Говорим с Максимом Оленевым, отчественным историком-генеалогом, исследователем.
- Существовала ли дедовщина в царской армии и в чём она выражалась?
- В рекрутской армии так называемой “дедовщины» не было и быть не могло в принципе. Та армия была сословием со своими правилами и привилегиями. Да и срок службы в ней (25 лет) неуставным взаимоотношениям не способствовал.
Репин. Проводы новобранца
Обучение военному делу поступившего на службу рекрута в первой половине ХIХ веке продолжалось несколько лет, обычно два-три года. Фактически это означало, что взятый на военную службу рекрут обучался всему необходимому, повторяя то, что делали более опытные солдаты.
- Кто же тогда наставлял молодёжь на правильный путь?
- В российской армии в ХIХ веке существовала особая фигура – так называемый «дядька». Военный энциклопедический лексикон 1856 года так определяет роль этого лица: «в продолжении одного года всякий поступающий на службу считается рекрутом и состоит под особым надзором старого солдата (дядьки), которому он должен повиноваться и отдавать честь как ефрейтору. За то дядька наблюдает за поведением рекрута, руководствует его в приобретении необходимых для каждого солдата познаний и повторяет с ним ротную школу, после приобретения которой, новобранец поступает уже в разряд молодых солдат».
В специальной памятке, предназначенной для «дядьки», который назначался для обучения новобранцев, указывалось, как ему нужно встретить молодое пополнение: «пришли твои новобранцы в казарму – первое дело опроси, как их зовут и назови себя. Покажи им ротный образ, назови святого и заставь их перекреститься и помолиться Богу, чтобы служба прошла тихо, без горя и чтобы выучка далась легко.
Из каждого новобранца-мужика надо сделать отличного солдата, то есть честного и храброго воина, вполне послушного своим начальникам и готового везде, во всякое время, исполнять всякие приказания начальника. «Дядька» играл значимую роль в первоначальном обучении молодого рекрута.
- Кем был этот «дядька»? Кто его контролировал?
- Как правило, учителя для молодых солдат, то есть «дядьку», отбирали из среды наиболее подготовленных солдат, уже имевших продолжительный срок службы и хорошо разбирающегося в том, чему и как нужно было учить молодого рекрута. Обычно за таким «дядькой» закрепляли несколько молодых рекрут. За деятельностью этого наставника обязаны были присматривать унтер-офицеры, которые при необходимости могли вмешиваться в процесс обучения рекрута и даже, если возникала такая необходимость, могли отстранить нерадивого «дядьку» от исполнения служебных обязанностей. Необходимо отметить, что определенную часть обучения рекрута брали на себя унтер-офицеры и младшие офицеры, назначенные соответствующим приказом командования воинской части.
- Как соотносилась классовость граждан и уставные отношения?
- Этот вопрос надо разделять на две плоскости – линейную и вертикальную.
С линейной была масса вопросов. Например, как могли уживаться в одной казарме, дворянин и крестьянин? Ведь были единичные случаи (их на самом деле не так много), когда дворян (правда, по большей части мелких) зачисляли в обычные пехотные полки рядовыми. Хотя все-таки должности они занимали получше.
И в мое время со мной рядом, в частности, служили некоторые «не простые» молодые люди. Родители всегда пытались чем-то помочь своему чаду, как-то облегчить его службу. Либо попытаться выбить для него военный округ поближе к дому, или должность не пыльную или отправить «под присмотр» в часть к какому-нибудь знакомому офицеру.
С горизонтальной же плоскостью все проще. Офицерский корпус в основном был дворянский, поэтому отношения с нижними чинами, выходцами из простого сословия, во многом строился по принципу «я - хозяин, ты – холоп».
Комментарии (0)