Представьте себе ситуацию:
Вы не то, чтобы пожилой, но уже в летах офицер. Всю свою жизнь тянули лямку по дальним гарнизонам. Воевали с Наполеоном, конечно, военные тяготы достались всем, а вот генеральские эполеты – только самым храбрым. А вы – просто обычный служака. Не бог весть какого образования, но исправный и честный. В результате заслужили себе майорский чин да большую плешь во всю голову. Да тут еще повезло – и вас перевели служить в столицу, в стольный город Петербург, в штаб-офицеры.
А в столице – всякие театры, в которые вы любите ходить. Особенно, когда красивая балерина «дивной ножкой ножку бьет». Причем, так как служили вы по дальним гарнизонам, то особенными экзерсисами не избалованы и даже любая столичная халтура вам интересна и занимательна.
И вот покупаете вы билет в театр. Идете отдохнуть, посмотреть интересную пьесу, хорошо провести вечер, а заодно приобщиться, так сказать к культуре. А в театре вашим соседом оказывается какой-то молодой мажор, внешне похожий то ли на обезьяну, то ли на арапа. Да еще и ведет себя соответствующе: громко разговаривает, без конца обливает помоями пьесу и актеров. В общем, сам не смотрит и другим мешает.
Ваши действия?
Наверное, вы как минимум, попытаетесь поставить хама на место? Объясните ему, что тут люди собрались представление посмотреть, деньги заплатили за билеты, чтобы смотреть на сцену, а не на ужимки молодого мажора в соседнем кресле.
Ведь так?
А теперь давайте я скажу, кто были эти два персонажа. А были это – некий майор Денисевич. И тогда еще не совсем «наше все», а мелкий чиновник, коллежский секретарь Министерства иностранных дел, двадцатилетний молодой человек по фамилии Пушкин, по имени Александр Сергеевич, впрочем, уже известный, но не всем, своими стихами, которые публика в основном переписывала друг у друга.
Теперь как? «Нашему всему» можно вести себя по хамски? Или все-таки в театре следует вести себя прилично?
Историю эту мы знаем, так сказать, из показаний воспоминаний Ивана Ивановича Лажечникова, считавшего, что именно благодаря его таланту переговорщика, Пушкин в этот раз не оказался у барьера.
Ведь получилось что?
Пушкин вел себя в театре так, что его сосед, майор Денисевич сначала сделал ему замечание. Потом пригрозил пригласить полицию, чтобы буйного соседа, мешающего смотреть пьесу, вывели из зала. Впрочем, полицию так и не вызвали. Пьесу доиграли, Пушкин добузился.
А после пьесы, уже на выходе, Денисевич еще раз попытался прочитать мораль юнцу:
« - Молодой человек, — сказал он, обращаясь к Пушкину, и вместе с этим поднял свой указательный палец, — вы мешали мне слушать пиесу… это неприлично, это невежливо…»
И что вы думаете?
Виноват почему-то оказался не Пушкин, а вздумавший читать мораль о правилах поведения Денисевич. Потому что 20-летний сопляк и мажор (да простят меня фанаты Александра Сергеевича – писатель он был великий, но вот в частной жизни – совсем не подарок) в итоге заявил, что это повод для вызова. И пообещал утром приехать на квартиру Денисевича с секундантами.
И, что характерно, приехал. Вот уж в чем, а в отсутствии храбрости Пушкина упрекнуть нельзя. Так что утром он был на квартире нашего майора с двумя другими офицерами. Мажоры приехали «на разборки». Стреляться, ага.
Увы, но наш майор струхнул. В итоге начались переговоры и… виноватым во всей истории оказался Денисевич, которому пришлось извиняться за то, что он призывал господина Пушкина к порядку. Дуэль не состоялась, майор сказал, что он был неправ и извиняется перед отпрыском знатного семейства.
Финиш.
Хватило бы смелости у того майора, кто знает, может быть, мы бы и «Руслана и Людмилу» никогда бы не прочитали. Потому что на дворе стоял 1819 год, Пушкин уже вовсю общался в «Зеленой лампе» с будущими декабристами. Писал «Руслана и Людмилу», уже написал «К Чаадаеву» и много чего еще.
Пушкин будет нарываться потом еще не раз. В конце концов с Дантесом нарвется окончательно. Но прежде станет солнцем русской поэзии, из-за чего вот эти все его номера мы воспринимаем с точки зрения «он же гений, ему можно».
А можно ли?
Вот представьте себя в театре или в кино или в ресторане. И рядом с вами какие-то мажоры ведут себя неадекватно. Ведь ругаться будете? А среди них может быть – будущий новый Пушкин. Скорее всего, конечно нет. Ну а вдруг? И запомнят вас тогда на века, как вот этого несчастного майора Денисевича.
Еще и припечатают, как Лажечников в своих воспоминаниях:
«…Денисевич был малоросс, учился, как говорят, на медные деньги и образован по весу и цене металла…»
Вот такие дела у нас получаются.
Комментарии (0)