в особый предмет, получивший название "военной администрации". В 1871 г. К. Д. Кавелин представил военному министру Д. А. Милютину подробную записку о преподавании З. в средних учебных заведениях вообще (содержание этой записки приведено в брошюре М. Лалаева, "Основы З. как предмета общего образования", СПб., 1889). "При введении в курс средних учебных заведений преподавания З., —писал Кавелин, — можно иметь в виду две цели: или сообщить воспитанникам те сведения из действующего законодательства, которые будут им практически нужны и полезны в ежедневной жизни и службе, или же дать им правильные и ясные понятия о тех отношениях, в какие каждый человек бывает поставлен в государстве, обществе и семье". Практическую цель преподавания он считал недостижимой, достижение же второй цели признавал возможным и весьма желательным. "Необходимость дать молодым людям,вступающим в службу и жизнь, — писал он далее, — правильные и ясные понятия об основаниях, накоторых покоятся человеческие общества, нигде не чувствуется так сильно, как у нас, вследствие особых условий нашей, далеко еще не вполне сложившейся жизни. Домашняя и общественная жизнь не дает у нас юноше того, что она дает в Европе; наша школа и до сих пор должна бороться с дурными, часто безнравственными, порочными привычками и грубыми или превратными понятиями, которые приносят с собою дети из семей и окружавшей их среды. Если школа или случайно благоприятная обстановка не придут юноше на помощь, не дадут ему правильных, ясных и точных понятий об условиях и основаниях устроенной государственной, общественной и семейной жизни, то он легко становится жертвой горестных увлечений, добычей очень нехитрых соблазнов". В проектированном К. Д. Кавелиным курсе надлежало после общих познаний об устроенном общежитии, власти и законе дать обзор: сперва — главнейших фактов жизни и деятельности людей, а потом — организующей деятельности власти и закона. Подобный курс, по его мнению, "укоренил бы в воспитанниках убеждение, что человек не может жить и развиваться вне устроенного общежития, что власть и закон не представляют нечто такое, что может быть и не быть, и что та или другая деятельность их не есть произвольная или случайная, а вызывается и обусловливается действительными фактами, необходимостью согласовать их между собой и направлять к общим целям".Записка К. Д. Кавелина была принята Д. А. Милютиным вполне сочувственно. Для обсуждения возбужденного им вопроса при Главном управлении военно-учебных заведений была образована в том же 1881 г. особая комиссия, которая признала, что преподавание элементарных сведений о праве и общежитиибыло бы не только полезным, но и необходимым дополнением общеобразовательного курса. Практического разрешения вопрос тогда не получил. В 1889 г. состоялось высочайшее повеление о введении в состав учебного курса кадетских корпусов начал З. Таким образом, в настоящее время, преподавание З. в военно-учебных заведениях разделено между корпусами и военными училищами. В корпусах в VII классе, при двух уроках в неделю, преподаются элементарные основы предмета, или, как озаглавлен учебник, "основные понятия о нравственности, праве и общежитии". В военных училищах, а равно в юнкерских училищах с военно-училищным курсом (московское и киевское), в младшем классе, при одной недельной лекции,преподаются русские государственные и гражданские законы и сведения из международного права; в старшем, при двух лекциях — русские военно-уголовные законы в связи с законами общеуголовными.Независимо от законоведения в военных и юнкерских училищах преподается еще военная администрация. В юнкерских училищах без военно-училищного курса преподаются только уголовные законы.
Изобразив подробно внутреннее и внешнее устройство народа, т.е. тело как целое, мы уже получаем о нём довольно ясное понятие.
3) Изобразите душу народа. В этой статье изобразите
а) характер и нравы;
б) умственные способности:
1) всю сферу его сведений касательно Бога, природы и самого человека;
Русское православное христианство
Ислам в России
Буддизм в России
Иволги́нский даца́н «Хамбы́н Сумэ́» — буддийский монастырь-дацан, центр Буддийской традиционной Сангхи России.
Иудаизм в России
2) состояние искусств и изделий.
4) Изобразите его, так сказать, прозябание:
а) все роды напитка, пищи, им употребляемой, образ приготовление и употребления оной:
Русская кухня – это не только щи да каша, хотя и эти блюда заслуживают внимания. Известный гурман Брийа-Саварен признавал только 3 кухни, в число которых входила и русская.
Прежде всего, русская кухня, славится своими первыми блюдами (хлебово): щи, солянки, рассольники (с солеными огурцами, грибами), кальи (рыбный или мясной суп, сваренный на огуречном рассоле), уха.
К некоторым супам, например, к ухе, принято было подавать выпечку – расстегаи.
В жаркое время на первое подавали разнообразные холодные супы: окрошку, ботвинью, тюрю.
К пирогам относились серьезно и обстоятельно. Приготовление кулебяки или курника требует времени и умения. Зато какой плюс: страна была ведущим производителем зерна, поэтому мука всегда была практически в любом доме, ну а начинка – исходя из наличия. Далее – фантазия и мастерство хозяйки.
Активно использовался творог, его добавляли в начинки ватрушек и шанег.
Проще с блинами, которые для многих давно стали визитной карточкой русской кухни. Блины пекли на масле, добавляли начинку или складывали в блинчатые пироги.
Особое место в русской кухне занимают грибные блюда: грибы не только варили или сушили, как в других кухнях, но и заготавливали впрок (солили).
Мясные вторые блюда, как правило, готовились по великим праздникам. Зато какое разнообразие: от котлет и жаркого из субпродуктов до целиком запеченного поросенка.
Зима на большей территории России длится чуть ли не полгода и грех было не использовать минусовые температуры для приготовления пищи. Например, холодца. Благо и на приготовление отборных кусков мяса не нужно.
Рыбная альтернатива холодцу – заливная рыба, осетрина, например. Хотя для меня лично в этом деле номер один это судак.
Запить трапезу тоже было чем: сбитни, квасы, морсы, мёды, водицы, сыворотка с изюмом и уваренный капустный сок, а также чай из высушенных листьев кипрея, то есть иван-чай.
Ценились и крепкие напитки: умели варить хмельные меды (медовуху), березовицу (сброженный березовый сок), квас, пиво.
В 15 в. научились делать «хлебное вино» – водку. К 16 веку водка стала предметом государственной монополии: в 1533 году в Москве, на улочке Балчуг, напротив Кремля, открылся первый царев кабак.
Разумеется, со временем русская кухня менялась, с появлением новых продуктов, изменялась рецептура, старые рецепты забывались. К счастью, все же сохранились рецепты, которые позволяют получить представление о традиционном русском застолье.
б) все виды, качества и формы одеяний:
в) качества и формы жилищ:
(продолжение следует)
Комментарии (0)