Кочергин Н. М.Взятие города Бердаа во время похода
русских на Каспийское море в 943 – 944 гг.
Бердаа обозначен как Barda`a
Неизвестным остаётся и точное число воинов, которое собралось под русские стяги.
Основные события произошли на территории Азербайджана, в районе города Бердаа, расположенного в среднем течении Куры.
Бердаа был крупнейшим политическим и торговым центром тогдашнего Кавказа, столицей Аррана1. Незадолго перед тем, в 940–942 гг., здесь утвердился гилянский2 правитель Марзбан ибн Мухаммед, ставший наместником кавказских провинций халифата. Но в 943 г. сам он находился в Сирии вместе с большей частью своей армии, сражаясь с Византией. Охранял Бердаа пятитысячный гарнизон, возглавляемый градоначальником.
Русы высадились на берег возле самого Бердаа. Градоначальник решил отразить нападение в открытом бою и вывел в поле весь гарнизон, к которому присоединилось некоторое количество добровольцев, «борцов за веру». Русы построились «стеной»3 и стремительно атаковали. Не прошло и часа, пишет Ибн Мискавейх, «как мусульмане были обращены русами в бегство», а солдаты гарнизона «были перебиты все до последнего».
Немногие оставшиеся в живых добежали до городских ворот, посеяв панику среди мирных жителей. Все, у кого под рукой был оседланный конь или другое верховое животное, спешили покинуть город.
Вошедшим в Бердаа русам не было оказано ни малейшего сопротивления. Как ни странно, грабежей и насилий не было, русы против обыкновения «вели себя хорошо». Они даже объявили, что жизнь и имущество подчинившихся им горожан будут пощажены, а их вера не будет оскорблена: «Между нами нет спора по поводу религии4, мы хотим лишь власти. Нашим долгом является хорошо относиться к вам, а вашим — быть верными нам».
Эти необычные для русов авансы мирному населению не прошли мимо внимания историков5, которые единодушно отмечали, что поход 943 г.« коренным образом отличался от предыдущих экспедиций русов на Каспий. В Бердаа грабительская политика сменилась на завоевательную, когда русы стремились обосноваться в захваченном городе, поставив его под свою власть» [Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 225].
Серебряный дирхам, отчеканенный от имени Марзубана ибн Мухаммада
Но, по правде говоря, никакой «перемены политики», собственно, не было: и до, и после нападения на Бердаа русы появлялись на Кавказе лишь как грабители или наемники, которые отнюдь не стремились осесть на здешних землях. Поход 943 г. представляет единичный случай такого рода, и миролюбивое поведение русов до сих пор не нашло себе убедительного объяснения в трудах ученых.
Покровительственные заверения русов, однако же, не были оценены. Напротив, они как будто подтолкнули жителей Бердаа к легкомысленным выходкам. Вскоре к городу подошли мусульманские отряды из соседних областей. Под стенами Бердаа ежедневно происходили жаркие схватки, в которых русы неизменно оставались победителями.
Во время этих стычек горожане, толпясь на стенах, как в ложах амфитеатра, подбадривали криками своих единоверцев, а многие из простонародья выходили из ворот, бросали в русов камнями и выкрикивали оскорбления. Раздраженные русы пытались удерживать их от этого, но увещевания не помогали.
Наконец терпение русов лопнуло. Жителям было приказано в течение трех дней покинуть город. Большая часть горожан пропустила мимо ушей и это распоряжение.
Тогда, по истечении назначенного срока, русы обрушили на головы непокорных свои мечи. Они врывались в дома, грабили и убивали. Несколько тысяч домохозяев согнали в соборную мечеть и потребовали с них выкуп — по двадцать дирхемов с головы, грозя в противном случае перебить всех до единого. Отдать деньги согласились немногие. Их не тронули, но с остальными русы обошлись безо всякой пощады. «Когда русы увидели, что с них им ничего не собрать, — пишет Ибн Мискавейх, — они произвели среди них общее избиение, и спаслись только те, кому удалось бежать [из мечети]». Затем убийцы, забрызганные с головы до ног чужой кровью, рассыпались по городу, «собрали женщин и отроков, изнасиловали тех и других и обратили их в рабство».
Русы хозяйничали в городе до следующего лета, не прекращая своих разбойных вакханалий. Рассказы об их бесчинствах сеяли в округе ужас и возмущение. Современник передает, что «они владели Бердаа в течение года и издевались над мусульманами и насильничали над их гаремами, как никогда не делали этого никакие язычники».
Правда, Ибн Мискавейх пишет, что русы соблюдали своеобразный разбойничий кодекс чести: каждый из русов, обобрав мусульманина, «оставлял его и давал ему кусок глины с печатью6, которая была ему гарантией от других», то есть предохраняла от дальнейших грабежей. Весной 944 г. русы совершили набег на город Мерагу (неподалеку от Тебриза).
Успех сопутствовал им и здесь. Однако вследствие неосторожного употребления местных плодов среди них распространилась эпидемия — дизентерия или холера, и русы вернулись в Бердаа.
Тем временем из Сирии в Арран прибыл наместник Марзбан с войском. К нему примкнуло множество местных мусульман, горевших желанием сразиться с ненавистными язычниками. Под зеленым знаменем пророка собралось до 30 000 человек. С этой армией Марзбан хитростью заманил большой отряд русов в засаду и истребил его.
Ибн Мискавейх свидетельствует, что никто из окруженных русов не сдавался в плен: исчерпав средства к спасению, они предпочитали заколоть себя кинжалами. Был убит некий предводитель русов, не названный по имени7, а также «безбородый юноша, чистый лицом, сын одного из начальников».
Остатки русов укрылись в крепости Бердаа — замке под названием Шегристан. Чтобы истощить силы русов, Марзбан совершал приступы дважды в день – утром и вечером, но неизменно терпел неудачу. Так продолжалось много дней.
Затруднениями Марзбана воспользовался мосульский8 князь, который напал на южные области Азербайджана. Марзбан вынужден был направить против него большую часть своего войска. Оставшиеся в Бердаа продолжали сражаться с русами. Но не оружие сломило сопротивление осажденных. Болезнь, подхваченная ими в Мераге, косила их ряды.
В городе образовалось целое «русское» кладбище (после ухода русов мусульмане откопали там много мечей и другого оружия, которое русы клали в могилы своих умерших товарищей). Когда русы увидели, что им не удержаться в Бердаа, они ночью вышли из крепости, неся на своих спинах огромные мешки с награбленным имуществом, добрались до Куры, погрузились в свои ладьи и уплыли прочь9.
Люди Марзбана не осмелились преследовать их. Натерпевшимся всякого лиха мусульманам Кавказа довольно было того, что Аллах «очистил землю» от безжалостных насильников. Арабские писатели не уставали славить за это Всевышнего еще много десятилетий спустя.
За длительными бедствиями русов в осажденном Бердаа с удовлетворением наблюдали и греки. Память об этом в искаженной форме сохранилась в Житии Василия Нового: «…спасшиеся из рук нашего флота перемерли по дороге от страшного расслабления желудка».
1 Арран — арабское название Кавказской Албании — территории междуречья Аракса и Куры. >
2 Гилян — прикаспийская область Северного Ирана. >
3 Несокрушимая русская «стена» (фаланга) была хорошо известна восточным авторам. Низами в поэме «Искандер-Намэ» говорит, что русы сражались, «щитом прикасаясь к щиту». >
4 В свете различия вероисповеданий русов и жителей Бердаа эта фраза Мискавейха звучит довольно странно, смущая комментаторов. Думается, смысл ее все-таки тот, что русам нет дела до религиозных верований местного населения. >
5 В.В. Бартольд (и не он один) считал, что русы, совершившие набег на Бердаа, были скандинавами. Однако он вынужден был заметить: «...Подробности рассказа показывают, что взятие Бердаа было совершено более стройными и дисциплинированными силами, чем набеги норманнов на христианские и мусульманские города Европы. В рассказах об этих набегах норманны обыкновенно изображаются беспощадными варварами, истребляющими и сжигающими все на своем пути; едва ли в Европе был случай, чтобы языческие норманны при взятии большого города объявляли жителям, что будут охранять безопасность их жизни и имущества...» [Бартольд В. В. Арабские известия о русах. Сочинения. М., 1963. Т. II. Ч. I. // Славяне и Русь: Проблемы и идеи: Концепции, рожденные трехвековой полемикой, в хрестоматийном изложении / Сост. А. Г. Кузьмин. 2-е изд., М., 1999. С. 310]. Совершенно верное наблюдение, лишний раз доказывающее ту истину, что русы никогда не были норманнами (скандинавами). Скажем, сирийский автор XIII столетия Бар Гебрей дал следующую этническую расшифровку арабского термина «ар-рус» применительно к таврическим землям: славяне, аланы, лезгины. Не исключено, что к русам присоединились представители некоторых северокавказских племён. >
6 Вероятно, глину клеймили перстнями с печаткой — эти предметы встречаются в древнерусских «дружинных» курганах. >
7 Известие о гибели предводителя русов в походе на Бердаа ставили в связь с рассказом Кембриджского анонима о конце жизни Х-л-го, который после войны с греками «пошел морем в FRS [разночтения: PRS, TRS] и пал там он сам и войско его». Расшифровка географического названия FRS как Персии (PRS) выглядит спорно, прежде всего ввиду затруднительности «пойти» из-под Константинополя в Персию «морем». К тому же Бердаа находится не в Персии. Коковцов считал слово FRS искажением первоначального Tiras (TRS): «В средневековой еврейской экзегезе библейское имя «Тирас» в таблице народов книги Бытия (Быт., 10, 2) иногда толкуется… как Фракия». По его мнению, местность TRS/Tирас могла появиться в Кембриджской рукописи под влиянием сообщения византийских источников об отступлении в 941 г. Игоря во Фракию [Коковцов В.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. Л., 1932. С. 120]. Тирас также — античное название Днестра.>
8 Мосул — город на р. Тигр (на территории совр. Ирака). >
9 В дополнение к этому известию арабских писателей М. М. Тебеньков и Н. Я. Половой привлекли сообщение Низами в «Искандер-Намэ» о том, что войско русов увел на родину некий Кинтал-рус. По мнению историков, это был Свенгельд [Половой Н.Я. О маршруте похода русских на Бердаа и русско-хазарских отношениях в 943 г. // Византийский временник. М., 1961. Т. 20. С. 105; Половой Н.Я. О русско-хазарских отношениях в 40-х гг. Х века // Записки Одесского археологического общества. Одесса, 1960. Т. 1 (34). С. 353; Тебеньков М.М. Древнейшие сношения Руси с прикаспийскими странами и поэма «Искандер-Наме» Низами, как источник для характеристики этих сношений. Тифлис, 1896. С. 50 и след.]. В. Кожинову даже почему-то слышится, что имя Кинтал «звучит похоже на Свенельд» [Кожинов В. Ольга и Святослав // Святая Ольга – Владимир Святой: Сборник/Сост. Лисовой Н. Н., Поспелов М. Б. М., 1996. С. 178]. На мой слух — не больше, чем Михаил на Ибрагим. Участие Свенельда (воеводы князя Святослава) в набеге на Бердаа ничем не подтверждается. >
Комментарии (0)