История,Альтернативная история,История России,СССР

На чём ездила советская партийная элита

Советский автопром, прошёл большой путь развития от выпуска лицензионных копий заморских иномарок и покупки немецких авто, до создания своих собственных моделей, в том числе и для высшего руководства страны.

С чего все начиналось

Первое поколение советских автомобилей для номенклатуры по большей части состояло из реквизированной в ходе революции собственности у представителей буржуазии и дворянства. Однако из-за бездорожья и отсутствия запчастей данный автопарк очень быстро пришел в полную негодность.


Лицензионная копия

Первым единым служебным авто стал только ГАЗ-А – лицензионная копия американского автомобиля Ford-A, который выпускался с 1932 года в Горьком. Кстати, именно этот автомобиль заложил основу для будущего советского автомобилестроения.


Первый полностью советский
Постепенно ГАЗ-А стал главной служебной машиной номенклатуры, Красной армии, МВД, НКВД, а также работал в качестве такси. В последствии машину заменили более совершенной моделью – ГАЗ-М1. Впрочем, высшее руководство страны на скромных М-ках почти не ездило, предпочитая закупать для своих нужд лимузины Lincoln, Cadillac, Buick и Packard. Первым действительно советским чиновничьим автомобилем (в том числе и для высших кругов) стал ЗИС-101. В период с 1936 по 1945 год он был выпущен тиражом в 8.4 тысячи штук. 

Интересный факт: после окончания Второй мировой войны в стране вновь возник дефицит машин для чиновников. Частично он был удовлетворен за счет трофейных немецких авто.

Рывок к тотальной автомобилизации


Роскошный ГАЗ-12 ЗИМ
В 1946 году стало понятно, что темпы автомобилизации чиновников следует наращивать. Именно тогда появился главный советский автомобиль. Для простых людей создавались «Москвичи». Представители уловного среднего класса могли позволить себе «Победы», а вот для чиновников высших рангов предназначались «Чайки». Именно в это время появляются первые отечественные бронированные автомобили для чиновников, а также полноприводные модели лимузинов. Наконец, появляется и знаменитый парадный фаэтон! Интересно, что автомобили ЗИМ и ЗИС в послевоенные годы также использовались в качестве карет скорой помощи и даже обычных такси. 

Интересный факт: в послевоенное десятилетие было единственным временем, когда советским гражданам могли продать официально в том числе и автомобили высшего класса. Правда, ЗИМ стоил порядка 40 тысяч рублей. Для сравнения, «Победа» стоила 16 тысяч рублей, а ранний «Москвич» только 9 тысяч. Первый премиальный автомобиль, который не стали отпускать в частные руки — «Чайка», вышедшая на дороги в 1959 году.

Предмет статуса


Тринадцатая модель
Еще в сталинские времена автомобиль среди партийной номенклатуры был приравнен к денежной награде. Машины полагались в качестве поощрения в том числе за 25 лет безупречной службы полным корабельным старшинам, а также офицерам. Машины вручали вместе с орденами. Автомобили вроде «Чайки» всегда относились к «Большому классу» и позиционировались с буквы закона в том числе, как «мотивирующий элемент» для советских чиновников.


Для себя и для гостей
Однако, далеко не все представители советской верхушки стремились пересесть на более крутые машины. Бывали и обратные примеры. Ярчайшим из таковых является первый секретарь ЦК компартии Белорусской ССР Петр Машеров, который предпочел устаревшую ГАЗ-13 «Чайку», даже когда получил право использовать более современный автомобиль. 

Интересный факт: Петр Машеров погиб 4 октября 1980 года в автомобильной катастрофе за 2 недели до пленума ЦК КПСС. Ожидалось, что там он будет назначен на должность председателя Совета министров СССР. Неожиданная гибель видного чиновника с высоким авторитетом, как среди коллег, так и среди простых граждан породила множество слухов о политическом убийстве. Кроме того, после гибели Машерова с производства были сняты старые модели ГАЗ-13.

Конец всего


ГАЗ-14
В перестройку советский автопром (в том числе советский премиальный автопром) вошел с новым планом. Разрабатывались и создавались новые, перспективные модели. Конструкторы давали властям все больше новых проектов для чиновников. В последние годы существования СССР было представлено сразу две «Волги», новый седан ГАЗ, ЗИЛ и новая «Чайка». ЗИЛ не понравилась лично Михаилу Горбачеву и проект сразу же закрыли. «Чайка» также стала жертвой могильщика Союза. В те годы в номенклатуре шла «борьба с привилегиями». По распоряжению генсека проект «Чайки» был свернут, а все чертежи и техническая оснастка для производства авто – уничтожены. В итоге история отечественных премиальных автомобилей закончилась вместе со страной в которой их делали.

 


Источник: На чём ездила советская партийная элита
Автор:
Теги: советский Элита Buick Cadillac Ford

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Легендарная советская гимнастка, которую выслали за 101 километр
Легендарная советская гимнастка, которую выслали за 101 километр
14
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 10:26 19 июн 2021
Советская школьная форма: за что ее ругают врачи
Советская школьная форма: за что ее ругают врачи
17
Сайт обо всём и для всех 14:21 10 ноя 2023
Перекормленная элита и «классовый мир» для нищебродов
Перекормленная элита и «классовый мир» для нищебродов
6
Интересный мир 10:31 29 сен 2016
Советская элита никогда не заказывала в ресторане оливье, только этот салат
Советская элита никогда не заказывала в ресторане оливье, только этот салат
0
Застолье 11:12 22 май 2023
Правда или миф: любая советская макаронная фабрика могла выпускать патроны
Правда или миф: любая советская макаронная фабрика могла выпускать патроны
3
Человек познаёт мир 13:12 11 июл 2024
Советская реальность в объективе известных фотографов: Реклама и дефицит в СССР
Советская реальность в объективе известных фотографов: Реклама и дефицит в СССР
3
Человек познаёт мир 08:30 06 янв 2024
Счастливая советская жизнь
Счастливая советская жизнь
12
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 11:25 07 фев 2021
Почему красавица Филлис ездила на великом Аристотеле, как на лошади: Вымысел или унижение
Почему красавица Филлис ездила на великом Аристотеле, как на лошади: Вымысел или унижение
1
Человек познаёт мир 23:30 08 сен 2023
Почему режиссёр Юрий Чулюкин умер в далёкой Африке
Почему режиссёр Юрий Чулюкин умер в далёкой Африке
5
Интересный мир 22:29 24 апр 2024
Как появилась советская тушенка
Как появилась советская тушенка
0
Интересный мир 04:15 11 дек 2016
Советская «Сетунь»
Советская «Сетунь»
0
Интересности 18:22 05 июн 2017
20 ностальгических фото о том, что носила советская молодежь
20 ностальгических фото о том, что носила советская молодежь
7
Здесь только хорошие новости! 17:09 12 авг 2019

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства