Начнём, пожалуй, с давности и традиций, связанных в архитектуре с одержанными военными победами. Слово "трофеи" в переводе с латинского tropaeum, trophaeum означает обращение врагов в бегство. А бегущий, а не просто отступающий враг оставлял на поле боя и знамёна, и оружие, и доспехи. Поначалу трофеем назывались памятные дубовые столбы, установленные на поле боя. Ствол дерева очищали от ветвей и коры, а затем вешали на него доспехи побеждённого. Древние греки и римляне, в основном, вешали на такой столб шлем и панцирь противника, а сам столб посвящали "владыке сражений" - небесному заступнику и помощнику, коему и приносили в дар подношение. Раз древнегреческим воинам способствовал Зевс, столб трофея изготавливали из дуба, считавшемся его деревом.
Вероятно, древние греки и, вслед за ними, римляне, торопились воздать должное немедленно, потому делали это на поле боя. А ещё на трофее делалась посвятительная надпись (кому, от кого, за что).
Римляне, перенявшие традицию от греков, больше любили устанавливать трофеи в городах. Таковыми стали триумфальные арки, объединившие в себе традицию триумфального шествия и трофея.
Так или иначе, а традиция воздвижения трофеев оказалась живучей. Не обошлись без трофеев и члены влиятельного рода Медичи. В семейной капелле, а именно в новой сакристии капеллы Медичи, по замыслу занимавшегося её сооружением (строительством и украшением) Микеланжело над саркофагами принцев Джулиано и Лоренцо должны были быть и трофеи
Эскиз оформления могилы Лоренцо Медичи Федерико Цуккари, выполненный между 1575 и 1580
Как показывает практика, не все задумки, возникающие в ходе проектирования и строительства, реализуются. Так многие ниши, в которых поначалу планировалось разместить различные скульптуры, остались пустыми.
Но часть скульптур была изготовлена.
В том числе и два трофея (второй на верхней картинке).
Героическое оружие и трофеи
"Оригинальное обустройство, которое я придумал для новой ризницы, было намного сложнее, чем то, что вы можете видеть сегодня своими глазами. В частности, могилы двух герцогов, должны были быть украшены большим количеством скульптур. Ниши по бокам от двух герцогов сегодня пусты, они должны были бы вместить такое же количество стоящих скульптур, в то время как в верхнем регистре четыре сидящие на корточках фигуры образовали бы что-то вроде рамки для трофея оружия. Олицетворения двух рек, лежащих на Земле, никогда не были изваяны, хотя они оставались моделью для будущей памяти одной из рек, выставленной в Casa Buonarroti, во Флоренции. Фестоны, гирлянды и различные детали обогатили бы и сделали всё это более гармоничным, чтобы сделать украшения легко интерпретируемыми для посетителей.
Реализацию трофеев я доверил Сильвио Козини, который обладал особой способностью к осмыслению подобного рода сюжетов. Это был пизанский скульптор, который также имел возможность приложить руки к фризам и капителям новой ризницы. Вазари также упоминает о его работе, рассказывая историю Андреа Фаттуччи: ”он не сделал никаких трофеев для этого захоронения, но они остались несовершенными для осады Флоренции". Если я правильно помню, он также работал над люстрами алтаря и барельефами амфор.
Косини не преминул показать свое мастерство, разработав две замечательные и необычные темы. Он обогатил их фестонами, вуалями, масками, сатирами и бараньими головами, избегая симметрии между двумя композициями. Эти два трофея, также называемые доспехи, все еще видны: вы можете полюбоваться ими в проходе, который отделяет часовню князей от новой ризницы.
Ваш всегда Микеланджело Буонарроти
Маски Сильвио Косини
Немного о скульпторе
Родился Сильвио примерно в 1495 году, в Пизе в семье мастера плотника Джованни Neri Козимо (Giovanni Neri di Cosimo). Был учеником итальянского скульптора Андреа из F'iesole, также известного как Андреа Ферруччи (1465 - 1526), Андреа ди Пьеро Ферруцци и Андреа да Фьезоле.
В 1524 г. работал над памятником Строцци (Strozzi), в Санта-Мария-Новелла под руководством Андреа из Фьезоле. В 1528 г. изваял скульптуры двух ангелов для собора в Пизе. Осенью 1529 года работал над изображением Никколо Каппони (Макиавели) в Кастельнуово-ди-Гарфаньян. Существует квитанция 1530 года об оплате ему выполнения алтаря в иезуитской церкви Санта Мария ди Монтенеро. И с 1530 года мастер проживает в Генуе, где находится дворец Дориа. В 1533 работает над могилой Джакопо Сансовино в Венеции, а затем, в 1542 году перебираетс в Геную (ваяет прокурора Киприана Паллавичини), затем в Милан. Последнее упоминание о нём датируется 1549 годом (Пьетрасанте).
Сильвио, как скульптор, участвовал в создании этого алтаря
Он был прекрасным мастером и особенно ценился, за удивительную фантазию, связанную с мистикой. Мистики и аллегорий в капеллах предостаточно, ибо это - тоже традиционно. Демпси отмечал, что резчик масок фриза - Косини « из-за его неотразимых и даже навязчивых образов демонов в форме личинок, обвинялся в том, что он баловался черной магией». (Что там всегда изображали маги и оккультисты?)
Одна из масок у подножия Ночи
Под рукой Лоренцо то, что принято считать шкатулкой
" Мышиная мордочка находится на высоте около трех метров и при невооруженном взгляде выглядит этаким ушастым Микки-Маусом. Так и воспринимали мышку во времена скульптора и до сравнительно недавнего времени, пока возможности современной оптики не позволили приблизить и запечатлеть на снимках вторую зубастую пасть и почти львиный приплюснутый нос головы животного. Ученик скульптора Кондиви вспоминает, что Микеланджело говорил ему, что хотел изобразить в Капелле мышь как символ времени, пожирающего все. "
А поскольку усыпальницы связаны с миром мёртвых, то вполне ожидаемо присутствие в них изображений потусторонних сущностей, выдумывать которых люди любили во все времена. Кроме мифических существ в усыпальницах смерть изображалась всеми возможными способами. Для передачи идеи о том, что каждого ожидает смерть и тлен, изпользовались изображения змей, жаб и червей. Например, вот такие изображения присутствуют на кенотафе Содерини
Связать трофеи в усыпальницы с образом смерти - для итальянцев было обычным делом. Так символы смерти и времени оказались вместе.
И всё бы ничего. Но скульптурные изображения, выполненные в единственном числе, вдруг стали нам предлагать, как доказательства существовавшего генетического вмешательства в существование человечества. В частности, военные трофеи
выдают за плоды такого вмешательства, пытаясь доказать, что панцири скрывали присутствие нелюдей от людей.
При всём том, современники изготовления этих двух трофеев ни сном, ни духом о них не ведали, иначе масса народа участвовавшего в строительстве, а также интересующейся знати просто не смогла бы не проболтаться об этом. В усыпальнице постоянно толклись посетители.
Два рисунка Федерико Цуккари, показывающего художников и строительных мастеров. Некоторые ученые, которые копируют работы Микеланджело в Новой сакристии в Сан-Лоренцо во Флоренции, Париж, Музей Лувр, Департамент графических искусств
Может быть пора в сторону таковых альтернативщиков покрутить пальцем у виска?
В наше время трофеи можно встретить и в спорте, например, чемпионские кубки. Однако, трофей здесь уже не носит посвятительный характер, а является добычей. Интересная история произошла с трофеем чемпионата Allsvenskan по футболу в Стокгольме. С трофеем (кубком), названным в честь бывшего президента УЕФА Ленарта Йоханссона связана почти детективная история.
Долгое время ходили упорные слухи, что внутри кубка скрыта посвятительная надпись. В декабре 2010 года, чтобы проверить слухи, в мяче было просверлено отверстие, и с помощью артроскопа была обследована внутренняя поверхность шара.
Оказалось, что изготовивший трофей ювелир Ингемар Еклунд выгравировал внутри надпись, посвящённую не любимой команде Ленарта (в честь которого проводятся игры), типа "Bajen forever", а её противнице. "Юргорден лучше всего", - говорится в тексте, а также выгравированы имена Хенрикссона, Анны, Людвига и Леопольда.
Комментарии (0)