Некоторые данные о славянской цивилизации в сарматский период. 8.
В предыдущих параграфах мы предложили краткий обзор западных и северных соседей сарматов в порядке, упомянутом Тацитом. Мы рассматривали западную ветвь славян, известных Тациту как венеды. Ни одно другое славянское племя не
Поделиться
упоминается им, поскольку места их обитания, с его точки зрения, были в границах самой Сарматии, и он сознательно не отделяет этих племен от сарматов. Однако, учитывая наши цели, именно восточные славянские племена должны целиком завладеть нашим вниманием. Готский историк Иордан упоминает три основных группы славян, называя их венетами, склавенами и антами соответственно. Он также добавляет, что индивидуальные славянские племена и роды также известны
под различными другими именами. Другой историк шестого века Прокопий Кесарийский был заинтересован славянами лишь в силу их контакта с Византией. По этой причине Прокопий опускает имя венедов и говорит лишь о склавенах и антах (antae). По свидетельству автора, склавены и анты первоначально носили общее имя – споры. Прокопий выводит это из греческого
корня σπορ, который означает «разбрасывание» (ср. «диаспора»). Объяснение вряд ли является верным, но имя заслуживает внимания. «Споры» может быть сравнено с именем сполы или спалы, народ черноморских степей, упомянутый Иорданом; Плинием имя дано как спалеи. Согласно Плинию,
жили в бассейне реки Танаис(Донец – Дон).Имя притока Донца, Аскола, кажется отражающим имя людей, упомянутых как Плинием, так и Иорданом (Оскол или Оспол). Как повествует Иордан, готы атаковали спалов после пересечения большой реки, предположительно Днепра253. Двигаясь на восток от региона Киева, готы затем должны были достичь оскольского и
донецкого регионов, и именно таким образом в регионе Оскола они должны были встретить спалов. Мы должны теперь принять во внимание, что Прокопий помещает племена восточной части антов «над» утигурами, т.е. к северу от Азовского моря, предположительно в районе Донца – Дона. Итак, восточная ветвь антов жила в шестом веке где-то в регионе, в котором готы встретили спалов во втором веке. Очевидное заключение состоит в том, что восточные анты были по крайней
мере топографически наследниками спалов. Существует также интересная лингвистическая параллель между именами спалы и анты в отношении их семасиологии. Славянское слово исполин («гигант») должно быть выведено из имени
сполы. С другой стороны, старое англо-саксонское слово etna («гигант») кажется метатезисом имени enta (анты). Возможно, что под спалами, или гигантами, донецкие славяне подразумевали аланское племя, которое занимало бассейн Донца в первом веке н.э. и установило свой контроль над местными жителями. Мы можем вспомнить в данной связи, что в мингрельском языке слово алан означает "сильный", «храбрый» что близко славянскому исполин («гигант»). Имя аланского клана сполы, или спалы, могло позднее применяться к местным славянским племенам, контролируемым аланами. Таким путем может быть объяснена информация Прокопия, что славяне были изначально известны как споры. Обратимся теперь к антам. Мы видели, что это была иная форма имени ас, или аланов. В то время как Плиний
и Помпоний Мела (первый век н.э.) упоминают антов,
Птолемей (второй век н.э.) передает имя как Ασιοι,
Клавдий Птолемей | |
|
а Стефан Византийский (пятый век н.э.) как Ασσατοι.Мы можем предположить, что анты, или ас, пришли в регион Азова во время общей миграции аланов в первом и втором веках н.э.
Позднее они были известны русским летописцам как асы или ясы (современные осетины). Асы также упоминаются многими средневековыми путешественниками,
среди других Рубруком. Поскольку ас или аланы рано распространились также по Тавриде, неудивительно, что мы встречаем
имя антас на одной из керченских надписей третьего века н.э. Мы теперь вспоминаем заявление Аммиана Марцеллина, что аланы вобрали в себя народы, которых они завоевали, под собственным национальным именем. Итак, группа славян, побежденная ас, могла получить имя своих новых правителей. Мы можем таким образом объяснить, почему во времена Иордана и Прокопия имя анты применялось ко всей восточной ветви славян. Тот факт, что Иордан и Прокопий говорят об
антах (или Antae) скорее, нежели об ас, может быть также объяснено, если мы вспомним форму «антас» керченской надписи. Трансформация 'Αζ,в 'Αντεζ находится в полном соответствии с фонетическими законами греческого языка, ср. γιγαζ, множественное число γιγαντεζ. Следует отметить, что в современном греческом из множественного числа γιγαντεζ было сформировано новое единственное: γιγανταζ. Аналогичным образом, из первоначального 'Αζ сначала могло быть сформировано множественное число 'Αντεζ, а затем вторичное производное, единственное число Ανταζ.Итак, анты должны рассматриваться как славянское племя, контролируемое аланским кланом ас. Иными словами, анты были асо-славянами. Во времена Прокопия они были разделены на две ветви: восточную, в регионе Донца; и западную, в Бессарабии. Иордан знает лишь западных антов. Согласно его информации, они жили в изгибе черноморского побережья между Днестром и
Дунаем. Именно в этом месте готы атаковали антов около 376 г. Мы можем предположить, что они поселились там задолго
до атаки готов. В анналах лангобардов седьмого века, для которых использовались без сомнения некоторые более древние
предания, упоминается страна Антаиб, через которую лангобарды должны были пройти на пути от Балтики до Паннонии. Предполагали, что имя Антаиб должно быть объяснено как Земля антов. Ссылка на Антаиб, однако, не совсем ясна. Лангобарды едва ли когда-либо достигали нижнего Днепра или южного Буга. Однако трудно опровергнуть предположение, что во время их пребывания в Трансильвании они могли начать переговоры с антами и послать к ним гонца. Подобное взаимодействие между лангобардами и антами могло иметь место в любое время между концом второго и началом четвертого века н.э. Итак, если мы хоть как-то доверяем традиции лангобардов, мы можем предположить, что анты, или скорее их западная ветвь, поселились в регионе Буга не позднее, чем в третьем веке н.э. и, возможно, раньше. По моему мнению, поселение антов в регионе Буга может быть отнесено к периоду аланской миграции, т. е. ко второму веку н.э. Две группы антов, как было ранее упомянуто, были, возможно, в древности более тесно взаимосвязаны. Западная или бугская группа занимала регион между Днепром
и Бугом, в то время как донецкая группа поселилась в регионе между Днепром и Донцом. Две группы, возможно, объединялись
в районе порогов Днепра. Готское вторжение, пополам разрезая две группы антов, обособило их друг от друга, но позднее они вновь сошлись. Насколько мы знаем, один из родов иранских антов или ас был известен как светлые ас (рухс-ас). Позднее славянские племена, подчиненные роду рухс, могли принять это имя. В перечне племен, покоренных Германарихом,271 мы находим имя Рокаса (Рогаса). Это, возможно, другая транскрипция имени Рухс-ас (Рок-Ас). Другое племя упомянутое Иорданом и могущее относится к проблеме, – это росомоны. Согласно Иордану, росомоны восстали
1,2 Гунны азиатский и европейски. 3.Гот
После измены готам руги/росомоны заняли в гуннской орде привилегированное положение ближайших союзников. Один из сыновей гуннского правителя Ульдина (401–408) носил имя Ругила, то есть, видимо, «маленький руг»*. «Этнически окрашенные» имена обыкновенно содержат указание на этническую принадлежность матери ребенка. Варварские племенные союзы часто скреплялись браками предводителя ведущего племени с дочерями вождей подчиненных или союзных племен. Поэтому выглядит вполне естественным, что отец Ругилы Ульдин женился на представительнице княжеского рода ругов, оказавших гуннам неоценимую услугу в войне с остроготами.
Около 434 г. орда Ругилы отправилась в поход на Константинополь. К этому времени относится первое в византийской литературе упоминание библейского «народа Рос» в связи с нашествием северных варваров. Оно содержится в послании константинопольского патриарха Прокла. Как повествует современник событий Сократ Схоластик («Церковная история»), нашествие было прервано внезапной гибелью Ругилы от молнии и распространившимся среди варваров мором. «В то же самое время, — продолжает византийкий историк, — возбудил к себе удивление и епископ Прокл, приноровив в своем поучении пророчество Иезекииля о Церкви к дарованному Богом спасению (от гуннов. — С. Ц.)».
В синодальном переводе Библии это место из книги пророка Иезекииля звучит так: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!» Далее предрекается нашествие на «горы Израилевы» откуда-то «с севера» и конечное избавление народа избранного от врагов по милости Господа (Иез., 38: 1–8).
Если говорить об исторических реалиях данного текста, то есть все основания видеть в библейском Гоге лидийского царя Гига или Гуггу (692–654 гг. до н. э.), основателя новой династии, к которой принадлежал знаменитый Крёз; термины Мешех и Фувал идентичны землям Муски и Табал в Малой и Передней Азии, известным по ассирийским надписям и Геродотовой «Истории», где упоминаются «мосхи» и «тибарены». Кого подразумевали древние евреи под «народом Рош», точно неизвестно. Некоторые филологи подозревают здесь ошибку перевода — «рош» в древнееврейском оригинале будто бы означает «правитель, глава», и, следовательно, данное выражение имеет значение «Гог, князь-глава Фувала и Мешеха»[Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 100]; этому мнению, однако, противоречит упоминание имени Рош в книге Бытия (Быт., 46: 21).
Впрочем, древнее значение этого термина для нас не так уж и важно. Важнее то, что в Септуагинте (греческом переводе Библии, датируемом II в. до н. э.) имя «Рош» передано в форме «Рос» и традиционно считалось племенным названием. Логично думать, что ссылка патриарха Прокла на библейское пророчество могла оказать воздействие на умы пасомых им ромеев лишь в том случае, если среди нападавших имелся народ (или правитель) с созвучным именем. Значит, патриарх Прокл сослался на народ «Рос» в силу вполне определенных ассоциаций с именем Ругилы (Руаса-Роаса) и его союзников ругов/русов, усмотрев в их роковом созвучии осуществление грозного пророчества.
Действительно, впоследствии византийские историки традиционно связывали нашествия русов с библейским пророчеством о народе «Рос», благодаря чему в византийской литературе закрепилась именно эта форма этнического имени русов. Например, Лев Диакон пишет о походе князя Святослава на Византию следующее: «О том что этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, [что] он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие; говорит об этом и божественный Иезекииль такими словами: «Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос».
По свидетельству Иордана, руги были в войске Аттилы во время его знаменитого поход в Галлию и приняли участие в битве на Каталаунских полях (451 г.).
Но после смерти «Бича Божьего» руги выступили на стороне коалиции германских и сарматских племен против гуннов. В 454 г. союзники разбили своих бывших хозяев на реке Недао (Недава, приток Савы). В этом сражении погиб любимый сын Аттилы — Эллак и 30 000 гуннов, уцелевшие откочевали в причерноморские степи. Все Подунавье оказалось в руках антигуннской коалиции.
против Германариха вскоре после вторжения гуннов. Возможно, что имя в описании Иордана, если оно не искажено устной традицией, является другой формой произношения имени роксоланы. Изначально рухс могло на некоторых местных диалектах звучать как рос, росс или русь, в свете чего могут быть поняты источники греческого ρωζ и славянского русь. Давайте теперь обратимся к склавенам. Если анты жили в регионах Донца и Буга, а венеды в регионе верхней Вислы, то можно предположить, что склавены первоначально занимали территорию между ними: т.е. территорию между Карпатскими горами
и средним Днепром, по преимуществу в районе Киева. Часть склавенов, как мы видели, под давлением Германариха
двинулась на север и в итоге обосновалась вокруг озера Ильмень. Большинство склавенов должно было остаться, однако, в
их старых местах обитания, будучи подчиненными готам, а позднее гуннам. К концу V века они начали свое движение на нижний Дунай. Два других племени, которые, возможно, также были славянского происхождения, – навары и бораны – жили в регионе Азовского моря. Птолемей (второй век н.э.) зафиксировал город Навар (Ναυαρσ) в бассейне реки Каркинит, которая, возможно, может быть отождествлена либо с Утлюк или Токмак в северной Таврии. Согласно В.Ф. Миллеру, имя Навар
Всеволод Фёдорович Миллер | |
|
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: |
происходит от иранского nau (лодка); следовательно, мы можем заключить, что навары были кораблестроителями и моряками. Поскольку ни иранцы, ни тюрки никогда не выказывали склонностей к операциям торгового флота или навигации, навары могут скорее рассматриваться как славяне, нежели как иранцы или тюрки. Бораны упоминаются в некоторых источниках готского периода (третий век н.э.) как смелые моряки. Они жили где-то в регионе нижнего Дона. Имя звучит по-славянски – боран, произносимое сегодня баран, означает по-русски название животного. Интересно, что Плутарх упоминает холм Бриксава на реке Танаис (Донец – Дон) и комментирует, что это имя означает «лоб барана» на местном языке. Согласно В.Ф. Миллеру, имя Бриксава является иранским, означая «рог барана».
Источник:
Комментарии (0)