История,Альтернативная история,История России,СССР

О смысле главных археологических понятий

ЗАГАДКИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

А. Романченко

по научно популярной книге авторов: А.А.Бычков, А.Ю.Низовский,

П.Ю. Черносвитов

О СМЫСЛЕ ГЛАВНЫХ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

myslide.ru Археология Наука, изучающая историю по памятникам...

Поскольку нам в дальнейшем изложении придется до­вольно часто ссылаться на результаты археологических ис­следований, мы познакомим читателя с главными поняти­ями, которые употребляются археологами при описании изучаемых ими объектов.


karelia-group.com.ua Понимание идеологического подтекста

Прежде всего, это термин археологический памятник. Вообще само слово «памятник» общеупотребительно в сре­де историков. Письменный исторический документ, на чем бы он ни был написан — тоже памятник. Археологиче­ский памятник — памятник в этом же смысле: он носитель памяти той эпохи, от которой остался. Это может быть мо­гильник любого времени и любой «конструкции», главйое, что делает его объектом возможного археологического ис­следования — то, что он «вышел из употребления» живу­щих сегодня или живших недавно людей, «выпал» из со­временной жизни, из современной культуры. Он перестал быть-кладбищем, он стал именно памятником.

100grm.ru Рюриково городище археологическийпамятник IX...

Радзивилловская летопись, л. 14v Миниатюра: Поход Олега Вещего с дружиной на Царьград. Tекст из Радзивиловской летописи: "... С сими со всеми поиде Олег на конех и на кораблех, и бе числомъ кораблей 2000. Прииде къ Царюграду; и греци замкоша Суд, а град затвориша. ... " Литература: Кукушкина: Радзивиловская летопись. Текст. Исследование. Описание миниатюр, стр. 308

Это могут быть остатки поселения любой эпохи и любо­го размера, от сезонной стоянки охотников или рыболо­вов, в виде одного жилища, до многокилометрового по периметру города. Конечно, на этом же месте и сегодня может находиться современный «живой» город или селе­ние — и такое сплошь и рядом случается: сколько веков стоит на одном месте- Рим, Париж, Прага, Москва, Новго­род и тысячи других городов? Но это не мешает понима­нию того, что эти города содержат в себе, «под собой» со­временным, археологический памятник под тем же (а иногда и под другим!) названием в виде культурного слоя сколь угодно большой толщины и структурной сложности. Более того, из этого слоя, с разных его глубин, сквозь со­временную дневную поверхность могут «высовываться» — и в долгоживущих каменных городах в больших количе­ствах! — древние сооружения, «вписавшиеся» в современ­ную городскую структуру, но относящиеся к разным эта­пам существования этого города. Это, как правило, древ­ние городские укрепления, замки-детинцы, дворцы, храмы и т.д. И тогда мы говорим о них, как о памятниках архи­тектуры той или иной эпохи. Но не нужно забывать, что, •одновременно они — и археологические памятники, кото­рые могут и должны изучаться вместе с культурным слоем того времени, к которому относится их сооружение.

modscheats.ru В Новгороде нашли древнеескандинавское...

Еще один важнейший археологический термин — куль­турный слой.

Культурный слой — слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей. В зависимости от продолжительности жизни людей в поселении и их деятельности, толщина слоя изменяется в пределах от нескольких сантиметров до 30—35 метров. С целью изучения следов деятельности человека и восстановления по этим следам истории поселения, археологи проводят раскопки.

Считается, что мощность культурного слоя пропорциональна объёму жизнедеятельности на площадях, где слой отложился. Культурный слой простирается в глубину до материка — напластований, не несущих в себе следов жизнедеятельности человека.

Срез культурного слоя с разметкой

Надо сказать, что при всей благозвучности этого наименования, на самом деле под ним подразумева­ется слой, образовавшийся в результат# человеческого бес­культурья. Это все то, что люди поломали, разбили, на­швыряли, потеряли, выкинули и втоптали в грунт прямо там, где жили. Если бы люди во все эпохи своего суще­ствования тщательно прибирали за собой — выметали полы своих жилищ и территорию своих поселений, то ар­хеологам к нашему времени ничего, кроме остатков строи­тельных конструкций, могильников и мусорных куч, не осталось бы. Конечно, остатки строений тоже входят в по­нятие «культурный слой», равно как и мусорные кучи, на­ходимые иногда при больших городах, но синхронизиро­вать вещи из этих последних с определенными строитель­ными горизонтами, выявляемыми при раскопках культур­ного слоя городов, можно только потому, что в этих самых горизонтах находятся вещи аналогичного вида — те самые, брошенные, потерянные, затоптанные.

ru-hidden.livejournal.com Петербург допетровский допотопный. "Культурный...

Все это касается и относительной датировки могильни­ков. В самом деле, как определить, к какому этапу суще­ствования того или иного поселения (или города), или к какому из разновременных поселений, существовавших когда-то в этой местности, относится тот или иной мо­гильник, найденный археологами в ближайшей к ним ок­руге? Да именно по одинаковым вещам, имеющимся в погребениях и на поселениях, в определенных горизонтах культурного слоя этих поселений! А вещей, находимых при раскопках археологических памятников, существует масса, и самых различных.' Это может быть все, чем пользуется человек определенного ис­торического времени в быту и в производстве. И вряд ли надо кому-нибудь объяснять, что именно они, точнее, их совокупность с какого-либо памятника, служит главным определителем времени его существования. Ведь не зря же археологическая периодизация истории оперирует «веще­ственными» наименованиями главных эпох: каменный век, бронзовый век, ранний железный век. Разумеется, рабочая временная археологическая шкала более детализирована, и большинство людей, интересующихся историей, в целом с ней знакомо. Сейчас мы напоминаем об этом лишь для того, чтобы подчеркнуть важный момент: именно комплекс вещей, полученных при раскопках какого-либо поселения или могильника, позволяет синхронизировать отдельные археологические памятники между собой и помещать их в определенную историческую эпоху: в каменный, бронзо­вый или какой-то другой век.

gk170.ru Исторические памятники новгорода и окрестностей...

А вот если такой вещевой комплекс выявляется на не­скольких поселениях, или в разных слоях разных же посе­лений, то археолог вправе сделать вывод: слои с таким ус­тойчивым вещевым комплексом относятся к одной и той же археологической культуре. И если впредь где-то будут попадаться отдельные вещи, входящие в этот комплекс, то мы вправе предположить, что они произведены в рамках этой культуры, то есть в данном месте и в данное время, а потом попали в другое место путем продажи, обмена, за­воза или как-то еще. И, что самое важное: если это вещи сравнительно недолго живущие, хрупкие — такие, как стекло, керамика — то можно утверждать, что культурные слои других памятников, в которых они были найдены именно как отдельные, чужие здесь вещи, синхронны той археологической культуре, в вещевой комплекс которой они входят, как в «родной».

Археологи́ческая культу́ра — совокупность материальных памятников, которые относятся к одной территории и эпохе, и имеют общие черты

anapacity.com Майкопская археологическая культура

Напомним читателю: именно так и осуществляется «провязка» по горизонтали (то есть по времени) сети гло­бальной относительной хронологии археологических па­мятников, о которой мы говорили выше. Конечно, в этой «провязке» участвуют и долгоживущие вещи, например, металлическая посуда, орудия, оружие, монеты или юве­лирные украшения. Они хороши тем, что могут распрост­раняться действительно на огромные, тысячекилометровые расстояния по цепям обмена или караванным путям. Но все «неудобство» их для археологов состоит в том, что они дол­гоживущие и могут передаваться из поколения в поколе­ние, особенно те из них, которые сделаны из драгоценных металлов. Там, куда они попадали из центров своего произ­водства, их могли использовать — или просто хранить — по сто — двести лет: редко можно сказать точно, сколько именно. И когда они попадаются в культурном слое, и уж подавно — в погребальном инвентаре чьей-то могилы как личная принадлежность погребенного, то археолог обяза­тельно задумается над тем, приобрел ли покойный эти вещи сам, или они достались ему, скажем, в наследство от его прабабушки.

Керамика же в этом отношении — материал куда более благодатный, именно потому, что горшки долго не живут\ Зато их веками использовали как тару для перевозки пи­щевых сыпучих или жидких грузов, особенно в античное время. И уж если нашли мы осколки какой-нибудь милет­ской амфоры хоть за тысячу верст от Средиземноморья, в культурном слое поселочка на Западной Двине, то можем быть уверены: потягивали здешние охотники-рыболовы греческое вино, и именно тогда, когда греки его произве­ли, пару тысяч лет назад! И не просто так попало сюда это вино, а, скорее всего, в обмен на что-то такое, что здешние охотники добыли и что можно было на это вино обменять.

lubovbezusl.ru Ямная археологическая культура - История...

Наконец главное для нашего дальнейшего изложения археологическое понятие — археологическая культура. Прежде всего, читателю нужно запомнить: этот термин не имеет почти ничего общего с тем, что мы подразумеваем под словом «культура», когда говорим: русская культура, японская культура, западная культура, восточная культура и т.д. В строгом смысле слова археологическая культура — это совокупность артефактов (объектов, созданных челове­ческими руками), обладающих устойчивым набором призна­ков, помогающих отличить ее от другой подобной совокуп­ности — и все! В эту совокупность входит и способ органи­зации поселения — тип застройки стоянок, поселений и городов — и тип жилищ, и остатки хозяйственной деятель­ности в виде пищевых отбросов (костей, зерен), и вещевой комплекс, включая материалы, из которых эти вещи дела­лись, и технологии их изготовления, и наиболее типичные орнаментальные мотивы на этих вещах. Сюда же относятся и всякие культовые места, — если их удается выявить, и многие предметы, назначение которых нам непонятно и которые поэтому называются при описании памятника «культовыми», хотя они могут быть и совершенно иными по смыслу. Просто мы теперь таких не делаем — живем-то в другую эпоху и в других культурах! — и эти смыслы для нас давно потеряны.

reass.ru Культовые места Баргузинской долины по трассе...

Ну а какое объединение людей, какой тип человече­ского сообщества стоит за понятием археологическая куль­тура? Конечно, логика подсказывает нам, что единая мате­риальная культура, скорее всего, вырабатывается у людей, живущих единым же коллективом. Но, во-первых, каковы должны быть размеры такого коллектива, какова должна быть «степень связности» входящих в него людей и как долго он должен существовать как целое, чтобы внутри него выработалась эта самая единая материальная культура? Во-вторых, археологи же понимают, что им достается лишь большая или меньшая часть этой культуры — та самая, бро­шенная, потерянная и забытая, о которой мы говорили выше. А что она’представляла собой в целом, мы не знаем. Может быть, тех ее составляющих, которые до нас не дошли, было так много и в разных поселениях одной и той жt археологической культуры они были так непохожи, что, увидев живую культуру во всей ее полноте, нам бы и в го­лову не пришло считать ее единой культурой! Поэтому про­фессиональные археологи с большой осторожностью отно­сятся к попыткам как своих коллег, так и историков, и эт­нологов, и лингвистов напрямую отождествить археологи­ческую культуру с каким-либо этносом, или народом, или государством древности, известным нам по письменным или этнографическим источникам.

historystudies.msu.ru в понимание термина«археологическая культура» и...

Из этой, вполне оправданной осторожности и вытекают наиболее употребительные названия археологических куль­тур, — как правило, по месту нахождения того первого па­мятника, который впоследствии оказался типичным по со­вокупности признаков для целого ряда ему подобных: лу­жицкая, пражская, трипольская, андроновская и другие культуры. Иногда наименование археологической культуре могут дать по какой-то типичной для всех ее памятников черте, например по способу погребения. Отсюда — ямная культура, катакомбная культура, культура полей погребаль­ных урн и т.д. Но культура может быть названа .и по како­му-то характерному типу вещей, встречающихся на всех ее памятниках, или даже по, характерному орнаменту на этих вещах, как правило, на керамике. Так появились назва­ния — культура шаровидных амфор, культура воронковид­ных кубков, культура колоколовидных кубков и т.п. Из это­го не следует, разумеется, что вся керамика таких культур сводится только к этому типу сосудов: разных ее типов на разных памятниках одной и той же культуры может быть прорва. Но в ее керамический комплекс обозначенный тип керамики входит как обязательный, наиболее характер­ный, как говорят — маркирующий.

А вот и типичные названия археологических культур, данные по орнаментальному признаку, культура штрихо­ванной керамики, культура шнуровой керамики, культура накольчатой керамики, культура ямочно-гребенчатой кера­мики и т.д. Но когда названия даются по такому общему признаку, то на самом деле в него вписывается целый круг родственных культур, которые могут различаться по ряду других признаков. И общий ареал, занимаемый этими культурами в какую-то эпоху, может быть огромным. Опять-таки, мы не всегда можем сказать, соответствует ли этот ареал территории расселения какого-то этноса "'древ­ности разделившемуся на ряд исходно родственных пле­мен, или этот маркирующий орнаментальный мотив рас­пространился среди изначально чуждых друг другу коллек­тивов за счет «ползучей миграции» его носителей или за счет межплеменных браков. Все это — огромная, важней­шая задача для археологов, которая решается только при комплексном изучении памятников.

egyptfan.ru История исследований

Наконец, иногда названия археологическим культурам даются по имени того этноса древности, который, по мне­нию большинства ученых, эту культуру нам в «наследство» оставил..Например, скифская культура, сарматская культу­ра, этрусская культура, древнеегипетская культура и тому подобные. Строго говоря, эти названия не совсем коррект­ны, поскольку у того, кто ими пользуется непрофессио­нально, может создаться впечатление, что за ними дей­ствительно стоит культура того или иного народа в полном объеме. Но, на самом-то деле, это чисто условные названия все тех же археологических культур со всеми их «прокола­ми» в полноте наших знаний о «живых» культурах тех наро­дов, именами которых они названы. И, тем не менее, ар­хеологи все-таки пользуются этими названиями, поскольку в силу особых исторических обстоятельств — ну, повезло нам в этом! — мы можем быть уверены, что эти археологи­ческие культуры оставлены именно этими народами. Ибо сохранились многочисленные письменные свидетельства того, что в такую-то эпоху эти земли были населены наро­дом с этим названием, и этот народ вел такой-то образ жизни, — скажем, кочевал со своими стадами по степям, воевал таким-то оружием, пользовался в быту такой-то по­судой, таким-то образом хоронил своих знатных покойни­ков, и т.д.

И если теперь мы в степях Причерноморья находим курганы со всеми теми признаками, которые по античным письменным источникам «числятся» за скифами, то мы

имеем некоторое научное право считать археологическую культуру с таким набором признаков именно скифской культурой. Правда, потом выяснится, что аналогичный на­бор признаков (с небольшими вариациями) имеют памят­ники на громадной территории — от Дуная до Монголии «по горизонтали» и от южной границы леса до среднеази­атских пустынь «по вертикали», то есть там, где ни о каких скифах античные авторы и не слышали. Но тогда в архео­логии (а заодно и в истории) появится понятие «скифоид- ные культуры» — более нейтральное, не претендующее на отождествление археологического приятия с каким-то ре­альным народом древности, а лишь «намекающее» на схо­жесть их культуры со скифской. А в общем, еще раз под­черкнем: такого типа названия археологических культур немногочисленны и не слишком популярны среди профес­сионалов.


Источник: О СМЫСЛЕ ГЛАВНЫХ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
Автор:
Теги: смысл Археология брак быль быт

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства