История,Альтернативная история,История России,СССР

О методах чтения исторической информации нанесённой на поверхности археологических артефактов. (Часть2.)

О методах чтения исторической информации нанесённой на поверхности  археологических артефактов. (Часть 2.)

Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов (род.  30 июня  1942Москва) —  советский и российский философ, специалист по философским вопросам  естествознания.  Доктор философских наук, профессор.

Философские вопросы  естествознания

slide-share.ru Философские проблемы естествознания Лектор: канд....

Естествознание - область науки, изучающая совокупность естественных наук, взятую как целое.

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.

Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь. Она восходит еще к античному периоду становления науки. Как уже отмечалось, первичное не-расчлененное знание о мире и человеке, накопленное в течение многих столетий развития первобытно-родового общества, было совокупностью эмпирических сведений, верований и мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. Изобретение письменности, развитие материального производства, разделение умственного и физического труда интенсифицировало накопление знаний.

Это привело к возникновению науки как теоретической системы знаний о мире, а затем - к дифференциации наук. Становление философии и конкретных естественных наук по их предмету и теоретическому содержанию исторически происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями. Уже в  Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.

terraoko.com Новое знакомство со старой античностью!

Вместе с этим происходило предметное самоопределение философии, которая все более сосредоточивалась на всеобщих проблемах бытия и познания.

Также известен как автор  псевдонаучных теорий и публикаций

dokonline.com Палеонтологический крах теории эволюции (2007)

В данном случае хорошо и давно известная теория эволюции признана псевдонаучной.

в области древнерусской истории и лингвистики.

Но являются ли теории и публикации В.А. Чудинова псевдонаучными? Только на основании  заявлений авторитетных людей в официальной исторической науке России?

Как уже было сказано: "Основным методом исследований В. А. Чудинова является пристальное рассмотрение фотографий исторических изображений и предметов, изучение их мелких деталей для поиска скрытых или затёршихся от времени текстов. В. А. Чудинов обнаруживает надписи там, где остальные видят либо игру природы, либо чисто художественные несимметричные узоры. При этом прочитанные им надписи написаны, по словам Чудинова, либо «рунами  Рода» (как утверждает Чудинов, это «народная протокириллица», напоминающая нынешний  гражданский шрифт, но обычно с чрезвычайной неровностью и лигатурами), либо «рунами  Макоши» («жреческое слоговое письмо»),  силлабарий которых, как утверждает В. А. Чудинов, он расшифровал в ходе своих исследований. ..."

"...Чудинов усматривает рунические надписи более чем на 3 тысячах археологических и других объектов. В их числе — древние святилища и  священные камни, предметы  культа и утварь античных и доантичных времен,  грамоты, христианские иконы первых веков и другие артефакты. Несколько раз был участником конфузов, когда расшифровывал якобы «славянские руны» на космических телах и предметах современного происхождения..."

Судя по обёму обработанной информации В.А. Чудиновым, поставленной под сомнение хоть и авторитетными людьми, но без проверки, вся она не может быть ложной.

Работы Чудинова, претендующие на открытия в области  эпиграфики 

nadpisi-dr-rusi.livejournal.com Древнерусская эпиграфика. — LiveJournal

и  палеографии,

syl.ru Понятие палеографии

не признаются научным сообществом. Специалисты причисляют его концепции к жанру

  фолк-хистори.

pereformat.ru Жанры всякие нужны?

Выводы этих концепций Чудинова не основаны на  научных методах работы с источниками, а его работы по истории и лингвистике в рецензируемых научных журналах не публиковались.

infourok.ru Исторические источники - это всё то, что может...

Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина  палеография.

Пример палеографии по Чудинову в произведении "ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА.  Очерк деполитизированной истории."

"...при рассмотрении миниатюр Радзивилловской летописи, и на каждом рисунке обязательно содержался врисованный в него текст. Полагаю, что никаких исключений не будет представлять собой и миниатюра № 13. Таким образом, я перехожу к ее рассмотрению, разделив на две части, левую и правую. Сначала я рассматриваю левую часть (рис. 182).

 

 

Рис. 182. Левая сторона миниатюры № 13 Радзивилловской летописи и мое чтение надписей

 Естественно, что наиболее информативна голова персонажа. Я начинаю с головы князя Вагрии. Читая с трудом различимые линии от трона за шапочкой, а затем и завитки волос, получаю текст: ХАН ВАГРИИ МИКОЛАЙ КРОДО. Итак, в Вагрии был не князь, но ХАН! Более того – это наш хороший знакомый Николай Кродо! Вот, оказывается, кто собирал дань со славян в 859 г. н. э.! Так что теперь мы получаем представление о годах его правления: середина IX в. н. э.

На уровне глаз можно прочитать надпись КТО ЯРА, нос, рот и борода дают текст: НАМ И МИРУ ЯВЛЯЛ КАК ПОМОРА. Из этого текста становится ясным, что Николай Кродо пропагандировал Яра не как бога войны и не как бога любви, а как бога всех поморов. Судя по надписям из самой Вагрии, в этом нет ничего удивительного.

Далее рассматриваем бочонок с медом. Надпись на нем читается сначала сверху вниз по левой стенке, затем – по правой, и только потом – в центре. Она гласит: ВАРЯГУ – ДАНЬ. Заметим, с каким почтением передается этот бочонок; видимо, дающий дань человек не испытывает никакой враждебности к тому, кто ее берет. А на его волосах тоже можно прочитать много интересных слов. Например: КНЯЗЬ РУРИК РУСИ ЯРИЛОВОЙ. Иными словами, Рюрик уже является князем, но не у нас (а мы помним, что на карте Евсевия нынешняя Россия называлась Русью Славян), а на Руси Яриловой. Из этого можно сделать вывод о том, что Вагрия и Варяжская Русь в IX в. н. э. представляли собой не одно, а два государства. Но если положение Вагрии мы определили, то с географией Руси Яра еще следует разобраться." 

 

Эпигра́фика (от  др.-греч.ἐπιγραφή — надпись) —  вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей и изображений на твёрдых материалах ( камнекерамикеметалле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Наскальное искусство - основной термин, принятый для обозначения изображений, нанесенных на поверхность валунов и скал или на стены пещер. Эти изображения выполнены в различной технике и соответственно именуются по-разному: пиктографы (росписи), петроглифы (выбитые многократными ударами каменного молотка по поверхности скалы, создающими множество точечных углублений, из которых складывается рисунок), гравировки (образованные идущим по контуру изображения желобком, получившимся от ударов молотком по долоту или иному подобному инструменту) или трафаретные рисунки (нанесенные путем набрызгивания краски поверх какого-либо предмета - зачастую человеческой руки, благодаря чему получалось «негативное» изображение). Наскальное искусство было распространено в разных регионах земного шара, особенно в Сахаре, Индии, Средиземноморье, Скандинавии и на западе Северной Америки; древнейшие его памятники появляются примерно 30 000 назад.

 Собственно говоря, данная вспомогательная историческая дисциплина существует уже довольно давно в недрах археологической науки. Но обычно ее вклад в историографию не очень велик и ограничивается прочтением и комментированием какого-либо текста, нанесенного не на бумагу или пергамент, а на камни, металл, дерево, кость, стекло – более прочные материалы, которые могут сохранять надписи в течение столетий, а иногда и тысячелетий.

Пример Эпиграфики по Чудинову в произведении "ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА.  Очерк деполитизированной истории.

У Г. С. Гриневича имеется и изображение этрусского бронзового шлема из добычи, взятой при Киме в 474 г. до н. э., с посвятительной надписью Гиерона Сиракузского [34, с. 308]. Г. С. Гриневич читает, как обычно, нечто невразумительное, например, ВЬИЯ ЙАВЪКАВЪДАЖИЕ И КАВУО ЩИ ЖИЕ КА(К) / НЕ А И ТЪВУОИ ЖУВОЙА А НЕ ВЪЖУИВЪИ / ТЪВОИ ДА И ТЪВОЙА АКА АПО ВЪ НЕВО [34, с. 203], что, оказывается, означает: И КОГО ЗАЩИЩУ ЖЕ, КАК НЕ Я, И ТВОИ ЖИВЫЕ, А НЕ МЕРТВЫЕ (?) ТВОИ, ДА И ТВОЯ КАКАЯ НАДЕЖДА НА НЕГО [34, с. 204]. Странная, выхваченная из контекста фраза, кусок ответа кого-то кому-то. Кто этот ТЫ, к которому обращается владелец шлема? На кого надежда, кто этот ОН? Почему у собеседника следует спрашивать, кого защищать? На эти вопросы нет ответа и у самого исследователя, он лишь замечает, что «с этой надписью предстоит еще работать» [34, с. 204]. Иными словами, Г. С. Гриневич нам продемонстрировал эпиграфический полуфабрикат.

 

 

 

Рис. 3. Бронзовый шлем из Кима и чтение его надписи Г. С. Гриневичем и мною

 

Разумеется, я, как обычно, читаю иначе. Развернув надпись в противоположном направлении, читаю: НЕ МНОГИЕ (реверс: написано МОНИГЕ) ДО НОРИ (реверс: написано ДО НОИР) ШЛИ (реверс: написано ЛИШ). Вторая строка: ЙО ИЗ СИРАКУЗ (реверс: написано ИС как О, далее КАРУЗ) ОТ ЙА, КТО (буквы ТО написаны бустрофедоном строкой ниже). Третью строку следует читать слева направо: ИДИТ В РАЙ НА ПОКУЙ (буква Y в качестве Й скорее угадывается в самом конце строки на закруглении шлема). Итак, весь текст выглядит так: НЕ МНОГИЕ ДО НОРИ(КА) (ДО) ШЛИ. ЙО ИЗ СИРАКУЗ ОТ ЙА, КТО ИДИТ В РАЙ НА ПОКУЙ. Перевод совершенно не затруднителен: НЕ МНОГИЕ ДОШЛИ ДО НОРИ(КА). Я – ИЗ СИРАКУЗ, ОТ ТЕХ, КТО ИДЕТ В РАЙ НА ПОКОЙ. К особенностям сиракузского диалекта относится произношение личного местоимения Я (ЙА) как ЙО. Такая норма установится позже в испанском и итальянском языках. Напротив, личное местоимение ТЕ и родительный падеж от него в данном примере соответствует древнерусскому личному местоимению множественного числа Я (с родительным тоже Я), что и соответствует записи ЙА. Слово ИДЕТ у этрусков пишется как ИДИТ, слово ПОКОЙ – как ПОКУЙ, так это слово произносится в польском. На 16 явных слов имеется несколько неявных. Наверху шлема чуть выше блика можно прочитать слова ЛАГЕРЬ НОРИК. Чуть ниже читаются слова ОКОЛО ХРАМА МАРЕ. Еще ниже написано слово (Г)ЕРОИКА. А внизу шлема, почти у нижней кромки фрагмента, можно прочитать слова ЮНЫЙ ВОЯКА. Так что юный сицилиец находился в лагере в Норике (нынешней Словении), на самом севере Италии.

На мой взгляд, все слова предельно ясны, и работать с этим текстом далее нет смысла...."

Мне посчастливилось обнаружить, что помимо очень редких крупных надписей существовали более мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают подчас бесценную историческую информацию. Именно на них я и строю данное исследование.

МИКРОЭПИГРАФИКА - как принципиально новый метод.

Каждая наука рано или поздно переходит с исследования объекта обычного размера на микроуровень. Первой на рубеже XVIII-XIX веков перешла биология, когда стала рассматривать биологические объекты под микроскопом. Выяснилось, что все известные и видимые невооруженным глазом объекты состоят из микрообъектов, которые были названы клетками. А большинство болезнетворных паразитов – это микрообъекты другого рода: клетки, бактерии, вирусы. Однако микробиология остановилась бы в своём развитии, если бы не была решена другая проблема – различения клеток организма и тел болезнетворных микрочастиц. Для повышения контраста был применены различные способы окрашивания, ибо все тела под микроскопом выглядят одинаково полупрозрачными.

 

Примерно так же развивалась и Микроэпиграфика. Она является продолжением науки эпиграфики. «Эпиграфика (от греч. επιγραφ? — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формынадписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом» (Википедия). Микроэпиграфика, как это следует из названия, переходит к рассмотрению малых и мельчайших надписей.

Само название МИКРОЭПИГРАФИКА  подразумевает, что в этой науке одним из основных инструментов является МИКРОСКОП  - часто использемый не только микробиологами но и криминалистами. Методы КРИМИНАЛИСТИКИ при исследовании артефактов и использованы профессором В.А. Чудиновым и при этом мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают бесценную историографическую и историческую информацию.

 

 


Источник: О методах чтения исторической информации нанесённой на поверхности археологических артефактов. (Часть2.)
Автор:
Теги: история история России артефакт информация метод чтение livejournal

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства